Необходимо выяснить, как соотносятся понятия «процесс» и «производство». Административный процесс в ключает в себя определенные виды административных производств [2]. Можно согласиться с мнением авторов, которые считают, что процесс и производство соотносятся как общее и особенное: производство – часть процесса, направленная на решение специальной задачи. Процесс есть совокупность производств[3], или мини-административных процессов, так называемых административных производств[4].
Производство, – это явление одного уровня с процессом, которое необходимо рассматривать с двух сторон: 1) как совокупность процессуальных правовых норм, регламентирующих процессуальную деятельность участников процесса; 2) как деятельность уполномоченных должностных лиц.
В отличие от других видов процессов (уголовного, гражданского) административный процесс имеет сложную структуру производств, отличающихся друг от друга характером дел и расположенных параллельно, регламентируемых многочисленными административно-процессуальными нормами.
Разнообразие производств в административном процессе дает возможность для классификации их по основаниям.
Виды производств:
- Административно-нормотворческий процесс включает в себя:
а) производство по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
б) производство по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;
в) производство по принятию нормотворческих актов субъектами Российской Федерации (главами исполнительной власти субъектов РФ, правительствами субъектов РФ, центральными органами специальной компетенции субъектов РФ).
-Оперативно-распорядительный (регулятивный) процесс из следующих производств:
1) производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления;
2) разрешительное производство;
3) регистрационное производство;
4) учредительное производство;
5) кадровое (служебное) производство, включающее в себя следующие виды: а) порядок (правила) приема на службу; б) порядок (правила) поощрения и продвижения по службе; в) аттестационное производство; г) процедуру гарантий для государственного служащего, т.е. гарантированное производство; д) порядок прекращения государственной службы;
6) административно-договорное производство;
7) приватизационное производство
8) А-договорное и др.
- Раскрывая структуру административно юрисдикционного процесса, ученые отмечают, что в нем могут быть объединены производства по
- жалобам граждан,
- дисциплинарное производство[5],
- производство по делам об административных правонарушениях
- исполнительное производство,
Административные производства можно классифицировать по объектам воздействия: 1) только для индивидуальных субъектов, в частности кадровое (служебное) производство; 2) для коллективных субъектов, к примеру приватизационное производство.
В юридической литературе встречается понятие «элементы производства».
Полагаем, что среди основных элементов производства можно выделить
задачи производства,
его стадии, процессуальные сроки (динамико-временные характеристики),
а также участников производства (тех, кто вступает в правоотношения),
их права и обязанности (процессуальные роли);
виды и условия использования доказательств;
процессуальные результаты производства.
Традиционно стадия понимается как часть процесса и равно входящего в него производства. В общетеоретическом аспекте «стадия» – это период, определенная ступень развития[6]. В юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами [7].
Как отмечается в литературе, каждой стадии должны быть присущи следующие черты:
1) стадия – самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;
2) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;
3) стадия – совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках). На каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий;
4) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности[8];
5) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше[9];
6) стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя[10].
Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой стороны – качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления[11]. Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.
Стадии производства:
1) возбуждение дела и его расследование (проверка жалобы, анализ правового акта и т.п., в процессе которых идет сбор и анализ информации);
2) принятие акта (решения, постановления и др.);
3) стадия исполнения. Особое место в правовой регламентации последних лет уделено исполнительному производству;
4) производство по жалобам (факультативная).
[1] См.: Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. – Воронеж, 1990. – С. 39-41. Каждое производство можно рассматривать в двух качествах – как совокупность процессуальных правовых норм, регламентирующих процессуальную деятельность участников процесса правоприменения, и как сами действия их по осуществлению административной юрисдикции; Гончарук С.Т. Указ. соч – С. 65.
[2] См.: Сорокин В.Д. Административно- процессуальное право. – М. 1972. – С.230-237.
[3] См.: Сорокин В.Д. Указ. соч. – С. 22.
[4] См.: Кононов П.И. Указ. соч. – С. 26.
[5] См.: Д.Н. Бахрах. Административное право России.: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА_ИНФРА*М., 2000. – С.300-316.
[6] См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996. – С. 751.
[7] См.: Кобликов А.С. Учебник уголовного процесса. – М., 1995. – С. 11.
[8] См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. – С. 540-543.
[9] См.: Якимов А.Ю. Указ. соч. – С.8.
[10] См.: Шиндяпина М.Д. Указ. соч. – С. 40.
[11] См.: Процессуальные формы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Указ. соч. – С.9.