Понятие административного производства.




Необходимо выяснить, как соотносятся понятия «процесс» и «производство». Административный процесс в ключает в себя определенные виды административных производств [2]. Можно согласиться с мнением авторов, которые считают, что процесс и производство соотносятся как общее и особенное: производство – часть процесса, направленная на решение специальной задачи. Процесс есть совокупность производств[3], или мини-административных процессов, так называемых административных производств[4].

Производство, – это явление одного уровня с процессом, которое необходимо рассматривать с двух сторон: 1) как совокупность процессуальных правовых норм, регламентирующих процессуальную деятельность участников процесса; 2) как деятельность уполномоченных должностных лиц.

В отличие от других видов процессов (уголовного, гражданского) административный процесс имеет сложную структуру производств, отличающихся друг от друга характером дел и расположенных параллельно, регламентируемых многочисленными административно-процессуальными нормами.

Разнообразие производств в административном процессе дает возможность для классификации их по основаниям.

Виды производств:

- Административно-нормотворческий процесс включает в себя:

а) производство по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

б) производство по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

в) производство по принятию нормотворческих актов субъектами Российской Федерации (главами исполнительной власти субъектов РФ, правительствами субъектов РФ, центральными органами специальной компетенции субъектов РФ).

-Оперативно-распорядительный (регулятивный) процесс из следующих производств:

1) производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления;

2) разрешительное производство;

3) регистрационное производство;

4) учредительное производство;

5) кадровое (служебное) производство, включающее в себя следующие виды: а) порядок (правила) приема на службу; б) порядок (правила) поощрения и продвижения по службе; в) аттестационное производство; г) процедуру гарантий для государственного служащего, т.е. гарантированное производство; д) порядок прекращения государственной службы;

6) административно-договорное производство;

7) приватизационное производство

8) А-договорное и др.

- Раскрывая структуру административно юрисдикционного процесса, ученые отмечают, что в нем могут быть объединены производства по

- жалобам граждан,

- дисциплинарное производство[5],

- производство по делам об административных правонарушениях

- исполнительное производство,

Административные производства можно классифицировать по объектам воздействия: 1) только для индивидуальных субъектов, в частности кадровое (служебное) производство; 2) для коллективных субъектов, к примеру приватизационное производство.

 

В юридической литературе встречается понятие «элементы производства».

Полагаем, что среди основных элементов производства можно выделить

задачи производства,

его стадии, процессуальные сроки (динамико-временные характеристики),

а также участников производства (тех, кто вступает в правоотношения),

их права и обязанности (процессуальные роли);

виды и условия использования доказательств;

процессуальные результаты производства.

Традиционно стадия понимается как часть процесса и равно входящего в него производства. В общетеоретическом аспекте «стадия» – это период, определенная ступень развития[6]. В юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами [7].

Как отмечается в литературе, каждой стадии должны быть присущи следующие черты:

1) стадия – самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;

2) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;

3) стадия – совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках). На каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий;

4) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности[8];

5) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше[9];

6) стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя[10].

Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой стороны – качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления[11]. Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.

Стадии производства:

1) возбуждение дела и его расследование (проверка жалобы, анализ правового акта и т.п., в процессе которых идет сбор и анализ информации);

2) принятие акта (решения, постановления и др.);

3) стадия исполнения. Особое место в правовой регламентации последних лет уделено исполнительному производству;

4) производство по жалобам (факультативная).

 


[1] См.: Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. – Воронеж, 1990. – С. 39-41. Каждое производство можно рассматривать в двух качествах – как совокупность процессуальных правовых норм, регламентирующих процессуальную деятельность участников процесса правоприменения, и как сами действия их по осуществлению административной юрисдикции; Гончарук С.Т. Указ. соч – С. 65.

[2] См.: Сорокин В.Д. Административно- процессуальное право. – М. 1972. – С.230-237.

[3] См.: Сорокин В.Д. Указ. соч. – С. 22.

[4] См.: Кононов П.И. Указ. соч. – С. 26.

[5] См.: Д.Н. Бахрах. Административное право России.: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА_ИНФРА*М., 2000. – С.300-316.

[6] См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996. – С. 751.

[7] См.: Кобликов А.С. Учебник уголовного процесса. – М., 1995. – С. 11.

[8] См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. – С. 540-543.

[9] См.: Якимов А.Ю. Указ. соч. С.8.

[10] См.: Шиндяпина М.Д. Указ. соч. – С. 40.

[11] См.: Процессуальные формы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Указ. соч. – С.9.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: