Совокупный спрос и совокупное предложение




Глава 18. Макроэкономическое равновесие

Макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного спроса (АD) и совокупного предложения (AS). На макро­уровне пересечение кривых AD и AS определяет общий рав­новесный уровень цен (Р) и равновесный объем выпуска продукции для всей экономики (Q).

Рассмотрим подробнее категории совокупного спроса и совокупного предложения и факторы, оказывающие влияние на их состояние и изменение.

Совокупный спрос (АD) — это реальный объем национального про­изводства, который потребители (частные лица, предприятия и госу­дарство) готовы купить при различных возможных уровнях цен, т.е. это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке (рис. 18.1).

В соответствии с наличием четырех основных секторов экономики АD можно подразделить на следующие группы: С— совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств, I —инвестиции, или спрос на капитальное обо­рудование со стороны предпринимателей, G —государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства, Xn —разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Таким образом, АD складывается из суммы опросов на конечную продукцию экономики: АD = С + 1+G + Хn.

Уровень цен, Р   AD     Объем производства, ВНП

Рисунок 18.1 – Совокупный спрос

Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить потребители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации. Характер кривой совокупного спроса аналогичен графику индивидуального спроса, но факторы (эффекты), вызывающие изменения совокупного и индивидуального спроса, различны.

На связь между объемом производства и уровнем цен оказывает влияние ряд макроэкономических эффектов.

1. эффект процентной ставки. Суть - ставка процента зависит от предложения денег на рынке. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет рост спроса на деньги, а следовательно, повышение процентной ставки. А чем выше процентная ставка, тем большая часть потре­бителей начинает сберегать деньги и совершать меньшее количество по­купок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредитов вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции—производствен­ные закупки. Таким образом, сокращается спрос со стороны как част­ных потребителей, так и предпринимателей. В итоге эффект процентной ставки вызывает уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт.

2. эффект Пигу (англ. экономист А. Пигу), эффект реальных кассовых остатков, или эффект богатства.Суть - с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение их покупательной способности и, сле­довательно, сокращение богатства. Сбережения сокращаются, увеличивается и в ряде случаев нагнета­ется ажиотажный текущий спрос, что в свою очередь вызывает рост инфляционных ожиданий и дальнейшее повышение спроса и цен.

На поведение кривой совокупного спроса может оказать влияние тот факт, что при повышении цен внутри страны растет спрос на более дешевые импортные товары.

На уровень совокупного спроса существенно воздействуют неценовые факторы (детерминанты):

1. Потребители.

- Доходы потребителей. В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цен возрастают (кривая совокупного спроса смещается вправо).

- Ожидания потребителей. Если население считает, что будущем его реальные доходы увеличатся, то его расходы, а следовательно, и совокупный спрос тоже возрастут.

- Задолженность населения. Чем выше задолженность, тем ниже текущие расходы и совокупный спрос и наоборот.

- Политика налогообложения. Снижение ставок по­доходного налогообложения вызовет увеличение чистого дохода и, сле­довательно, повышение спроса.

2. Инвестиционные расходы.

- Изменения процентной ставки. При прочих равных условиях рост процентной ставки, вызванный лю­бым неценовым фактором, приведет к сокращению инвестиционных расходов, т.е. закупок средств производства.

- Ожидаемый уровень прибыли. Увеличение налогов с предприятий приведет к снижению их прибыли, а значит, и расходов.

- Внедрение предприятиями новых технологий для поддержания своей конкурентоспособности.

3. Государственные расходы. Зависят от объемов закупок национального продукта бюджетными организациями. Увеличение этих расхо­дов при данном уровне цен и неизменных процентных и налоговых ставках будет способствовать росту совокупного спроса.

4. Чистый экспорт страны при неизменном уровне цен. Изменения в условиях внешней торговли, национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.

Под совокупным предложением (АS) понимается уровень наличного реального объема производства в стране при каждом возможном уровне цен. Если не учитывать влияние Международной торговли, АS можно приравнять к ВНП.

Кривая совокупного предложения, отображающая зависимость между уровнем цен и объемом ВНП, представлена на рисунке 18.2.

Уровень цен, Р   AS     1 2     Объем производства, ВНП

Рисунок 18.2 – Совокупное предложение

 

Как видно из графика, кривая совокупного предложения отличается от кривой предложения единичного товара и состоит из трех отрезков:

- 1 горизонтального (кейнсианского),

- 2 восходящего,

- 3 вертикального (неоклассического).

На кейнсианском отрезке кривой (в краткосрочном периоде) производства характеризуется наличием неполной занятости, недогрузкой производственных мощностей, фиксированным уровнем цен и заработной платы, значительным уровнем безработицы, т.е. наличием избыточных ресурсов.Это свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов.

Т.е. одновременно идет рост цен и рост валового общественного продукта. Рост цен при этом связан с ростом издержек на производство дополнительной единицы продукции.

Неоклассический отрезок отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, в максимальной загрузке производственных мощностей, и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Несмотря на рост спроса, пред­ложение физически не растет, но происходят его качественное измене­ние и денежная переоценка.

Повышение цен обусловлено дефицитом ресурсов производства, так как в этих условиях расширение объемов выпуска на отдель­ных предприятиях требует высоких издержек и может быть обеспечено лишь за счет существенного повышения цены на выпускаемый товар. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного предло­жения практически стремится к вертикальному положению.

Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокупного предложения.

Во-первых, это цены на ресурсы (земельные, трудовые, капиталь­ные), повышение которых увеличивает издержки производства и в ре­зультате понижает совокупное предложение — его кривая сдвигается влево. На сдвиг кривой влияют также предпринимательские способно­сти и уровень экономической активности в обществе.

Во-вторых, на совокупное предложение оказывает существенное влияние рост производительности. Под производительностью понима­ют отношение реального объема производства к количеству использо­ванных ресурсов. Увеличение производительности понижает стоимость единицы продукции, и в результате общество может получить больший реальный объем национального производства при имеющемся объеме ресурсов или затрат Таким образом, рост производительности вызывает сдвиг кривой совокупного предложения вправо, а снижение производительности, увеличивая стоимость единицы продукции, смещает данную кривую влево.

В-третьих, смещение кривой совокупного предложения может быть вызвано изменениями экономической политики государства. Так, увеличение ставок налогообложения предприятий увеличивает при прочих равных условиях издержки производства и тем самым сокра­щает совокупное предложение. Наоборот, государственные субсидии и различные льготы предприятиям способствуют снижению их производ­ственных издержек и тем самым—расширению предложения. Из этого следует, что государственное вмешательство может как расширять, так сужать совокупное предложение в зависимости от целей и приоритетов экономики на том или ином этапе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: