Рабочая программа инструктора по физической культуре
Разработала: инструктор по физической культуре
Мороз Н.А.
Елабуга, 2013 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы по физическому воспитанию в детском саду компенсирующего вида. Данный сад является трёх групповым:
- Группа 01 «Особый ребёнок»- дети с диагнозом детский церебральный паралич;
- Группа 02 «Особый ребёнок»- дети имеющие умственную отсталость;
- Группа 03 «ЗПР»- дети с задержкой психического развития.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Основной базой рабочей программы являются: - Образовательная программа детского сада; - Программа «Корекционно-развивающее обучение и воспитание» под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; «Воспитание и обучение умственно отсталых детей» под ред. О.П. Гаврилушкиной»; «Воспитание и обучение детей с ДЦП дошкольного возраста» под ред. Н.В. Симоновой;- Вариативные программы «Содержание и методика занятий физкультурой с детьми страдающим церебральным параличом» под ред. Н.Н. Ефименко, Б.В. Сермеева; «Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития» пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений; «Физкультурные занятия с детьми» под ред. Л.И. Пензулаевой; «Физическая культура для малышей» под ред. С.Я. Лайзане.
Длительность групповых занятий:
• Дети с детским церебральным параличом 10 -15 минут
• Умственно – отсталые дети 15-20 минут
• Дети с задержкой психического развития 20-25 минут
Длительность индивидуального занятия от 10 до 25 минут
Особенности физического развития детей с детским церебральным параличом:
- задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности;
- слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами, являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза);
- согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты);
- наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность, мышечная гипертония);
- несформированность реакций равновесия и координации движений.
Особенности физического развития умственно – отсталых детей:
- становление двигательных навыков идёт с большим опозданием, задерживается прямостояние, они поздно начинают ходить, бегать, прыгать;
-плохая координация;
-неполный объём движений, а также недостаточная их управляемость (произвольность);
-нарушены все виды моторики;
-мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
-несформированность равновесия;
-нарушение осанки, плоскостопие.
Особенности физического развития детей с задержкой психического развития:
- гипер-или гиподинамия;
-нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
-общая скованность и замедленность выполнения движений;
-дискоординация движений;
-недостаточно сформированы функции равновесия;
-плохо развито чувство ритма;
-нарушение осанки и плоскостопия;
-заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
группа | цели | задачи | направление |
Дети с ДЦП | Создать при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылки для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни. | · Коррекция установок опорно – двигательного аппарата; · Преодоление слабости; · Нормализация тонуса мышц; · Улучшение мышечно – суставного чувства и тактильных ощущений; · Развитие предметно – манипулятивной деятельности рук (пальцев); · Формирование равновесия и ориентировки в пространстве; · Формирование различных опорных реакций рук и ног; · Общая релаксация организма и отдельных конечностей. | |
Умственно – отсталые дети | Корригировать физическое развитие и двигательный аппарат. Воспитывать положительное отношение к физическим занятиям. Стимулировать двигательную активность | · Учить детей выполнять движения по подражанию взрослому; · Учить ходить стайкой за педагогом; · Учить детей ходить и бегать друг за другом; · Учить ходить по сенсорным дорожкам и следочкам; · Воспитывать у детей интерес к участию в подвижных играх; · Учить детей спрыгивать с высоты 10-15 см; · Учить детей ползать гимнастической доске, залезать на горку и слезать с неё; | Формирование осанки; профилактика плоскостопия; |
Дети с ЗПР | Охрана и укрепление здоровья детей, укрепление опорно – двигательного аппарата, создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации. | · Учить детей выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами; · Учить ловить и бросать мячи разного размера; · Учить детей строится и по сигналу находить своё место в строю; · Учить детей ходить на носках, на пятках и на внутренних сводах стоп; · Учить ходить по сенсорным дорожкам и гимнастической доске; · Учить детей ходить и бегать с изменениями направления; · Учить детей прыгать на двух ногах и на одной ноге; · Формировать у детей желание участвовать в подвижных играх. | · Построение; · Ходьба; · Бег; · Прыжки; · Катание, бросание и ловля мяча; · Ползание, лазанье, перелазание; · Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов; · Подвижные игры. |
Перспективное планирование занятий по физической культуре
месяц | неделя | Группа детей с ДЦП | Группа детей с умственной отсталостью | Группа детей с ЗПР |
Сентябрь | Период адаптации – подвижные игры, игры – забавы, обследование двигательных навыков и физических качеств | |||
октябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя | упражнения для формирования вертикального положения головы; из исходного положения лёжа на спине; из исходного положения лёжа на животе; повороты головой; упражнения для формирования контроля за положением головы | построение: в линию; друг за другом; на ширину вытянутых рук; парами; в круг с помощью педагога, взявшись за руки | построение: на ширину вытянутых рук; друг за другом; парами; в шеренгу вдоль линии; самостоятельное построение в круг |
ноябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | упражнения для развития реакций опоры; упражнения для развития равновесия рук; пассивные упражнения; стимулирование активных движений с помощью массажного мяча | ходьба на носках, на пятках; с подниманием колена на (петушки); с выполнением задания (руки вверх, в стороны, на пояс) по подражанию; обходя кубики, кегли и т.д. вслед за педагагом | ходьба: на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп; приставным шагом; с выполнением задания (руки за голову, в стороны, на пояс); в полуприседе |
декабрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | упражнения для формирования умения самостоятельно садится: на мяче; верхом на валике; на стуле; на полу | бег: по кругу взявшись за верёвку; в разных направлениях; друг за другом; по кругу, обозначенному канатом | бег: друг за другом; с остановкой по сигналу; по кругу; прямой галоп |
январь | 1 – 2 3 неделя 4 неделя 5 неделя | каникулы; упражнения с использованием предметов: мячиков; гимнастических палок; кубиков | каникулы прыжки на двух ногах «как зайчики»; через предметы; с высоты до 15 см | каникулы прыжки на двух ногах, на одной; в длину, с высоты 15-20 см; ноги вместе – ноги врозь |
февраль | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | упражнения для развития верхних и нижних конечностей: пассивные упражнения; сгибание, разгибание; вращательные упражнения; упражнения на сопротивление | прокатывание мяча друг другу из положения сидя; прокатывание мяча через ворота; бросание мяча двумя руками; ловля мяча от педагога | бросание мяча из разных положений (от груди, из-за головы, снизу); прокатывание мяча между предметами; отбивание мяча на месте двумя и одной рукой; подбрасывание мяча вверх и ловля |
март | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | упражнения для формирования поворотов туловища: в положении лёжа; на горке или валике; на массажном мяче; на полу с помощью педагога | ползание в прямом направлении; между предметами; перелазание через маты; проползание по дугой | ползание змейкой между предметами; лазание по гимнастической лестнице; ползание на животе; перелазание через препятствия |
апрель | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | упражнения для формирования положения на четвереньках: с помощью массажного мяча; на четвереньках повороты головой в разные стороны; на четвереньках манипуляции предметами; формирование предпосылок к ползанию | упражнения с гимнастическими палками; перешагивание через г. палки приподнятые от пола на 5 см.; ходьба по г. палкам боком приставным шагом; катание г. палки ногами в положении сидя (стоя по возможности) | упражнения с гимнастическими палками; перешагивание через г. палки приподнятые от пола от 5 до 20 см.; ходьба по г. палкам боком приставным шагом; катание г. палки ногами в положении стоя |
май | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | упражнения для формирования умения стоять: с помощью педагога; с помощью ходунков; упражнения в сухом бассейне; упражнения на тренажёрах | Развивающие подвижные игры; занятия на детских тренажёрах; игры в сухом бассейне |