Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. Следует обратить внимание на Рекомендации по организации работы по формированию ценностных ориентаций учащихся в 2017-2018 учебном году, которые представлены итогах II этапа мониторинга формирования морально-нравственных ценностей учащихся образовательных учреждений Республики
Важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, такие как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств, получившие название «вредные привычки», широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.
Профилактика раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.
Задачами профилактической работы специалистов Службы являются:
Ø обучение учащихся практикам самопознания и самовоспитания;
Ø умению строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации;
Ø умению применять способы отказа от наркотиков.
Здоровый образ жизни должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Необходимо организовывать тесное сотрудничество с родителями обучающихся: принимать участие в родительских собраниях, подготовить консультации для родителей по вопросам профилактики правонарушений, преступлений, пропаганде здорового образа жизни.
В 2017-2018 учебном году следует продолжать сотрудничество с общероссийской общественной организацией «Общее дело» по Программе «Здоровая Россия – общее дело».
Следующее направление деятельности Службы - обеспечение и психологическое сопровождение профильного и профессионального самоопределения учащихся. Различные виды деятельности требуют от человека различных качеств, которыми не все обладают в равной степени. Поэтому одна из основных задач подросткового возраста – определить, какие из этих качеств у молодого человека развиты наилучшим образом и в деятельности какого типа он смог бы добиться наибольшего успеха и удовлетворенности. Рекомендуем использовать диагностические методики для:
- исследования познавательных интересов в связи с задачами профориентации;
- оценки коммуникативных и организаторских склонностей;
- исследования личностной способности учащихся к выбору профессии;
- исследования удовлетворенности профессией;
- диагностики типа личности;
- изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся
Следующим этапом определения профессиональной направленности учащегося является индивидуальная профконсультационная беседа. Профессиональная консультация – процесс оказания учащемуся помощи в выборе профессии на основе всестороннего изучения и учета его профессиональных интересов, стремлений, индивидуально-психологических особенностей, ценностных ориентаций, состояния здоровья и потребностей рынка труда. Во время беседы решаются следующие задачи:
Ø помочь ученику более четко осознать свои интересы и склонности, особенно перспективные с точки зрения самоопределения;
Ø помочь осознанно обоснованно принять решение относительно выбора профессии;
Ø помочь познать свои слабые и сильные стороны, возможности;
Ø помочь на основе самоанализа и оценки своих интересов и склонностей наметить позитивную программу дальнейшего их развития и воплощения в будущей профессиональной деятельности.
В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов. Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
Работа по сопровождению педагогов начинается с диагностических процедур. В качестве метода экспресс-диагностики перед работой со стрессом могут быть рекомендованы:
- шкала Ридера. С её помощью можно оценить уровень стресса и хронической усталости и принять решение о целесообразности обращения к специалистам;
- самооценка актуальности стрессового состояния (с целью оценки актуального состояния респондента на предмет наличия у него стресса;
- личностный профиль кризиса с целью определения сфер (функциональные проблемы, нарушения познавательно-аналитической деятельности, нарушения эмоционального реагирования, депрессивное настроение, перемены в поведении и деятельности), затрагиваемых при переживании стресса;
- устойчивость личности к стрессу;
-самооценка стрессоустойчивости личности.
Следующий этап сопровождения – психологическое просвещение, консультирование педагогов, в процессе которого необходимо ознакомить педагогов с понятиями: «стресс», «профессиональный стресс», «эмоциональное выгорание», «стрессоустойчивость» и т.д., их характеристиками, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования).
Необходимо организовать развивающую работу с педагогами с целью обученияспособам регуляции психических состояний (дыхательные упражнения, упражнения на изменение тонуса различных групп мышц, релаксации, визуализации).