Характеристика горнодобывающей отрасли.




Вексельное обращение в Казахстане Цель и задачи

Несмотря на принадлежность к одной вексельно-правовой системе, казахстанский рынок вексельного обращения развивается по принципам, несколько отличным от принципов развития российского рынка. Прежде всего вексель в Республике Казахстан не является ценной бумагой и обладает статусом платежного документа. Выпуск финансовых векселей (векселей, выданных с целью привлечения финансовых средств) резидентами на территории республики запрещен. Векселя резидентов Республики Казахстан, выпускаемые на ее территории, могут быть только коммерческими, выданными под сделку о поставке товара, выполнении работ или оказании услуг (кроме финансовых услуг). Вексель пока еще остается новым инструментом для финансового рынка Казахстана, эксклюзивным продуктом корпоративного банкинга. Развитие вексельного обращения идет по закону <от большого к малому>, т. е. на данный момент в стране в основном действуют вексельные программы крупных предприятий. Для малого и среднего бизнеса вексель продолжает оставаться <темной лошадкой>.

В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает также состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие свободно маневрирует денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств для развития производства, их неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а «избыточная» устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.

Вместе с тем финансовое состояние предприятия – это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям. Система проводимых показателей имеет целью его состояние для внешних потребителей, так как при развитии рыночных отношений количество пользователей финансовой информации значительно возрастает. Условно их можно разбить на три группы:

- лица, непосредственно связанные с предпринимательством, то есть менеджеры и работники управления предприятием;

- лица, которые могут не работать непосредственно на предприятии, но имеют прямой финансовый интерес: акционеры, покупатели, продавцы продукции, кредиторы;

- лица, имеющие косвенный финансовый интерес: налоговые службы, различные финансовые институты (биржи, ассоциации и т.д.), органы статистики и другие.

Все эти пользователи финансовой отчетности ставят себе задачу провести анализ состояния предприятия и на его основе сделать выводы о направлениях своей деятельности по отношению к предприятию.

Основная цель дипломного проекта заключается в том, чтобы внедрить в производство новую технологию для упрощения технологического процесса и сокращения рабочего времени. От внедрения новой технологии увеличивается экономия затрат и тем самым повышается эффективность производства, характеризующих внутреннее финансовое состояние предприятия.

Проблемы горнодобывающей отрасли на современном этапе.

Характеристика горнодобывающей отрасли.

Горнодобывающие предприятия по добыче полезных ископаемых открытым способом как объект управления имеют ряд особенностей, отличающих их от особенностей объектов заводского типа. К ним относится:

- нестабильность условий осуществления производственного процесса;

- на деятельность карьеров значительное влияние оказывает горногеологическое условие разрабатываемого месторождения полезного ископаемого (мощность и угол падения пластов, крепость и буримость порд, содержание полезных компанентов, характер вмешивающих пород, их водообильность и др.). Эти условия не являются стабильными и их изменение в ряде случаев носит случайный характер;

- территориальная разобщенность отдельных звеньев горного производства. Производственные участки карьеров как правило расположены на территории нескольких десятков в квадратных метров;

- непрерывное перемещение рабочих мест. При горных работ месторасположение добычных и вскрышных забоев, а также погрузочных пунктов и транспортных коммуникаций постоянно меняется. Это дополнительно вызывает трудности в координации отдельных звеньев технологического процесса и, в общем, организации работ;

- жесткая взаимосвязь между отдельными стадиями технологического процесса по добыче полезных ископаемых;

- необходимость повышения внимания к обеспечению безопасности ведения горных работ.

Состав подразделений карьера, их взаимосвязи и в процессе производства и обслуживания коллектива работников и территориальное размещение определяют его структуру.

Балансовые запасы угля в Казахстане (более 64 млрд. тонн) содержат до 80% всего экономически доступного ископаемого топлива, что, в отличие от нефти и газа, гарантирует сохранение роли угольной промышленности как базы энергетики на очень длительную перспективу, надежность энергетической политики страны. Разведанный резервный фонд для строительства новых угледобывающих предприятий представлен мощностью более 1 млрд тонн, что почти равно действующим мощностям по добыче угля в США и Китае. Сырьевая база отрасли не может, однако, по международным меркам считается очень благоприятной, поскольку более половины вовлеченных в обработку запасов не соответствуют мировым кондициям по качеству угля и условиям залегания, что объективно требует некоторой государственной поддержки хотя бы в части эксперта, кроме того, основные угледобывающие базы удалены от главных потребителей на 1000 км и более. Потери относительной величине с потерями природного газа.

Отрасль в настоящее время располагает в настоящее время производственным потенциалом порядка 230 млн тонн добычи угля в год, при этом уровень использования мощности составляет максимум 70 %. Это также дает возможность государству в случае чрезвычайных обстоятельств быстро увеличить добычу твердого топлива.

Но следует учитывать, уже к 2005 году неизбежно выбытие и частичное снижение производственных мощностей по добыче угля в размере до 100 млн тонн. Динамика выбытия мощностей обусловлена, прежде всего, отработкой запасов в пределах некоторых шахтных полей и закрытых ряда особо убыточных шахт. Тенденция выбытия усилится (и по государственному обусловлена) в результате коммерциенизации деятельности шахт и разрезов. Учитывая инерционность угольной промышленности, в период 2001-2005 гг. интенсифицировать процесс закладки и ввода новых мощностей по добыче и переработки угля, причем на основе экономически экологически эффективных технологий. До 2000-2005 гг. усилия государства отрасли целесообразно сосредоточить на строительстве уже сооружаемых предприятий по добыче угля на 80-90 млн тонн. Обеспечивающих своевременного воспроизводства отрабатываемых горизонтов на действующих шахтах и разрезах и закладке новых мощностей в хорошо обснованных ТЭБом объемах.

Технический уровень многих шахт и разрезов недостаточно высок. Более половина шахт введены в эксплуатацию свыше 30 лет назад и не подвергались реконструкции, которая требуется в среднем через 12-15 лет работы. Каждое четвертое предприятие построено в довоенное время или в годы войны. По уровню технико-экономических показателей эти шахты в 1,5 – 2 раза уступают реконструированным или новым. В последние пять лет не было увеличение мощностей за счет реконструкции и технического перевооружения, выбытие мощностей превышало ввод. Коэффициенты обновления основных фондов сократились почтив два раза, средний фактический износ основных фондов возрос до 45%, а средство механизации превысило 50%. Только 16-17% используемых в отрасли машин и видов оборудования отвечает мировым достижениям. Решение приоритетной задачи повышения технического уровня позволит угольной промышленности поднять конкурентоспособность на внешнем рынке, а также на внутреннем в коммерческом спросе с природным газом и ядерной энергетикой в первую очередь.

Нельзя, однако, что без замены затратного экономического механизма на антизатратные отрасли (как,впрочем, газовой, нефтяной и другими отраслями) данной задачи не решить. И это еще одна, безусловно. Приоритетная проблема угольной промышленности.

В отличие от нефтяной промышленности, переработка на фабриках и установках Республики Казахстан в настоящее время подвергается только 40% добываемых углей. Развитие же углеобогащения в последние годы характеризуется резким снижением переработки с выраженной тенденцией к неустойчивому снабжению фабрик углем и изменению сырьевой базы. Это – стратегическая ошибка. За рубежом необогащенные угли в промышленности в других отраслях экономики не используются. По некоторым оценкам. Из средств, выделяемых на увеличение добычи угля, до 30% целесообразно направлять на его обогащение и переработку, что за счет повышения качества даст больший эффект, чем использование их для дополнительной добычи рядового угля. Известно, что при снижении зольности угля на 5-6% и соответственно влаги, затраты топлива на выработку энергии снижаются на 8-10%. Таким образом с помощью обогащения необходимо обеспечить производство конкурентной продукцией по мировым стандартам: содержание серы до 1,золы- до 7-8, а доля для большой энергетики до 12-15%.

Увеличению коэффициента извлечения угля из недр и добычи его на действующих разрезах способствует обогащению углей, доказано путем извлечения угля, теряемого в природных отвалах, ежегодно можно вырабатывать 8 тонн товарного угля со средней зольностью 19%.

Высокий потенциал сбережений углей при их потреблении. Достаточно сказать, что можно помимо ряда экспертов и согласно опыту Великобритании экономить более половины угля, расходуемого на цели отопления. Имеются немалые возможности по снижению удельных расходов угольного топлива на энергостанциях. Постепенное использование углесбережения обеспечит углем и получением большого экономического и энергетического эффекта.

Обеспечение экологической безопасности в угледобывающих районах Республики Казахстан – стратегически приоритетная задача угольной промышленности, требуются крупные инвестиции и исследование направления на достижение экологической чистоты технологии добычи, складских работ, транспортировке, переработки угля и использовании отходов. Должны быть созданы и внедрены более экономичные технологии и оборудования для разрезов, обеспечена утилизация шахтного металла и других отходов шахтного производства. Для повышения конкурентноспособности отрасли угольщики должны содействие ТЭС в освоении эффективных систем сжигания и отчистки угля.

Реструктиризация производственной базы отрасли, будучи приоритетной ее развития, должна предусматривать обоснованное по ряду ограничений развитие наиболее экономичного открытого способа добычи угля; первоочередное выделение инвестиций перспективным предприятиям с целью увеличения добычи угля; снижение добычи на неперспективных, убыточных шахтах и разрезах; поэтапное закрытие особо неперспективных и убыточных шахт и разрезов; строительство новых предприятий на месторождениях; повышать конкурентноспособность на внешнем и внутреннем рынке; рационализацию горного хозяйства шахт и разрезов, позволяющие осуществить концентрацию горных работ, в том числе ликвидацию мало производственных забоев; организацию скоростного строительства и реконструкции шахт.

Объем экспорта поставок угля в ближайшие годы необходимого довести до 50 млн тонн (то есть вернуться к уровню 1988 года), а затем, превзойти этот уровень это бы позволило бы за счет валютных поступлений приобретать дефицитное оборудование и обновлять устаревший его парк.

Повышение конкурентно способности угля зависти и от объективного государственного регулирования соотношения цен на природный газ и уголь. Дело в том, что установленные правительством цены на газ удерживаются ниже свободных цен на энергетические угли в перерасчете на одинаковую теплотворную способность. В мировой практике цены на газ обычно превышают цены на уголь на 30-40% (в расчете на одну тонну). Расчеты конкурентнопсособностей углей, поставляемых в различные регионы Республики Казахстан показали, что в среднем по стране соотношение цен на технико-энергетические ресурсы в 1990-х годах резко ухудшились против 80-х годов не в пользу угля, что обусловлено дальнейшим нерациональным использованием газа в местах добычи угля и, конечно, способствовало неоправданному вытеснению угля из энергетики.

Необходимо объективное регулирование правительством железнодорожных тарифов на перевозку угольных грузов, на сегодня эти тарифы на 35-40% превышают действительно рыночные тарифы. При транспортировании углей удалении энергодефицитные районы доля транспортировки достигает 71%, среднеудаленным потребителям – 56% цен на уголь. В США эта доля не превышает обычно 50% внутренней цены и 30-40% цены франко-борт порта на экспорт.

В первые а текущем столетии в Республике Казахстан имелась парадоксальная ситуация – наступил кризис перепроизводства основных первичных энергоносителей. Кризис перепроизводства усугубляется кризисом сырьевой базы нефтяной промышленности и использования всех видов ТЭР, вследствие его расточительного характера. Важнейшие причины кризиса в ТЭКе страны – стратегические просчеты в формировании экономической и энергетической политики, полная отмена централизованного планирования при отсутствии реальных рыночных регуляторов и, наконец, крупнейший спад производства как следствие двух первых и других причин.

В проблемном разрезе на протяжении всей первой половины 21 века решению подлежат следующие проблемы ТЭКа, имеющие народную хозяйственную значимость: энергосбережение; энергетификация народного хозяйства, и быта населения; постепенное развитие альтернативной и нетрадиционной энергетики; повсеместное внедрение хозяйственного механизма взамен затратного; обеспечение энергетической и экологической безопасности страны.

Приоритетными развития угольной промышленности Республики Казахстан в первой половине века являются: обеспечение, и в достаточно короткие, практически полного использования действующих производственных мощностей по добыче и переработке угля в соответствии с ростом производства в углепотребляющих отраслях; необходимость покрытия вновь возникающих потребностей народного хозяйства в энергетическом и технологическом сырье; замещение мазута на тепло- энерго станции; увеличение экспорта угля, улучшение на этой базе технико-экономических показателей добычи угля и производства углепродуктов, повышение их конкурентоспособности; всемирная экология угля и углепродуктов при их потреблении внутри страны, снижение пропорционально этому добычи угля, планомерное увеличение объемов обогащения углей; последовательное сокращение потерь угля в недрах при его переработке и транспортировании потребителям; расширение экспорта обогащенного угля и углепродуктов; постепенное увеличение объемов добычи и потребления угля на базе новых технологий с доведением его доли в производстве и потреблении первичных органических энергоносителей до значения примерно равного, а затем большего доли природного газа, а затем в первую очередь, путем конкурентного замещения природного газа и мазута на ТЭС; дальнейшее совершенствование региональной структуры производства и потребления углей и углепродуктов.

Предполагаемый подход к к решению в перспективе проблем развития ТЭКа Республики Казахстан обеспечивает минимизацию затрат и сил, средств и времени при достижении конечного успеха Эффективность его велика и бесспорна.

В настоящее время вексель рассматривается казахстанскими предприятиями и банками с позиции нового финансового инструмента. Наверное, это покажется парадоксальным, но экономики разных стран симпатизируют разным инструментам.
Тем не менее вексель в Казахстане правильнее будет назвать <хорошо забытым старым>. Корни казахстанского вексельного обращения уходят в XVIII в., когда Казахстан присоединился к Российской империи. Вексельное обращение на территории Казахстана регулировалось российскими вексельными уставами 1729, 1832 и 1902 гг. Векселя были очень распространены в период с 1900 по 1914 г. В основном вексельные операции были представлены вексельными кредитами под залог товаров и учетом векселей. Большая часть вексельных кредитов приходилась на торговлю.
Во времена нэпа Республиканский банк мог переучитывать векселя в Госбанке СССР. Казсельхозкредит проводил активную работу по вовлечению бедняцких и середняцких слоев населения, занимающихся скотоводством и земледелием, в вексельное кредитование. Банки и общества сельскохозяйственного кредита учитывали векселя, выданные бедняками и середняками. В структуре использования векселей в Казахстане в 1927 г. большую долю занимали частные лица и фирмы (93%), банки - 6%, остальная часть приходилась на госорганизации и кооперативные органы.
После проведения кредитной реформы 1930 г., провозгласившей переход от коммерческого к банковскому кредитованию, векселя перестали применяться во внутреннем кредитовании и расчетах.
В 80-х годах плановая экономика начала сдавать свои позиции, и в 1988 г. произошел возврат к коммерческому кредитованию. 24 июня 1991 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление, разрешающее предприятиям, учреждениям, организациям, а также предпринимателям осуществлять поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг в кредит посредством использования векселей.
После распада СССР вексельное обращение в Казахстане регулировалось нормативными актами, принятыми Республикой Казахстан как самостоятельным государством.
11 июня 1991 г. был принят первый республиканский закон <Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР>, согласно которому вексель был отнесен к ценным бумагам. 27 февраля 1993 г. принято <Временное положение о вексельной системе расчетов>, утвержденное правлением Национального Банка Республики Казахстан.
В 1994 г. Национальным Банком Республики Казахстан были утверждены Временные правила проведения аукциона казначейских векселей Республики Казахстан. Министерство финансов Республики Казахстан выпускало именные казначейские векселя сроком на 3 мес. Но операции с казначейскими векселями не обрели популярности, так как обладали большим риском и малой доходностью по сравнению с валютными и кредитными операциями.
21 августа 1995 г. президент Республики Казахстан подписал указ <О присоединении Республики Казахстан к Женевской конвенции от 7 июня 1930 г.>.
Вексельное обращение в Казахстане регулировалось временными нормативными актами, не учитывавшими многие нюансы осуществления вексельных операций. К сожалению, это послужило одной из причин краха вексельных программ Государственной продовольственной корпорации (Госпродкорпорации) и РГП <НЭС "Казахстанэнерго">, отразившегося на доверии к векселю в последующие годы.
В целях обеспечения государственных закупок зерна из урожая 1996 г. Правительство Республики Казахстан приняло постановление <О государственных закупках зерна из урожая 1996 г.>. Госпродкорпорации было дано разрешение эмитировать дисконтные векселя на сумму 165 млн долл. Источником погашения векселей являлся фонд финансового резерва Госпродкорпорации, создаваемый за счет чистого дохода от реализации зерна государственных ресурсов, а также ассигнований республиканского бюджета на 1996 г. Векселя использовались для расчетов за нефтепродукты, технику, оборудование, запасные части, электроэнергию, транспортные услуги и т. д. Оператором вексельной программы выступили Казкоммерцбанк и Казагропромбанк. Кредиты выдавались двумя траншами равными частями. Учет векселей проводился банками второго уровня с 1 июля 1996 г. Банки вели ежедневный учет векселей и ежемесячно предоставляли Госпродкорпорации информацию о количестве оплаченных векселей. Вексельные кредиты первого транша выдавались в мае 1995 г. на срок около 7 мес. Вексельные кредиты второго транша выдавались в июле-августе 1995 г. на срок около 5 мес. Сельхозпроизводители рассчитывались векселями с поставщиками ТМЦ, которые затем при наступлении срока погашения предъявляли векселя к платежу в ОАО <Казкоммерцбанк>.
Огромное количество векселей, выпущенных в рамках программы Госпродкорпорации, осталось непогашенным; имели место нарушения денежной природы векселя: при наступлении срока погашения векселя оплачивались не деньгами, а бартером - продукцией эмитента векселей по договорной цене.
В 1995 г. вексельную программу также запустило РГП <НЭС "Казахстанэнерго">. В рамках этой программы РГП выпустило простые векселя на сумму 1576 млн тенге, или 21,5 млн долл.1, двумя траншами в счет погашения кредиторской задолженности эмитента за поставленные товары и услуги. Основными кредиторами РГП <НЭС "Казахстанэнерго"> были производители электроэнергии (региональные системы) и управление энергосистемой. Векселя получили также поставщики товаров и услуг. На вторичном рынке векселя Казахстанэнерго использовались в качестве платежного средства крупными энергосистемами, транспортными, нефтеперерабатывающими, машиностроительными, угледобывающими и другими предприятиями. РГП <НЭС "Казахстанэнерго"> определяло объем эмиссии и сроки погашения векселей без учета фактических потребностей и возможностей, что повлекло за собой невыполнение обязательств по эмитированным векселям.
На основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 1996 г. основные средства и дебиторская задолженность 1 сентября 1997 г. были переданы на баланс АО <КЕГОК> (Казахстанская компания по управлению электрическими сетями), что также повлекло за собой невозможность погашения в срок векселей РГП <НЭС "Казахстанэнерго">. У векселедержателей остался большой объем непогашенных в срок векселей, а также векселей, срок погашения которых не наступил (около 700 млн тенге, или 9,5 млн долл.1).
Провал указанных выше программ еще более выявил необходимость принятия закона, охватывающего все стороны вексельного обращения. 8 декабря 2001 г. премьер-министром Республики Казахстан было подписано распоряжение о создании рабочей группы для подготовки проекта закона <О вексельном обращении и коммерческом кредитовании>. 28 апреля 1997 г. был принят закон Республики Казахстан <О вексельном обращении в Республике Казахстан>, внесший некоторую упорядоченность в стихийное развитие рынка вексельного обращения и положивший конец серьезным нарушениям вексельного законодательства. В законе <О вексельном обращении в Республике Казахстан> 1997 г. вексель был определен как <платежный документ строго установленной формы, содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство>. Согласно этому закону на территории республики могли обращаться только векселя, выданные под сделку о поставке товара.
В 1997 г. полный спектр услуг по вексельным операциям предлагал только один коммерческий банк. В конце 90-х годов векселя выпускались некоторыми крупными производственными компаниями: ТОО <Казахойл-Коммерция>, ОАО <КЕГОК> (объем выпуска векселей за 1998-1999 гг. составил около 4 млн долл.), НАК <Алтыналмас> (золотодобывающая промышленность), ОАО ДАГОК <Кустанайасбест>, ЗАО <Экибастузский Энергоцентр>, ОАО <Арай> (виноводочная промышленность), ОАО <Махтаарал> (переработка хлопка) и др.
15 октября 1999 г. был принят ряд нормативных актов Национального Банка Республики Казахстан: <Правила переучета векселей Национальным Банком Республики Казахстан> № 395, <Правила учета векселей банками второго уровня Республики Казахстан> № 396 и <Правила проведения банками второго уровня операций с переводными и простыми векселями> № 397.
В 2000 г. начала действовать Программа Национального Банка Республики Казахстан по переучету векселей первоклассных эмитентов, целями которой являются развитие рынка вексельного обращения в Республике Казахстан и финансирование отечественных предприятий. Суть программы заключается в том, что Национальный Банк переучитывает у коммерческих банков векселя определенного им круга эмитентов (первоклассных эмитентов). На мой взгляд, реализация Программы Национального Банка Республики Казахстан по переучету векселей первоклассных эмитентов послужила основным толчком для развития современного вексельного обращения в Казахстане.
Первыми предприятиями, получившими статус первоклассных эмитентов, были ЗАО НАК <Казатомпром> и ОАО <Казахтелеком>. В октябре 2000 г. ЗАО НАК <Казатомпром> выпустило первый вексель в рамках программы Национального Банка. В то время на рынке действовала только одна учетная контора2, ставка учета векселей составляла 17% годовых в тенге. За 2000-2001 гг. объем эмиссии векселей ЗАО НАК <Казатомпром> составил 300 млн тенге, или около 2 млн долл.3
17 сентября 2001 г. список первоклассных эмитентов был дополнен РГП <Казахстан Темир Жолы> и ОАО <КЕГОК>. В 2001 г. векселя первоклассных эмитентов учитывались уже несколькими банками: ОАО <Банк ТуранАлем>, ОАО <Казкоммерцбанк>, ЗАО <Евразийский банк> и ОАО <Банк ЦентрКредит> при учетных ставках 13-17% годовых в тенге. В 2001 г. также была запущена вексельная программа АО <ССГПО> (Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение), ведущего казахстанского предприятия по добыче и обогащению железных руд.
10 декабря 2001 г. 9 коммерческих банков Казахстана подписали Меморандум о создании рабочей группы по развитию рынка вексельного обращения в Республике Казахстан (аналог АУВЕР).
Благодаря функционированию Рабочей группы на рынке вексельного обращения была создана конкурентная среда, способствовавшая снижению стоимости вексельного финансирования для предприятий. Банки, объединенные рабочей группой, при поддержке Национального Банка Республики Казахстан смогли внести положительные изменения в действующее вексельное законодательство (отмена гербового сбора, взимаемого за выпуск векселей на вексельной бумаге, разрешение выпуска векселей под сделки по выполнению работ, оказанию услуг, разрешение выпуска векселей в иностранной валюте при расчетах резидентов РК с нерезидентами и т. д.).
Год 2002-й был ознаменован выпуском векселей дочернего предприятия РГП <Казахстан темир жолы>4 (железная дорога) - ДГП <Инфраструктура> на 1,5 млрд тенге (около 10 млн долл.5). В том же году статус первоклассного эмитента векселей получило ОАО <Алматы Кус> (производство яиц и куриного мяса). Ставки учета векселей некоторых первоклассных эмитентов снизились до 12% годовых в тенге. В сентябре 2002 г. была запущена <пилотная> программа ЗАО <Корпорация "Цесна"> (холдинг, включающий строительные, зерноперерабатывающие предприятия и т. д.) Также в 2002 г. на Казахстанской фондовой бирже был открыт сектор <Рынок векселей> для организации торгов векселями в торговой системе биржи (ранее биржевая торговля векселями не осуществлялась).
В 2003 г. получило статус первоклассного эмитента и запустило свою вексельную программу ОАО <Астана-Финанс>. Количество учетных контор возросло - на рынке вексельного обращения действовали ОАО <Банк ТуранАлем>, ОАО <Казкоммерцбанк>, ЗАО <Евразийский банк>, ABN AMRO Bank Kazakhstan, ОАО <Альянс банк>, ОАО <Банк "Казахстанэнерго">. Ставки учета векселей первоклассных эмитентов составляли 8,5-16% годовых в тенге.
9 июля 2003 г. был принят закон Республики Казахстан № 482-II <О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам вексельного обращения, платежей и перевода денег>. С точки зрения вексельного обращения наиболее важным в этом законе является разрешение выпуска векселей не только для расчетов за поставленные товары (как это было ранее), но и за выполненные работы и оказанные услуги (кроме финансовых услуг).
В настоящее время официальная учетная ставка Национального Банка Республики Казахстан составляет 7% годовых. Первоклассными эмитентами векселей являются 11 крупных производственных предприятий стратегического значения, Национальный Банк установил для них следующие годовые лимиты переучета векселей:

 ЗАО НАК <Казатомпром> - 500 млн тенге (3,8 млн долл.)6;

 ОАО <Казахтелеком> - 500 млн тенге (3,8 млн долл.);

 ОАО <КЕГОК> - 500 млн тенге (3,8 млн долл.);

 АО НК <Казахстан темир жолы> - 2 млрд тенге (15 млн долл.);

 ОАО <Астана-Финанс> - 350 млн тенге (2,6 млн долл.);

 ОАО <Алматы Кус> - 500 млн тенге (3,8 млн долл.);

 АО ТК <Казхром> - 1,5 млрд тенге (11,4 млн долл.);

 АО <Корпорация "Ордабасы"> - 750 млн тенге (5,7 млн долл.);

 ЗАО <Продовольственная контрактная корпорация> - 5 млрд тенге (38 млн долл.);

 АО (телекоммуникации) - 100 млн тенге (0,75 млн долл.);

 ОАО - 250 млн тенге (1,9 млн долл.).
Услуги по вексельным операциям, предлагаемые казахстанскими коммерческими банками, отличаются от операций, проводимых российскими банками в данной сфере. Если ввиду развитости обращения в Российской Федерации финансовых векселей российские банки выпускают собственные векселя с целью предоставления их физическим и юридическим лицам <против денег> либо в качестве инструмента кредитования, в Республике Казахстан наиболее распространенны ми вексельными операциями являются аваль и учет коммерческих векселей юридических лиц. Таким образом, в Республике Казахстан вексель в основном выступает средством платежа и коммерческого кредитования, а не средством привлечения финансовых ресурсов, как в России. Помимо аваля и учета векселей, казахстанские банки осуществляют домицилиацию7, инкассирование векселей, выдачу ссуд под залог векселей, акцепт векселей в порядке посредничества. На инкассо в основном принимаются векселя Сбербанка РФ. Операции выдачи ссуд под залог векселей и акцепта в порядке посредничества совершаются крайне редко. В основном на территории республики обращаются простые векселя, переводные векселя присутствуют преимущественно в международных расчетах.
Представление об объеме вексельного рынка Казахстана в какой-то мере может дать информация об объемевекселей, находящихся в портфелях коммерческих банков (значительная часть векселей учитывается векселедержателями в первые дни после получения). Так, на 1 ноября 2004 г. в портфелях банков находились векселя на сумму 10,8 млрд тенге, или 82 млн долл.8 Безусловно, пока молодой казахстанский рынок вексельного обращения не может сравниться по объему с развитыми вексельными рынками России, США, Японии, Германии, Франции. Но с каждым годом темпы роста казахстанского рынка растут, увеличивается число его участников.
Основными же причинами малой степени использования векселей в Казахстане являются неразвитость товарного рынка, законодательные барьеры, слабое представление о возможностях использования векселей у потенциальных потребителей данного инструмента, малочисленность квалифицированных специалистов.
Тем не менее в настоящее время можно говорить о том, что, несмотря на существование ряда сдерживающих факторов, казахстанский вексель возрождается и укрепляет свои позиции. Перспективами дальнейшего развития рынка вексельного обращения в Республике Казахстан являются вексельное финансирование субъектов малого и среднего бизнеса, развитие международных операций с векселями (в том числе в рамках российско-казахстанского делового сотрудничества), активизация биржевой торговли векселями, увеличение количества первоклассных эмитентов векселей.

Литература
Лубягина Д. В. Гражданско-правовое регулирование вексельного обращения в Республике Казахстан. Алматы, 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: