Выставка Зураба Церетели.




 

Городской музейно- выставочный центр. ул. Советская, 54.

18 января в Тверском городском музейно-выставочном центре открылась выставка произведений президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Выставка организована Администрацией города Твери, Тверским городским музейно-выставочным центром, Российской академией художеств. Экспозицию составили более 100 произведений, которые дают представление о многогранности художественного дарования знаменитого мастера. В ее основе живописные полотна - красочные портреты, натюрморты, в которых с наибольшей силой, яркостью воплотились творческий темперамент, жизненная энергия автора, свобода и оригинальность художественного мышления. На выставке представлены также произведения, выполненные в технике перегородчатой эмали. Путем долгих экспериментов, которые Зураб Церетели ведет еще с 1970-х годов, мастер поднял искусство создания перегородчатой эмали на качественно иной уровень - обогатил спектр цветов, переработал принципы этой древней технологии. Органично дополняют экспозицию выполненные в авторской технике цветной и черно-белой шелкографии графические произведения из серии «Листы из альбома». Разнообразен и выразителен скульптурный раздел - в него вошли бронзовые рельефы, ряд произведений малой пластики, станковые работы.

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1952 году поступил в Тбилисскую академию художеств. Значительную роль в его становление как художника сыграли профессора И.А.Шарлемань и В.И.Шухаев - мастера классического рисунка. Первым местом работы З.Церетели стал Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Это дало ему возможность изучить народное искусство и существенно помогло художнику в его становлении как монументалиста.

В середине семидесятых годов Зураб Церетели находит новые формы мозаичного искусства. Он вырабатывает технику мозаичного рельефа, которую использует в оформлении здания автовокзала и парка Победы в Тбилиси, а в монументальных произведениях для черноморского курорта в Адлере обращается к объемной мозаике, делая в этой технике трехмерные скульптурные композиции, принесшие ему известность как в России, так и за рубежом, вызвав восхищение у известнейшего мастера мозаики XX века мексиканца Альфаро Сикейроса.

Во второй половине семидесятых и в восьмидесятых годах художник уделяет особое внимание работе в металле. Он разрабатывает творческие приемы, позволившие активно использовать крупные металлические горельефы в архитектуре и на градостроительном уровне. Одним из выдающихся достижений мастера конца семидесятых - начала восьмидесятых годов стало возрождение техники древней перегородчатой эмали. Возможности старинных эмалей, с их четкими, выразительными контурами и переливчатым блеском Зураб Церетели использовал в современном монументальном искусстве. Были найдены способы придания нового масштаба композициям из эмали, они впервые в истории искусства стали средствами обогащения художественных образов архитектурной среды.

Одновременно Зураб Церетели продолжал создание витражей, также широко экспериментируя в этой области. Он стал применять массивное колотое стекло - в витражах Дворца Профсоюзов в Тбилиси и в здании посольства Грузии в Москве, матовые полупрозрачные стеклянные поверхности, сверкающие, праздничные искрящиеся крупные стеклянные блоки - в здании посольства СССР в Тбилиси и в музее Великой Отечественной войны в Москве.

В конце восьмидесятых и в девяностых годах художник продолжает активно работать в области монументального искусства, причем его произведения появляются на улицах и площадях многих городов мира. В Нью-Йорке у здания Организации Объединенных Наций он создает скульптуру, символизирующую победу добра над злом. В лондонском Сити встает его скульптурная композиция «Человек проходит сквозь стену», в Испании в Севилье к 500-летию открытия Америки устанавливается грандиозный монумент в честь Христофора Колумба.

Важная особенность Зураба Церетели состоит в его беспримерной творческой активности и созидательном темпераменте. Поражает многообразие, полифонизм творчества художника. Трудно придумать жанр и технику, ещё им не испробованную. Мозаика, чеканка, скульптура из листовой меди, бронзы, мрамора, витражи из простого, колотого или оптического стекла, перегородчатые эмали, работы в области дизайна и многое другое. Он любит осваивать новую технику, постигать выразительные возможности новых материалов, использовать в сочетании с традиционными новые приемы, возрождать утраченные, искать новое на стыке видов и жанров пластических искусств.

Выставка произвела на меня неоднозначное впечатление. Когда я зашла в зал, в глаза бросились сочные яркие краски полотен. Мазки наложены пастозно, густо, порой кажется, что мастер работает открытыми цветами. Его живопись декоративна, прослеживаются народные мотивы в сюжетах полотен художника. Работы эмалью так же отличаются насыщенностью цветов. Было интересно посмотреть на живопись мастера, ведь мы знакомы в большинстве своем с его скульптурами. Скульптуры и рельефы присутствовали на выставке, но большее впечатление лично для меня произвели его живопись и графика. Яркий колорит, декоративность, обращение к народной теме. Вот основное, что отличает его работы, представленные на выставке.

Мнения об этой выставке разнообразны, не могу сказать, что мне не понравилось, но некий пафос присутствует. Однако, прийти на выставку было безусловно полезно, ведь не каждый день к нам в город приезжают такие известные мастера.

Обилие цветов, увесистые мазки, сгустки чистого цвета - вот живопись Зураба Церетели. Кому- то это нравится, кому- то нет, но равнодушных к выставке, на мой взгляд, не нашлось, и я не исключение.

Словарь терминов:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: