Кристофер Н. Лоуренс Фенг Сун Стивен Л. Тэйлор Грегори Уикс




За секунд



ПОЛИТИКА 30

за секунд

 

Самых спорных политических теорий, каждая из которых объясняется за полминуты

 

Редактор

Стивен Л. Тэйлор

 

Авторы

 

Майкл Бэйли Элизабет Блюм Г. Даг Дэвис

 

Кристофер Н. Лоуренс Фенг Сун Стивен Л. Тэйлор Грегори Уикс


 

 

Москва, 2014


 

УДК 611 ББК 28.706

П50

 

Перевод с английского П. Полуйко Научный редактор В. Жарков

Под редакцией Стивена Л. Тэйлора

 

П50 Политика / [пер. с англ. П. По-луйко; науч. ред. В. Жарков; под ред. Стивена Л. Тэйлора]. — М.: РИПОЛ классик, 2014. — 160 с.: ил.

 

ISBN 978-5-386-07010-6

 

Данное издание опубликовано в 2011 г. издательством Metro Books по разрешению Ivy Press Limited.

 

Все права защищены. Любое копирование, размещение в поисковых системах либо

 

воспроизведение текста в любой форме и любыми средствами (электронными, механическими, фотокопирующими, записывающими и прочими) без письменного разрешения правообладателей запрещено. Данная книга составлена, оформлена и опубликована издательством Ivy Press Limited, The Old Candlemakers, West Street, Lewes, East Sussex BN7 2NZ, UK

 

УДК 611 ББК 28.706

 

ISBN 978-5-386-07010-6

 

© 2011 by Ivy Press Limited. Данное издание опубликовано в

 

2011 г. издательством Metro Books по разрешению Ivy Press Limited

 

© ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2014


Научно-популярное издание

Политика

 

Генеральный директор издательства

С. М. Макаренков

 

Директор редакции С. Полякова Шеф-редактор Е. Олейник Младший редактор А. Хацаева Выпускающий редактор Е. Крылова Художественное оформление:

Н. Дмитриева

Компьютерная верстка: Н. Орлова

Корректор О. Круподер

 

Creative Director Peter Bridgewater

 

Publisher Jason Hook

 

Editorial Director Caroline Earle

 

Art Director Michael Whitehead

 

Designer Ginny Zeal

 

Concept Design Linda Becker

 

Illustrator Ivan Hissey

 

Profiles & Glossaries Text Steve Luck

 

Senior Editor Stephanie Evans

 

Assistant Editor Jamie Pumfrey

 

Издание содержит научную / научно-техническую / статистическую информацию. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона

 

от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ знак информационной продукции не ставится.

 

Подписано в печать 25.11.2013 г. Формат 180×230. Гарнитура «FuturaLight» Усл. печ. л. 12,9

 

Тираж 3500 экз. Заказ № 2376

 

Адрес электронной почты: info@ripol.ru Сайт в Интернете: www.ripol.ru

 

ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик» 109147, г. Москва, ул. Большая Андроньевская, д. 23

 

Отпечатано в 1010 Printing International Limited 26/Fl, 625 King’s Road

North Point, Hong Kong

Tel:(852) 8226 1010 Fax:(852) 2156 8039


СОДЕРЖАНИЕ

 

      Правление большинства   Портрет: КАРЛ МАРКС
      ГЛОССАРИЙ   Ленинизм
      Анархизм   Маоизм
      Представительная демократия   Анархо-синдикализм
      Мажоритарианизм    
      Пропорциональное   Политэкономия
      представительство   ГЛОССАРИЙ
  ВВЕДЕНИЕ   Классический либерализм   Капитализм
      Портрет: ДЖОН ЛОКК   Социализм
  Основы: кто правит?   Консерватизм   Глобализация
  ГЛОССАРИЙ   Либерализм   Кейнсианство
  Монархия   Либертарианство   Меркантилизм
  Деспотизм   Социальная демократия   Неолиберализм
  Аристократия       Портрет: ЭЙН РЭНД
  Портрет: АРИСТОТЕЛЬ   Элементы демократии   Объективизм
  Олигархия   ГЛОССАРИЙ    
  Демократия   Законодательная власть   Международные
  Народовластие   Исполнительная власть   отношения
  Авторитаризм   Судебная власть   ГЛОССАРИЙ
  Классовые конфликты   Разделение властей   Реализм
      Портрет: ШАРЛЬ-ЛУИ   Портрет: ГАНС МОРГЕНТАУ
  Правление меньшинства   ДЕ СЕКОНДА, БАРОН   Империализм
  ГЛОССАРИЙ   ДЕ МОНТЕСКЬЕ   Неоконсерватизм
  Однопартийная система   Система сдержек и противовесов   Национализм
  Фашизм   Парламентская демократия   Энвайронментализм
  Портрет: БЕНИТО   Федерализм   Конструктивизм
  МУССОЛИНИ   Унитарное государство    
  Нацизм       ПРИЛОЖЕНИЯ
  Тоталитаризм   Коммунизм   Авторы статей
  Патримониализм   ГЛОССАРИЙ   Источники
  Преторианизм   Кoммунизм   Алфавитный указатель
  Теократия   Марксизм   Благодарности

ВВЕДЕНИЕ

Стивен Л. Тэйлор

 

К всеобщему восторгу политологов, Аристотель

однажды назвал изучение политики «основной наукой». Конечно, он сде-лал это не с целью повышения самооценки множества ученых, скорее он выразил мнение о том, что изучение взаимодействия человеческих су-ществ в контексте политической жизни охватывает изучение практически всех областей знания. Возможно, с одной стороны, это была просто об-щая формулировка, однако, с другой стороны, давайте рассмотрим на-бор вопросов, которые подпадают под общую рубрику «политика»: вой-на и мир, уголовное право, налогообложение, правила техники безопас-ности, права и свободы граждан, торговля, аборты, брак и правила, ре-гулирующие научные исследования (и это только некоторые из них). Учи-тывая значимость подобного рода положений, правила и структуры, ре-гулирующие их содержание, в непосредственном применении определя-ют нашу жизнь. Иными словами: повседневная жизнь жителей Северной Кореи сильно отличается от жизни граждан Кореи Южной — как с точки зрения материальных условий, так и в области прав и привилегий. Коро-че говоря, политика имеет огромное значение. Эта книга призвана ока-зать помощь в понимании всех сложностей мира политики и языка, свя-занного с ним.

 

Aристотель позаботился об удобном «отправном пункте» для начала такого обсуждения, поскольку он создал простую, но полезную класси-фикацию типов политических режимов, исходя из того, кто обладает властью: один ли это человек, несколько ли их или много. Такой подход лежит в основе нескольких первых глав этой книги. Глава первая, «Кто правит?», определяет основной круг тем, связанных с вопросом о том, обладает ли властью один человек, несколько ли их или много. Вторая глава, «Правление меньшинства», предлагает к рассмотрению политиче-ские режимы, в которых один или несколько человек обладают властью — такие, которые, говоря современным языком, мы назвали бы авторитар-ными режимами. Отсюда мы переходим к вопросу о правлении многих, другими словами, о том, как устроены демократические режимы. Это третья глава, в которой подробно рассматриваются основы демократи-ческого управления, в то время как глава четвертая посвящена ключе-


 

 

6 g Введение


 

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

 

Как можно учесть многочисленные интересы различных групп общества в приемлемой государственной политике? Демократия пытается сделать это, даже если она несовершенна.


вым элементам управления, особенно управления демократического, рассматриваемого через призму работ французского философа Мон-тескье, которые в большой степени повлияли на авторов Конституции Соединенных Штатов. Поскольку демократия является доминирующей глобальной формой правления на данный момент (даже если она несо-вершенна), больше внимания уделяется именно этой теме.

 

Далее рассматриваются различные коммунистические теории. Хотя, за исключением нескольких стран, коммунизм как тип политическо-го режима мертв, его основные положения по-прежнему актуальны для политического дискурса, так как терминология всегда остается с нами (не говоря уже о том, что, исключая несколько последних десятилетий, нынешний мировой порядок был сформирован по большей части под влиянием этих идей и борьбы с ними).

 

Помимо основных типов режимов и теоретических учений, другие во-просы также достойны рассмотрения. Одним из них является четкая связь между политикой и экономикой, и поэтому в предпоследней главе о по-литической экономии рассматривается ряд взаимосвязанных тем. Другим ключевым направлением для изучения политики является вопрос о том, почему государства вступают в войны и почему они заключают мир. Поэтому в последней главе подробно рассматриваются некоторые ключевые термины и понятия в сфере международных отношений.

 

Эта книга представляет собой развернутый список элементов одной модели, даже если она и дает только общее представление о каждом из них. Хотелось бы верить, что представленный материал вдохновит вас на дальнейшее, более глубокое изучение вопросов политического устрой-ства общества.


 

8 g Введение


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

 

Ключевой политической проблемой нынешней эпохи является то, что все мы всё больше и больше связаны друг с другом.


 

 

g

ОСНОВЫ: КТО ПРАВИТ?


ОСНОВЫ: КТО ПРАВИТ?

ГЛОССАРИЙ

 

 

Абсолютизм — полная власть государ-ства над каждым аспектом жизни его жителей. Термин обычно используется по отношению к власти абсолютного монарха. Абсолютные монархи правили неограни-ченно, отчасти из-за концепции божествен-ного права королей, которая утверждала, что власть дается монархам непосред-ственно от Бога.

 

Арабский социализм — политическая идеология, которая сочетает в себе элементы социализма с панарабизмом, стремящимся объединить различные страны арабского мира. Хотя арабский социализм многое перенял из социальной и экономи-ческой политики европейского социализ-ма, он отличается, сохраняя ярко выражен-ную культурную и духовную обособленность.

 

Буржуазия — термин, чаще всего связан-ный с марксизмом, описывающий собствен-ников средств производства, под которыми понимаются высший и средний капиталисти-ческие классы.

 

Полис — независимое государство, как правило состоящее из одного города с суверенитетом над окружающей территори-ей. Самые известные города-государства существовали в Древней Греции, например


 

Спарта, Афины и Фивы. Хотя большинство городов-государств первоначально суще-ствовали как монархии, с течением времени они разработали альтернативные политиче-ские системы, включая аристократию, олигархию и демократию.

 

Конституционная монархия — система правления, при которой монарх, хотя и является главой государства, выполняет только церемониальные и служебные обязанности. Большинство монархий сегодня существуют в рамках конституцион-ной парламентской системы, в которой законы принимаются через демократически избранный парламент.

 

Марксизм-ленинизм — вариация классической марксистской идеологии, разработанная В. И. Лениным и другими большевиками. Он определил империали-стическую торговлю как средство обеспече-ния с помощью буржуазии достаточно высокого уровня жизни пролетариата и предотвращения революции. Пролетариат поэтому должен быть приведен к революции через интеллектуальных и преданных революционеров. Ленин определил разви-вающийся мир как арену революционных действий против империализма. Марксизм-ленинизм был принят Коминтерном в 1919 году.


 

 

12 g Основы: кто правит?


 

Меритократия — идеологическая система правления, при которой получение гражда-нами ответственных должностей и власти должно быть обусловлено только их личными заслугами. Идеей меритократической системы является предотвращение семей-ственности и кумовства, однако недоброже-латели утверждают, что очень трудно дать определение термину «заслуга».

 

Наследственная монархия — форма монархии, в которой титул короля или королевы после смерти действующего монарха передается старшему сыну, дочери или другому ближайшему кровному род-ственнику. Почти все монархии были и по-прежнему остаются наследственными, хотя исторически практика мужского первородства, при котором мальчики-на-следники всегда имели преимущество перед девочками или девочки не допускались к правлению вообще, была обычным явлением.

 

Пролетариат — термин, используемый в марксистской теории для определения рабочего класса, пролетариат не владеет средствами производства и, следовательно, вынужден продавать свою рабочую силу для поддержания своего существования.

 

Просвещенный абсолютизм — режим власти абсолютного монарха, который


 

 

правит, основываясь на философии эпохи Просвещения. Такие правители проводили реформы, поощряли свободу выражения мнений, религиозную терпимость, а также право на собственность. Меценатство и основание учебных заведений также были характерными чертами просвещенного абсолютизма.

 

Смешанная экономика — этот термин используется для описания экономики, в которой есть и нерегулируемые, и регули-руемые элементы. В то время как в эконо-миках большинства развитых стран наблю-дается стремление к свободному рынку с точки зрения свободного движения това-ров, рабочей силы и так далее, в них существуют также некоторые формы государственного регулирования, будь то субсидии железнодорожным или авиацион-ным компаниям или предоставление социального обеспечения.

 

Тиран — правитель с абсолютной властью. В настоящее время термин является синони-мом деспота, который, будучи авторитарным правителем, управляет жестоко и бесчело-вечно. Сам термин, однако, происходит из Древней Греции и просто означал того, кто захватил власть, а не получил ее по закону, включая право наследования. Тиран вполне может править справедливо.


 

 

Глоссарий g 13


МОНАРХИЯ

Политика за 30 секунд


 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗА 3 СЕКУНДЫ

 

Монархия — страна, нация или империя, которая номинально или фактически управляется королем, королевой, шейхом или аналогичным правителем.

 

МАНИФЕСТ ЗА 3 МИНУТЫ

 

Одни монархии выжили, другие исчезли, иногда — в буквальном смысле этого слова. В некоторых странах, таких как Великобритания и Нидерланды, монарх стал важным символом национального единства, в других, таких как Греция и Италия в ХХ веке, монарх был источником разногласий, что привело к его смещению. Коммунизм был против монархий. Это привело к гибели российской царской семьи, в других коммунистических странах члены королевских семей были вынуждены эмигрировать.

 

14 g Основы: кто правит?


 

Наследственные монархи су-

 

ществовали на протяжении всей истории и ут-верждали, что их право принимать решения ис-ходит от Бога или другого божественного источника, даже в обществах, которые не были организованы как теократии. С практической точки зрения некоторых монархов так боялись (или любили), что они имели абсолютную власть над своими подданными, тогда как дру-гие имели только представительские функции, притом что реальная власть была в руках все-возможных герцогов, графов и князей. Во вре-мя наполеоновских войн французский импера-тор Наполеон I даже назначил наместников для управления некоторыми из марионеточных государств, учрежденных им. В современном мире монархии развивались в разных направ-лениях; в Европе (за исключением Ватикана) возникли конституционные монархии, где пра-витель сохраняет некоторые полномочия зани-маться каждодневными делами, фактическая же власть короля или королевы ограничивается законом и традициями, в то время как реальная власть находится у премьер-министра, избран-ного парламентом. Другие виды монархии, та-кие как в Саудовской Аравии или в Объеди-ненных Арабских Эмиратах, сохраняют непосредственные полномочия монархов, ко-торые правят этими странами напрямую.


 

 

СВЯЗАННЫЕ ТЕОРИИ

ДЕСПОТИЗМ (с. 16)

 

АРИСТОКРАТИЯ (с. 18)

 

ТЕОКРАТИЯ (с. 50)

 

ИМПЕРИАЛИЗМ (с. 142)

 

3-СЕКУНДНЫЕ БИОГРАФИИ

КАРЛ ВЕЛИКИЙ

(768–814)

Король франков

 

ЛЮДОВИК XIV

(1643–1715)

 

Король Франции в пору расцвета абсолютной монархии

 

ХУАН КАРЛОС I

(р. 1938)

Король Испании

АВТОР ТЕКСТА

Кристофер Н. Лоуренс

 

 

«Король царствует, но не правит».

 

ЯН ЗАМОЙСКИЙ



ДЕСПОТИЗМ

Политика за 30 секунд


 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗА 3 СЕКУНДЫ

 

Политическая система, при которой правитель обладает абсолютной властью.

 

 

МАНИФЕСТ ЗА 3 МИНУТЫ

 

В современном мире тиранов часто называют диктаторами или деспотами. Как правило, они провозглашают какие-либо юридические или моральные основы своего правления, которое, однако, чаще всего, хотя и не всегда, происходит на основе тоталитарных или авторитарных идеологий, либо импортированных, либо доморощенных, таких как марксизм-ленинизм, арабский социализм или фашизм. Однако не каждое тоталитарное или авторитарное государство является деспотическим по своей природе, некоторые из них, такие как постмаоизм в Китае или строй в Советском Союзе после смерти Сталина, совмещают нескольких лидеров, осуществляющих свои полномочия в качестве «коллективной олигархии».

 

 

16 g Основы: кто правит?


 

Деспотизм (или тирания) —

 

строй, при котором нацией или страной правит тиран, который не нуждается в народной поддержке и не принимает во внимание интересы своего народа в целом. Первоначально у древнегреческого слова turan-nos не было отрицательного значения, которое стало приписываться ему в дальнейшем, как и в случае более позднего немецкого слова «фюрер», — хватило одного плохого правителя, чтобы придать ранее нейтральному слову негативное значение. Сначала слово «turannos» означало только то, что человек незаконно захватил власть, и лишь спустя некоторое время это слово стало включать также и более современное значение диктаторского правления. Даже в этом случае разница между простым монархом и тираном, или деспотом, часто весьма субъективна. Барон де Монтескье в сочинении «Дух закона» в XVIII веке утверждал, что различие между ними заключается в том, что, в то время как король действует, руководствуясь законом и традицией, правление тирана — это произвол и капризы, однако правление некоторых монархов (например, Людовика XIV во Франции или Карла I в Англии — в глазах британского парламента, по крайней мере) больше подходит под это последнее определение.


 

 

СВЯЗАННЫЕ ТЕОРИИ

МОНАРХИЯ (c. 14)

 

ФАШИЗМ (c. 38)

 

ТОТАЛИТАРИЗМ (c. 44)

 

ПАТРИМОНИАЛИЗМ (c. 46)

 

3-СЕКУНДНЫЕ БИОГРАФИИ

ПИСИСТРАТ

(546–527 до н. э.)

Первый тиран Афин

 

КИМ ИР СЕН

(1948–1994)

 

Президент Северной Кореи, установил культ личности

 

САДДАМ ХУСЕЙН

(1979–2003)

Президент Ирака

АВТОР ТЕКСТА

Кристофер Н. Лоуренс

 

«Там, где заканчивается закон, начинается тирания».

ДЖОН ЛОКК



АРИСТОКРАТИЯ

Политика за 30 секунд


 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗА 3 СЕКУНДЫ

 

Правление аристократии означает главенство немногих избранных, вопрос, однако, в том, являются ли эти немногие ярчайшими и лучшими представителями нации.

 

 

МАНИФЕСТ ЗА 3 МИНУТЫ

 

Риторика и реальность не всегда совпадают. Определение практики правления как аристократической почти всегда означает критику,

 

но некоторые особенности демократических режимов, такие как выборы правителей (где во время предвыборных кампаний превозносятся превосходные качества кандидатов) или сроки действия их полномочий, на самом деле — «контрабандно» проникшие в практику демократии элементы аристократического правления.

 

 

18 g Основы: кто правит?


 

Во время просмотра вечерних

 

новостей часто приходится поломать голову над вопросом: «Как же этого клоуна избрали? Я бы мог сделать лучше, чем он!» Это суждение, осознанное или нет, по существу, — аристо-кратическое по своей природе. Аристокра-тия — это правление немногих, оправдывающих себя тем, что не все одинаково хороши для того, чтобы править, и большинство людей во-обще не годятся на роль правящего класса. Правление, по их словам, является чрезвычай-но сложным делом, которое формирует каче-ство жизни каждого гражданина, и для того что-бы делать это хорошо, нужен ум, значительная подготовка, обучение или, в идеале, все выше-перечисленные качества, вместе взятые. Поэто-му аристократы основываются на идеях мери-тократии о том, что только самые мудрые и добродетельные люди должны иметь доступ к браздам правления. Теоретически все призна-ют, что некоторые правители лучше, чем дру-гие, и некоторые люди способны править лучше других, так что народное сопротивление ари-стократии направлено не столько на ее идеи, сколько на их практическое применение.


 

 

СВЯЗАННЫЕ ТЕОРИИ

МОНАРХИЯ (c. 14)

 

ОЛИГАРХИЯ (c. 22)

 

ПАТРИМОНИАЛИЗМ (c. 46)

 

3-СЕКУНДНЫЕ БИОГРАФИИ

ПЛАТОН

(428–348 до н. э.)

 

Греческий философ, приветствовавший «правление мудрых»

 

АЛЕКСИС ДЕ ТОКВИЛЬ

(1805–1859)

 

Французский аристократ, презиравший демократию

АВТОР ТЕКСТА

Майкл Бэйли

 

 

[При аристократическом правлении] «правящая семья представляет страну, а страна — правя-щую семью, олицетворя-ющую ее имя, происхож-дение, славу, власть и силу. Она — нетленный свидетель прошлого, драгоценный залог будущего».

АЛЕКСИС ДЕ ТОКВИЛЬ



 

 

384 до н. э.

Родился в Стагире

 

367 до н. э.

 

Начал посещать Академию Платона в Афинах

 

343 до н. э.

 

Стал наставником будущего великого полководца Алек-сандра Македонского

 

335 до н. э.

Основал Лицей в Афинах

 

322 до н. э.

 

Был вынужден покинуть Афины из-за антимакедон-ских настроений и умер в том же году в Эвии


АРИСТОТЕЛЬ


 

 

«Очевидно, та форма прав-

 

ления является лучшей, в которой каждый че-ловек, кем бы он ни являлся, имеет возмож-ность поступать наилучшим образом и жить счастливо».

 

Эти слова могли бы принадлежать Джеффер-сону или, возможно, Джону Локку, великому мыслителю эпохи Просвещения, но эта цитата взята из трактата Аристотеля «Политика» и ил-люстрирует глубокое влияние этого древне-греческого философа на современную запад-ную философию и политологию. Аристотель родился в 384 г. до н. э. в семье аристократов. В возрасте 18 лет он начал посещать Акаде-мию Платона в Афинах, где и провел следую-щие двадцать лет. После смерти Платона в 348 г. до н. э. Аристотель покинул Афины и предпринял путешествие по Анатолии. В 343 г. до н. э. Филипп II Македонский пригласил Аристотеля в качестве наставника своего сы-на Александра, будущего царя и великого полководца.

 

В 335 г. до н. э. Аристотель вернулся в Афины, где создал свою собственную школу, Лицей.


 

 

В это время он пишет свои основные работы, среди них трактаты по этике и философии, поэ-тические произведения, сочинения о природе и политике. Трактат о государстве «Политика» Аристотеля состоит из восьми книг и охватыва-ет широкий спектр политических концепций, однако, возможно, основное значение этого произведения заключается в анализе ответ-ственности власть имущих. В книге IV Аристо-тель взвешивает плюсы и минусы трех «консти-туций» — ситуаций, при которых народом управляет соответственно «один», «несколько» или «многие». Монарх (один), утверждает Ари-стотель, может быть успешным, только если его правление является моральным, иначе оно мо-жет легко деградировать в тиранию. Государ-ство, управляемое аристократией (нескольки-ми), становится олигархией, когда оно обслу-живает только интересы богатых, в то время как правление народа (многих) приведет к игнори-рованию потребностей всех, кроме бедных слоев. Его вывод? Самый лучший государствен-ный строй — это смешанная форма правления богатых и бедных.


 

Аристотель g 21


ОЛИГАРХИЯ

Политика за 30 секунд


 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗА 3 СЕКУНДЫ

 

Олигархия является политической системой, в которой используется труд большинства, результатами которого пользуется только правящая верхушка.

 

МАНИФЕСТ ЗА 3 МИНУТЫ

 

Аристотель утверждал, что аристократия — это также правление немногих, которое, однако, не является олигархическим, так как имеет общее благо в качестве цели. В то же время олигархия очень легко становится «родовым строем», когда правящее меньшинство не делает различий между своими интересами и интересами государства.

 

 

22 g Основы: кто правит?


 

Олигархия — это власть пра-

 

вящей верхушки, осуществляемая в собствен-ных интересах, при полном игнорировании ин-тересов общества в целом. Аристотель опреде-лял олигархию как один из видов политического устройства различных городов-государств. При олигархической политической системе экономическая и военная мощь сосредоточена в руках небольшой группы лиц, являющихся либо семьей в буквальном смысле этого слова, либо просто сплоченной группой с давними об-щими интересами. Они контролируют львиную долю ресурсов, так что разрыв между богатыми и бедными является огромным, и большинство населения не имеет никакого политического влияния. Это по определению антидемократич-но, и, даже если выборы и проходят, оспари-вать статус-кво невозможно. Если олигархиче-ской власти что-то угрожает, она подавляет или уничтожает все соответствующие оппозицион-ные силы. Данная политическая система устро-ена таким образом, чтобы увековечить суще-ствующее положение вещей. Самые типичные примеры олигархического правления — боль-шая часть стран Центральной Америки и Ка-рибского бассейна.


 

 

СВЯЗАННЫЕ ТЕОРИИ

АРИСТОКРАТИЯ (c. 18)

 

АВТОРИТАРИЗМ (c. 28)

 

ПАТРИМОНИАЛИЗМ (c. 46)

 

3-СЕКУНДНЫЕ БИОГРАФИИ

ПЛАТОН

(428–347 до н. э.)

 

Греческий философ, который определил олигархию как правление богатых

 

АРИСТОТЕЛЬ

(384–322 до н. э.)

(c. 20—21)

 

ГАЭТАНО МОСКА

(1858–1941)

Итальянский теоретик

АВТОР ТЕКСТА

Грегори Уикс

 

 

«Тирания олигархиче-ского правителя не так опасна для обществен-ного благосостояния, как апатия гражданина в условиях демократии».

МОНТЕСКЬЕ



ДЕМОКРАТИЯ

Политика за 30 секунд


 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗА 3 СЕКУНДЫ

 

Демократия — правление, осуществляющееся с помощью народа.

 

МАНИФЕСТ ЗА 3 МИНУТЫ

 

Некоторые говорят, что такие страны, как США или Франция, являются республиками, а не демократиями. Это действительно так — эти страны не имеют демократического правления в буквальном смысле, при котором каждый гражданин напрямую участвует в управлении государством. Республика, в основном, — это правительство не царя, а народа. Джеймс Мэдисон использовал термин «республика» в сочинении «Записки федералиста» для обозначения системы правления избранных представителей. Эти термины стали в значительной степени синонимами. Однако некоторые страны, которые требуют называть себя «республиками», не позволяют населению по-настоящему участвовать в управлении.

 

 

24 g Основы: кто правит?


 

Демократия является простой,

 

но одновременно весьма спорной политиче-ской концепцией. Конечно, нам всем нравится идея людей управлять самим, но возникает во-прос: как? Все люди должны управлять непо-средственно или они должны избирать предста-вителей, управляющих от их имени? И если представители должны быть выбраны, то каким образом это происходит? Если уж на то пошло, то кто такие «люди»? Слово «демократия» про-исходит от двух греческих слов: demos («на-род») и kratos («власть»). Это и очень древняя, и очень современная концепция. Платон и Ари-стотель обсуждали демократию, и оба рассма-тривали ее как проблематичный тип правления, в котором бедные будут использовать свое чис-ленное преимущество над богатыми. Демокра-тия как жизнеспособная форма правления воз-никла только в конце XVIII — начале XIX века и не вступила в пору полной зрелости до XX века, когда всеобщее право голоса для всех граждан независимо от расы, пола или дохода стало нормой. Современная демократия — это власть людей, которые, в свою очередь, избирают представителей, которым делегируют власть. Демократия стала доминирующей формой правления в мире, хотя качество любой из су-ществующих демократий часто является темой для обсуждения.


 

 

СВЯЗАННЫЕ ТЕОРИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ

 

ДЕМОКРАТИЯ (c. 58)

 

КЛАССИЧЕСКИЙ

 

ЛИБЕРАЛИЗМ (c. 64)

 

СОЦИАЛЬНАЯ

 

ДЕМОКРАТИЯ (c. 74)

 

ПАРЛАМЕНТСКАЯ

 

ДЕМОКРАТИЯ (c. 92)

3-СЕКУНДНЫЕ БИОГРАФИИ

ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ

(1806–1873)

 

Внес вклад в изучение вопросов свободы и представительства

 

РОБЕРТ ДАЛЬ

(р. 1915)

 

Известный аналитик по вопросам демократии

 

ЛАРРИ ДАЙАМОНД

(р. 1954)

 

Специалист по демократии, известный во всем мире

АВТОР ТЕКСТА

Стивен Л. Тэйлор

 

«Демократия является системой, которая заключается в выяснении у власть предержащих, являются ли они достой-ными тех полномочий, которыми наделены».

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ



НАРОДОВЛАСТИЕ

Политика за 30 секунд


 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗА 3 СЕКУНДЫ

 

Народовластие исходит от управляемых, а не от управляющих.

 

МАНИФЕСТ ЗА 3 МИНУТЫ

 

Большинство современных правительств обосновывают свою легитимность народной поддержкой даже при отсутствии необходимых механизмов контроля за их деятельностью. Например, многие латиноамериканские военные диктатуры ХХ века и, похоже, нынешняя военная диктатура в Бирме

 

(Мьянме) утверждают, что правят в интересах граждан и всецело находятся на их стороне.

 

26 g Основы: кто правит?


 

Народовластие, или народный

 

суверенитет, основано на идее о том, что вся законная политическая власть исходит от людей и, следовательно, может быть регулируема, а не исходит от какого-либо божественного или внешнего источника. Идея народного суверени-тета восходит к идее «общественного договора» между народом и его правительством, выражен-ной в трудах философов Просвещения Томаса Гоббса, Джон Локка и Жан Жака Руссо — о том, что люди согласны быть в подчинении у прави-тельства в обмен на защиту их личной безопас-ности, свободы и собственности, получаемую от правителей. Если правители злоупотребляют своей властью, то люди имеют право бунтовать. Теоретически любая форма правления, при кото-рой правитель или правящая элита правит в инте-ресах и с согласия народа, будет той или иной формой народного суверенитета, и даже абсо-лютная диктатура теоретически может быть до-брожелательной к народу — эту форму правле-ния в разные времена называли «просвещенным абсолютизмом» или «доброжелательной диктату-рой». Тем не менее идея народного суверенитета сегодня наиболее сильно связана с представи-тельной демократией и конституционным прави-тельством, которое гарантирует согласие наро-да на кандидатуры тех, кто правит, выраженное через содержимое урн для голосования.


 

 

СВЯЗАННЫЕ ТЕОРИИ

ДЕМОКРАТИЯ (c. 24)

 

АНАРХИЗМ (c. 56)

 

МАЖОРИТАРИАНИЗМ (c. 60)

СОЦИАЛЬНАЯ

 

ДЕМОКРАТИЯ (c. 74)

 

 

3-СЕКУНДНЫЕ БИОГРАФИИ

ИОАНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ

(1199–1216)

 

Подписал «Великую хартию вольностей», которая признала ограничения королевской власти

 

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН

(1743–1826)

 

Автор Декларации независимости



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: