Социально-психологической службы системы образования
Социально-психологическая служба (Служба) в системе образования Луганской Народной Республики действует с целью выявления и создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности и обеспечения охраны физического, психического здоровья детей и молодых граждан Луганской Народной Республики.
В своей деятельности руководствуется Временным основным законом (Конституцией) Луганской Народной Республики, международными и республиканскими актами и законами в области защиты прав детей, действующим законодательством Луганской Народной Республики, указами и распоряжениями Главы Луганской Народной Республики, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования и науки.
Служба призвана обеспечить своевременное и систематическое изучение психофизического развития ребенка, мотивов его поведения и деятельности с учетом возрастных, интеллектуальных, физических, половых и других индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития и самовоспитания, способствовать выполнению образовательных и воспитательных задач всех типов образовательных учреждений.
Основными направлениями деятельности Службы на 2017-2018 учебный год являются:
1. профилактика суицидального поведения учащихся;
2. психолого-педагогическое сопровождение формирования морально-нравственных ценностей учащихся;
3. психолого-педагогическое сопровождение формирования здорового образа жизни учащихся и сознательного отношения к собственному здоровью;
4. обеспечение и психологическое сопровождение профильного и профессионального самоопределения учащихся;
5. профилактика стрессовых расстройств у педагогов.
Основные виды деятельности Службы:
психолого-педагогическое просвещение - формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в свое временном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
психолого-педагогическая профилактика - своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и становлении личности, межличностных отношениях, предотвращение конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе;
психолого-педагогическая диагностика - изучение образовательных программ, обследование детей и обучающихся, детских групп и коллективов, мониторинг содержания и условий индивидуального развития детей и учащейся молодежи, определение причин, затрудняющих их развитие и обучение;
коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществление психолого-медико-педагогических мероприятий с целью устранения отклонений в психофизическом и индивидуальном развитии и поведении, склонности к зависимости и правонарушениям, преодоления различных форм девиантного поведения, формирования социально полезной жизненной перспективы;
реабилитация - оказание психолого-педагогической помощи детям, подросткам, молодежи, находящимся в кризисной ситуации (пострадавшим от социальных, техногенных, природных катастроф, перенесших тяжелые болезни, стрессы, переселение, подвергшихся насилию и т.п.), с целью адаптации к условиям обучения и жизнедеятельности в целом;
прогностика - разработка, апробация и применение моделей поведения группы и личности в различных условиях, проектирование содержания и направлений индивидуального развития ребенка и составление на этой основе жизненных планов, определение тенденций развития групп, межгрупповых отношений и образовательной ситуации в регионе;
консультирование - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психолого-педагогического консультирования;
социально-диспетчерская деятельность – обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о возможности получения помощи в случаях, выходящих за рамки профессиональной компетенции специалистов Службы, посредством создания банка данных о службах, оказывающих профессиональные услуги.
Рабочее время специалистов социально-психологической службы распределяется следующим образом:
- на индивидуальную и групповую диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебно-воспитательную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения затрачивается 18 часов в неделю при 36 -часовой рабочей неделе и 20 часов при 40 -часовой рабочей неделе;
- остальное время в пределах установленной продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, супервизорство и др.); заполнение аналитической и отчётной документации. Выполнение указанной работы может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учётом специфики и требований к профессиональной деятельности специалистов), так и за её пределами, что должно предусматриваться правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Работа по профилактике суицидального поведения учащихся включает в себя:
1. Cвоевременное выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в психологической, социальной помощи. Для этой цели рекомендуем использовать диагностические методики для:
-- исследования темперамента с целью выявления респондентов со слабым типом высшей нервной деятельности;
-- исследования акцентуаций характера с целью выявления учащихся с демонстративным, тревожно-мнительным, неустойчивым типом;
-- выявления суицидальных намерений;
-- определения риска суицидальности.
2. Оптимизацию межличностных отношений в школе. Необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
3. Профилактику школьных конфликтов. С целью предупреждения конфликтов в школьной среде необходимо внедрять технологии и программы примирительных встреч, организовывать Школьные службы примирения, учить детей разрешать конфликтные ситуации, создавать условия для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта и налаживанию дальнейших взаимоотношений таким образом, чтобы исключить повторение произошедшего.
4. Организацию работы с родителями по проблемам профилактики суицида. Необходимо разнообразить формы работы с семьей, используя активные взаимодействия и практическую направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношений, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактики семейных конфликтов. Повышать осведомленность родителей о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. Важно активизировать работу с семьей, а именно посещать учащихся на дому с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирование родителей по выявленным проблемам.
5. Социально-правовое просвещение подростков и молодежи. Иногда самоубийства среди детей могут быть вызваны совершением правонарушений, незнанием подростками как вести себя в таких случаях (например, при вымогательстве денег, грабеже сотовых телефонов), страхом перед наказанием, лишением свободы. Указанная проблема может быть решена путем правового обучения учащихся.