В Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике состоялось открытие выставки «Богородичный образ в иконе»




На открытии выставки присутствовали атаман Аксайского юрта С.Марков, начальник штаба, член Общественного совета И.Василенков.

Образ Богородицы в русском искусстве занимает особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Сколько молитв было вознесено на этой земле Пресвятой Деве, сколько икон посвящено ей. Многие из этих икон прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории.

Согласно христианской мифологии Дева Мария стала земной матерью Иисуса Христа, родившая чудесным образом. Она была долгожданным и единственным ребенком в семье. Родители Марии долго молились Господу, чтобы он послал им дитя. Мария родилась, когда ее родители были уже в пожилом возрасте. В благодарность за услышанные мольбы и рождение ребенка они дают обет посвятить единственного ребенка служению Богу. И они сдержали свое слово. Уже с трех лет Мария воспитывалась при Иерусалимском Храме, служа его святыням, проводя время в трудах и молитвах, занимаясь рукоделием и «получая пищу из рук ангелов» (Евангелие). К двенадцати годам Мария дает обет вечного девства. Однако, в соответствии с установленными церковными правилами, по достижении совершеннолетия, девственница больше не может оставаться при храме и для нее начинают подыскивать достойного и верующего супруга, который был бы для нее во всем опорой, охранял ее, уважал ее обет и не прикасался к ней. По чудесному знамению им становится Иосиф Обручник - престарелый ремесленник из бедняков. По некоторым источникам плотник, столяр и каменщик.

Позднее именно Иосиф станет для Иисуса кормильцем и воспитателем, заменившим отца в его детские годы. О том, что Марии предстоит родить сына, облеченного достоинством мессии, ей было предсказано божьим посланником, одним из ангелов - архангелом Гавриилом. Архангел Гавриил был специально направлен Богом к Марии, чтобы провозгласить ей благую весть (сейчас христиане отмечают этот день как праздник Благовещение). Гавриил сказал Марии, что в результате непорочного зачатия от Святого Духа, она родит Сына Божьего, который станет Спасителем людского рода и что младенец должен быть наречен именем Иисус (с еврейского языка «Иешуа» - «спасение»).

Древнее церковное предание возводит начало икон Богоматери к временам апостолов. Первым, кто написал лик Богородицы, был учёный гражданин Антиохии, спутник и сотрудник апостола Павла, евангелист, святой Лука. Он знал, кроме науки врачевания, ещё и искусство живописи. Ещё при земной жизни Богородицы, многие желали иметь её изображение при себе. Исполняя желания первых христиан, Лука изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках, потом нарисовал ещё две иконы и принёс все три к Деве Марии. Ей понравились изображения, и она благословила их.

Но у историков в этом есть сомнения. Из текстов Нового Завета известно, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, к тому же, иконописание, как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону, называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем.

Существует еще одно предание о первообразе Богородицы, когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона - Лиддской Божией Матери - почитается до сих пор.

Во время богослужений священники облачаются в одежду разных цветов. На выставке одежда представлена голубого цвета. Голубой цвет символизирует - чистоту, непорочность. Священники надевают одежду такого цвета в праздники посвященные празднованию Пресвятой Богородицы. Внизу витрины представлены вещи, которые священник применяет во время исповедования - лжица (ложечка для причастия), потир (рюмка), нож для просвирок, дискос (блюдо на высокой ножке для просвирок).

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб - сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III — IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии, как Богородицы. С первых греческих икон делались списки, они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

На Руси иконы появляются с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI-XII веков был преподобный Алипий, монах Киево-Печерского монастыря. В дальнейшем иконопись распространяется по всей стране, становясь главным жанром изобразительного искусства.

Витрина №2.

Благодатным поясом расположились иконы Пречистой Богородицы по «лицу нашей Отчизны», образуя Небесный покров. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами благодати чудотворный Казанский образ Пречистой Матери.

К древнейшему образу Богоматери на Руси относится Смоленская икона Божией Матери. По Церковному преданию, она была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

Владимирская икона Божией Матери по Церковному преданию написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - удельного города великой княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил её в Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события истории Московского государства и русской церковной истории.

Казанская икона Божией Матери, была обретена в 1579 году в Казани. Казанский образ Богоматери является списком с древней Влахернской иконы и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. 28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Горожане думали, что Бог прогневался на христиан. Они с молитвами принялись восстанавливать город. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать её икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки никто не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в храм во имя святителя Николая. После молебна, икону перенесли с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.

Иконы с изображением Богородицы делятся на четыре иконографических типа: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление», «Акафистный». В фондах Старочеркасского музея-заповедника имеются иконы четырех иконографических типов. В следующей витрине представлен один из основных типов изображения Богоматери.

Витрина №3.

Это «Ора́нта» - в традиции иконописи, где Богоматерь изображена с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских времён. От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична. Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящиеся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая) и «Знамение». В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова. В символике икон данного типа выражены христианские догматы непорочного зачатия и двух природ Иисуса Христа – Божественной и Человеческой.

В древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом. Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование - «Зна́мение». Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. После того, как одна из стрел попала в старинную икону Божией Матери, она начала источать слёзы. Воодушевлённые чудом новгородцы отстояли свой город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков. Однако вскоре в Новгороде наступил голод, и новгородцы предпочли заключить мир с князем Андреем. В витрине представлены иконы «Оранта», «Величит душа моя Господня», «Рождество господне», «Коронование Бога». Внизу витрины - кадило (сосуд для окуревания ароматической смолой при особенно торжественных случаях), лампадка, трехсвечник, блюдечко для просвиры, складень, створки от складень. В следующей витрине представлены иконы выполненные как «Одигитрии».

Витина №4.

«Одигитрия» - от греч. «Указующая Путь». Путеводительница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Вседержителя. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу. По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме. По другим источникам икону поместили в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название этого типа икон. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

«Иверская икона Божией Матери» в IX веке находилась у одной вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы пришли в дом этой христианки. Она, боясь уничтожения святыни, отдала воинам деньги. Когда они ушли, женщина опустила ее в море. Афонские иноки нашли святой образ, который был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Вратарницею. Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Патриарх Никон обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с Иверской иконы. 13 октября 1648 года список иконы прибыл в Москву, где был торжественно встречен жителями столицы. Этот образ Богородицы прославился многими чудесами и стал святыней Русской Православной Церкви

«Федоровская икона Божией Матери» написана евангелистом Лукой и название свое получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте был устроен Городецкий Федоровский монастырь.

Интерьер.

На церковных деревянных подставках XIX века вашему вниманию представлены иконы украшенные киотами - (от греческого «ящик», «ковчег», особо украшенный шкафчик). Справа икона «Неопалимая Купина» - относится к числу ветхозаветных прообразов лика Богоматери. Эта Покровительница олицетворяла собой не только безгреховное зачатие Защитницы Иисуса от Святого Духа, но также и прообраз Небесной Царицы, которая была рождена на греховной земле, но осталась не подневольной к прегрешениям. Чудотворная святыня способна защищать от молний, пожаров, грабителей и других преступников.

Слева представлена икона «Успение Богородицы». Согласно церковному преданию апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

На двух манекенах представлены облачения священника, но уже в зеленом цвете. Зеленый цвет символизирует вечную жизнь. Одежду зеленого цвета священники одевают в праздничные дни памяти преподобных подвижников, Вход Господень в Иерусалиме и в день Святой Троицы.

В основном иконы были выполнены на дереве, реже встречались в камне или в металле. Две таких иконы вы можете увидеть на подиуме.

 

Слева на стене представлена икона с изображением «Святой Елены» это семейная икона. Елена прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Справа икона «Воскресения Христово» (еще икону называют «Сошествие во ад» с клеймами (сюжетами). В следующей витрине представлены иконы по типу написания «Елиуса – Умиление».

Витрина № 5.

«Елиус» - от греческого «милующая», «сострадание», «сочувствие», «умиление». Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребёнка – это взаимоотношения Творца и его творения, выраженные бесконечной любовью Создателя к людям.

В витрине представлена икона «Донской Божьей Матери» - по преданию согласно предисловию в вкладной книге Донского монастыря от 1692 года была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа по юлианскому календарю. Искусствоведы датируют время её написания 1380-1395 гг., автором считают Феофана Грека. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее.

«Взыскание погибших» - достоверных сведений о происхождении этой иконы не сохранилось. Чудесные явления были впервые записаны в XVII веке в селе Бор Калужской области о спасении крестьянина Федота Обухова. В настоящее время эта икона почитается, как чудотворный образ.

«Корсунская икона» - хранилась в Ефесе, по преданию была написана святым евангелистом Лукой. В 988 г., 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром в Х веке и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в кремлевский Успенский собор. Другой подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 г. преподобной Евфросинией Полоцкой. Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу (1156-1169 гг.) с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли, через Корсунь и по просьбе жителей этого города она пробыла там, около года, получив также название Корсунской.

Между витринами вашему вниманию представлена икона Божией Матери «Благовещенье» издавна почитаема на Руси и связана с праздником Благовещения. Дата праздника Благовещения связана с датой Рождества Христова: 25 марта - ровно 9 месяцев от 25 декабря. Считается, что в этот же день 25 марта произошло Сотворение мира — таким образом, человечеству был дан второй шанс. У древних христиан сюжет носил различные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии», - и только в VII веке ему было дано наименование «Благовещения Пресвятыя Богородицы».

События Благовещения были описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. Сюжет Благовещения издавна популярен в религиозной живописи. Его иконография стала складываться очень рано. Основными его атрибутами стали: лилия - символ непорочности Девы Марии; книга пророка Исайи, которую читает Мария; райская ветвь в руке архангела Гавриила. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Традиционно в православной церкви икона Благовещения размещается на Царских вратах в окружении четырех евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связано с благовествованием. Врата являются дополнительным символом Богородицы - это образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, в которые входит Господь.

Самое раннее «Благовещение» в русском искусстве, (1040-е гг) - это мозаика на двух столбах в киевском соборе Святой Софии. Старейшее изображение сцены в русском искусстве. В руках у Богоматери — красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов. Среди русских икон на этот сюжет стоит отметить «Устюжское Благовещение», написанное в XII веке в Великом Новгороде, иконы Рублева и Даниила Чёрного, а также фреску Дионисия в соборе Рождества Богородицы. К более позднему времени относятся работы Боровиковского.

В Московском Кремле ранее особо почиталась чудотворная икона Благовещения. Предание говорит, что в царствование Иоанна Грозного она чудесным образом явилась написанной на стене Кремлевской башни. Ее появление было связано с молитвами Пресвятой Богородице о своем освобождении некоего невинно осужденного узника, содержавшегося в башне. Узнав о «самописанной» иконе, царь Иоанн Грозный освободил заключенного. Вскоре у чудотворной иконы была выстроена деревянная часовня, затем каменный храм, а башню стали называть Благовещенская. В следующей витрине представлены иконы, писанные по типу – «Акафистные»

Витрина № 6.

«Акафистные» - главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. «Акафист» от греческого «неседальный», т.е. исполняемый стоя гимн. Гимн - это хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. В центре Богородица как Царица Небесная. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную.

Вашему вниманию представленаикона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" - помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных списков с этой иконы. На иконе изображена Богоматерь в рост либо с Младенцем на руке, либо без него в окружении ангелов. Вверху в облаках изображались либо Господь Саваоф, либо Троица Новозаветная. Данный тип изображения сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием, который до наших дней дошёл во множестве вариантов. Главной особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди со своими скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

Икона прославилась чудотворением в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима (1674-1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего, там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы и исцелилась.

В 1711 году список с московской иконы «Всех скорбящих Радость» царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен, как икона Наталии Алексеевны. Обе иконы московская и петербургская почитались, как чудотворные. В витрине представлены иконы «Неопалимая купина», «Утоли мои печали», «Блажения».

Слева на стене вашему вниманию представлена «Авгу́стовская икона» Божией Матери- почитаемая православной церковью написана в память её явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операции проходившей с 15 сентября по 26 октября 1914 года перед битвой под городом Августово, Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад. После этого разыгралось большое сражение под Августово, ознаменовавшееся большой победой. В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года принял решение, где официально признал необходимость запечатлеть это событие в памяти последующих поколений русского народа, посредством икон изображающих явление Божией Матери русским воинам.

12 ноября 1915 года была написана икона «Августовской Божьей Матери». Внизу иконы надпись: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». Ниже 52 имени казаков — свидетелей явления — и дата: «1915 г. 12-го ноября». Икона была передана в Свято-Вознесенский Кременской монастырь (сегодня Клетский район Волгоградской области), где хранилась до 1918 года. После того, как монастырь был закрыт, икону спас последний настоятель, архимандрит Пантелеимон, который унёс её из оскверненной обители. Дальнейшая судьба иконы полна загадок — возможно, какое-то время архимандрит скрывался вместе с ней в Сиротской пустыни, древнем пещерном скиту на правой стороне Дона недалеко от станицы Сиротинской. В советское время икона была разделена на 2 части, чтобы проще было прятать. После смерти архимандрита Пантелеимона она хранилась в старом храме города Фролово. После того, как в 1992 году Свято-Вознесенский Кременской монастырь был возвращён церкви, икона вернулась в обитель, где пребывает и сегодня. Крестные ходы с иконой в наше время проходят по территории Клетского района. Собирая, множество верующих и фиксируя случаи исцеления больных людей.

В двух горизонтальных витринах вашему вниманию представлена пелена (от греческого «плат», который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, либо под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте) - вышиты ручной работой, фрагменты складня, кресты нательные, четки, лжица (ложечка для причастия), нож для просфор, медальон нательный.

За Х веков христианской культуры в России было создано множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль бывает разной: то скорбной, то светлой. Однако всегда исполнена в душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Богородица может торжественно «являть» Младенца Миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его. Она всегда полна благоговения и поклоняется своему Божественному Младенцу. Лиричность, просветленность и отрешенность – главные черты, характерные для изображения Богородицы.

На этом наша экскурсия окончена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: