МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По практическому занятию для студентов
Учебная дисциплина «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И ПАРАЗИТАРНЫЕ ИНВАЗИИ»
Занятие №7 «ДЕТСКИЕ» КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ У ВЗРОСЛЫХ (КОРЬ, КРАСНУХА, ВЕТРЯНАЯ ОСПА, ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПАРОТИТ). ГЕРПЕСВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ.
Курс 5 Факультет медицинский
Специальность «Лечебное дело» 7.12010001
«Педиатрия» 7.12010002
«Медико-профилактическое дело» 7.12010003
Утверждено
на методическом совещании кафедры
«28» августа 2015г.
Протокол № 1
В. о. зав. кафедры Чабан Т.В._________
Одесса - 2015 г.
1.Тема № 7 «Детские» капельные инфекции у взрослых. (корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит). Герпесвирусные инфекции.» - 4 часа
2.Актуальность темы:
«Детской инфекцией» традиционно называют инфекцию, которая к началу массовой иммунизации преимущественно поражала детское население, что предопределено широким распространением возбудителей в популяции, легкостью передачи и формированием стойкого длительного иммунитета после перенесенной болезни. Для профилактики большинства из «детской инфекции» разработана надежная вакцина, которая позволила значительно снизить заболеваемость на эту болезнь и включить их в группу управляемой инфекции. Само выполнение профилактических мероприятий уменьшило заболеваемость на эту инфекцию в сотне раз, но с другой стороны уменьшения длительности искусственного иммунитета сдвинуло заболеваемость на более старшую вековую категорию, превратило «детскую» инфекцию в «преимущественно взрослые».
Корь, краснуха и эпидемический паротит, играют огромную роль в патологии человека. Корь – это одно из наиболее контагиозных инфекционных заболеваний. Каждый год на Земном шаре от кори погибают больше людей, чем в автомобильной аварии. Широкая распространенность заболевания, тяжелый ход, возможность развития в дальнейшем медленной инфекции, с тяжелым поражениям ЦНС, наличие надежной вакцины, которая создает эффективный иммунитет, побуждало ВООЗ предложить и начать внедрение программы глобальной ликвидации кори путем системы прививки. В условиях спорадической заболеваемости очень большого значения приобретает ранняя диагностика болезни для проведения адекватных профилактических мероприятий и предотвращения тяжелых осложнений.
|
Краснуха – это относительно доброкачественное, так называемое «амбулаторное» заболевание. Но очень большую опасность она приобретает при заражении беременную женщину, поскольку может привести к прерыванию беременности, тяжелых пороков развития плода, и, даже внутриутробной гибели ребенка. Заболевания, которые вызывают сходные поражения плода при заражении во время беременности выделяют в отдельную группу ТОRСН-инфекций изучение и диагностика которых занимает большое место деятельности не только инфекционистов, но и акушеров, гинекологов, генетиков, неонатологов, педиатров, и, безусловно, семейных врачей.
Эпидемический паротит протекает с поражением всех железистых органов и центральной нервной системы. С одной стороны это предопределяет возможность тяжелого течения болезни, а из другого может быть этиологической причиной развития таких серьезных последствий, как тиреоидит с функциональной недостаточностью щитовидной железы, хронического панкреатита и сахарного диабета, оофоритов у женщин и орхоэпидидимитов у мужчин с последующим бесплодием.
|
С учетом того, что краснухой и эпидемическим паротитом болеют преимущественно дети и лица молодого возраста, эта инфекция представляет большую опасность репродуктивному здоровью популяции. Именно этот факт и возможность управления эпидемическим процессом с помощью средств активной иммунизации побуждал ВООЗ начать программу ликвидации краснухи и эпидемического паротита. В Украине плановая иммунизация в рамках выполнения этой программы началась с 1990 года.
3. Цели занятия.
3.1. Общие цели
- иметь общее представление о месте кори, краснухи и эпидемического паротита в структуре инфекционных болезней, распространенности в разных регионах мира в разных возрастных группах.
- ознакомиться со статистическими данными относительно заболеваемости, летальности, частоты осложнений, отдаленных последствий перенесенных инфекций;
- ознакомиться с историей изучения кори, краснухи и эпидемического паротита, иметь представление о научном вкладе отечественных ученых в истории научных исследований в этой области.
3.2. Воспитательные цели:
1. Развить деонтологические представление. Уметь придерживаться правил поведения у постели больного, врачебной деонтологии. Овладеть умением устанавливать психологический контакт с больным и его семьей.
2. Развить представление о влиянии противоэпидемических заболеваемость распространенность кори, краснухи и эпидемического паротита и VZV-инфекции.
|
3. На материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.
3.3. Конкретные цели:
1. этиологию кори, тропизм возбудителя
2. эпидемиологию кори
3. патогенез кори
4. клинические проявления кори при типичном ходе
5. патогенез, срок возникновения и клинические проявления осложнений кори
6. лабораторную диагностику кори
7. принципы лечения кори
8. правила выписка больных корью
9. прогноз кори
10. этиологию краснухи, тропизм возбудителя
11. эпидемиологию краснухи
12. патогенез краснухи
13. клинические проявления краснухи при типичном ходе
14. лабораторную диагностику краснухи
15. принципы лечения краснухи
16. правила выписка больных краснухой
17. прогноз, включая прогноз для беременной и плода
18. этиологию эпидемического паротита, тропизм возбудителя
19. эпидемиологию эпидемического паротита
20. патогенез эпидемического паротита
21. клинические проявления паротита при типичном ходе
22. лабораторную диагностику эпидемического паротита
23. принципы лечения эпидемического паротита
24. правила выписка больных эпидемический паротит
25. прогноз эпидемического паротита
26. принципы профилактики управляемой «детской» инфекции, календарь прививки
27. диагностику и тактику ведения больных детской инфекцией в случае возникновения бактериальных осложнений
28. тактику в случае возникновения неотложных состояний
3.4. На основе теоретических знаний по теме:
1. Придерживаться основных правил работы возле кровати больного.
2. Собрать анамнез заболевания с оценкой эпидемиологических данных
3. Обследовать больного и обнаружить основные симптомы и синдромы кори, краснухи, эпидемического паротита, обосновать клинический диагноз, решить вопрос необходимости стационарного лечения.
4. На основе клинического обследования своевременно распознать возможные осложнения кори, краснухи и эпидемического паротита, неотложные состояния.
5. Оформить медицинскую документацию по факту установления предварительного диагноза кори, краснухи или эпидемического паротита (экстренное сообщение в районное эпидемиологическое отделение).
6. Составить план лабораторного и инструментального обследования больного.
7. Интерпретировать результаты лабораторного обследования
8. Правильно оценить результаты специфических методов диагностики.
9. Составить индивидуальный план лечения с учетом эпидемиологических данных, стадии болезни, наличия осложнений, тяжести состояния, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии; оказать неотложную помощь
10. Составить план профилактических мероприятий в очаге инфекции.
11. Дать рекомендацию относительно режима, диеты, обследования, в периоде реконвалесценции.
4.4. Материалы к аудиторной подготовки (межпредметная интеграция):
№ | Дисциплина | Знать | Уметь | ||
Предыдущие дисциплины | |||||
1.Микробиология | Свойства возбудителей кори, краснухи, VZV-инфекции и эпидемического паротита, особенности серологического ответа, в зависимости от сроков болезни, правила и срок забора материала для специфической диагностики. | Проводить забор материала для вирусологического (материал из носоглотки, кровь) и серологического исследования, интерпретировать результаты полученных данных | |||
2.Пропедевтика внутренней болезни | Основные этапы и методы клинического обследования больного. | Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного по органам и системе, обнаружить клинические признаки патологии. Анализировать полученные данные. | |||
3.Эпидемиология | Эпидемический процесс (источник, механизм заражения, пути передачи) кори, краснухи, эпидемическом паротите, VZV-инфекции; распространенность патологии в Украине и в мире. Стратегию ВООЗ относительно ликвидации этой инфекции. | Собрать эпидемиологический анамнез, провести противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге инфекции | |||
4.Иммунология и аллергология | Основные понятия предмета, роль системы иммунитета в инфекционном процессе, влияние на срок элиминации возбудителя из организма человека. Иммунологические аспекты осложнений. | Оценить данные иммунологических исследований. | |||
5.Физиология | Параметры физиологичной нормы органов и системы человека; показатели лабораторного обследования в норме (общие анализы крови и мочи, спинно-мозговая жидкость, биохимия крови, параметры КОС, электролитов, и т.д.). | Оценить данные лабораторного обследования. | |||
6.Дерматология | Характеристику разных видов экзантемы и энантемы | Распознавать характер высыпаний на коже и слизевой оболочке при коре, краснухе, VZV-инфекции | |||
7.Отоларингология | Методику обследования ротоглотки. Правила защите при обзоре инфекционного больного. | Провести обзор ротоглотки, диагностировать возможные патологические изменения. | |||
8.Стоматология | Анатомическое строение ротовой полости. Топографию слюнной железы. | Диагностировать поражение слизевой оболочки и слюнной железы. | |||
9.Неврология | Клинические и лабораторно инструментальные признаки менингита, энцефалита, токсической энцефалопатии, ганглионита, тригеминита. | Провести клиническое обследование больного с поражением ЦНС. Осуществлять люмбальную пункцию. | |||
10.Хирургия | Клинико-лабораторные признаки острого панкреатита при кору и эпидемическом паротите. | Диагностировать острое поражение поджелудочной железы. | |||
11.Урология | Клинико-лабораторные признаки поражения половой системы при эпидемическом паротите | Своевременно поставить диагноз этих осложнений, назначить соответствующее обследование, оказать неотложную помощь. | |||
12.Клиническая фармакология. | Фамакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты противовирусных препаратов, средств патогенетической терапии. | Назначить лечение в зависимости от возраста, индивидуальной особенности больного, выбрать оптимальный режим приема и дозу препарата, выписать рецепты. | |||
13.Реанимация и интенсивная терапия | Неотложные состояния: · ИТШ · Отек мозга · Острая дыхательная недостаточность | Своевременно диагностировать и оказать неотложную помощь при безотлагательных состояниях: · ИТШ · Отек мозга · Острая дыхательная недостаточность | |||
Следующая дисциплина | |||||
Семейная медицина | Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, возможные осложнения кори, краснухи и эпидемического паротита. Принципы профилактики и лечения. | Проводить дифференциальную диагностику болезни разного генеза с киром, краснухой и эпидемическим паротитом. Распознать кир, краснуху и эпидемический паротит, и возможные об осложнение; интерпретировать данные лабораторного обследования. Своевременно госпитализировать больного в инфекционный стационар. Заполнить экстренное сообщение. Оказать неотложную помощь в случае необходимости. | |||
Внутрипредметная интеграция | |||||
Инфекционные болезни. | Особенность инфекционной болезни. Принципы диагностики, лечения, профилактики инфекционной болезни. Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, лабораторную диагностику, возможные осложнения, особенность клинического хода кори, краснухи и эпидемического паротита. Принципы профилактики и лечения. | Проводить дифференциальную диагностику кори, краснухи и эпидемического паротита, с другой инфекционной болезнью. Распознать «детскую инфекцию» во взрослых, их осложнения; интерпретировать данные лабораторного обследования. Назначить лечение. Оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе. | |||
5. Содержание темы занятия (структурно-логическая схема)
6. Материалы методического обеспечения занятия.
6.1. Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений - тесты из базы данных лицензионного экзамена Крок-1 (https://kroktest.org.ua/)
6.2. Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в учебниках:
ОСНОВНАЯ
1. Инфекционные болезни. Курс лекций: учебное пособие / Е.В. Никитин, К.Л. Сервецкий, Т.В. Чабан [и др.]. - Одесса: ОНМедУ, 2012. - 252 с. - (Серия «библиотека студента-медика»).
2. Инфекционные болезни: учебник / под ред. А.А. Голубовской. - К.: ВСВ «Медицина», 2012. - 728 с. + 12 с. цв.вкл.
3. Практическая инфектология: учебное пособие / Б.М.Дикий, З.М.Митник, О.Я. Пришляк [и др.]. - Ивано-Франковск, 2010. - 250 с.
4. Инфекционные болезни: учебник / А.В. Чорновил, Р.Ю. Грицко. - К.: Медицина, 2010. - 423 с.
II. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ
1. Атлас инфекционных болезней / [М.А. Андрейчин, В.С. Копча, С.А. Крамарев и др.]; под ред. М.А. Андрейчина. - Тернополь: ТГМУ, 2010. - 248 с.
2. Лабораторный справочник «СИНЭВО» [А.В. Небыльцова, Ж.А. Климова, Г.А. Носенко и др. ] / под ред. А.В. Небыльцовой. - К.: ООО «Доктор-Медиа», 2011. - 420 с.
3. Инфекционные болезни: Нормативное производственно-практическое издание. Ч II. - К.: МНІАЦ медицинской статистики; МВЦ «Мединформ», 2011. - 420 с.
4. Компендиум 2010-2011 - лекарственные препараты / под ред. В.Н. Коваленко, А.П. Викторова. - К.: МОРИОН, 2011.- 1456 с.
5. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред.Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.ГЄОТАР-Медиа, 2009. - 1056 с.
6.3.Ориентирующая карта по самостоятельной работе студентов по теме занятия
№ п/п | Основные задачи | Указания | Ответы студентов |
Изучить материал по теме “Детские капельные инфекции у взрослых” | Изучение основной и дополнительной литературы | Ответить на учебные вопросы | |
Уметь поставить и обосновать заключительный диагноз обследованного больного | Уметь обследовать больного и составить план лабораторного обследования | Письменное обоснования предварительного и окончательного диагнозов, плана обследования и лечения больного | |
Составить план лечения больного | Тестовый письменный контроль | ||
Знать осложнения заболевания и их лечение | Решение ситуационных задач |
7. Материалы для самоконтроля качества подготовки
А. Вопросы для самоконтроля
1. К какой группе инфекционных болезней по источнику инфекции относят корь, краснуху и эпидемический паротит.
2. Пути передачи кори, краснухи, паротитной инфекции.
3. Тропность вируса кори, краснухи.
4. Тропность вируса эпидемического паротита.
5. Стадия патогенеза кори, краснухи.
6. Стадия патогенеза эпидемического паротита.
7. Морфологические изменения слизистой оболочки рта при кори.
8. Синдром органных поражений при краснухе.
9. Стадия циклического клинического течения кори.
10. Основные симптомы кори в начальный период болезни.
11. Опорные симптомы краснухи в разгаре болезни.
12. Симптомы поражения слюнной железы при эпидемическом паротите.
13. Характеристика, время возникновения и динамика сыпи у больного корью.
14. Поражение нервной системы при паротитной инфекции.
15. Клинические проявления поражения поджелудочной железы при паротитной инфекции и кори.
16. Особенность течения мутированной кори.
17. Эпидемиологическая особенность современной кори.
18. Влияние вируса краснухи на плод.
19. Последствия врожденной краснухи.
20. Основная причина осложнений со стороны нервной системы при кори.
21. Осложнение кори.
22. Патогенез, клинические проявления осложнений краснухи.
23. Гемограмма больного краснухой в разгаре болезни.
24. План обследования больного корью.
25. План обследования больного краснухой
26. План обследования больного паротитной инфекцией
27. Методы специфической диагностики кори, краснухи, паротитной инфекции.
28. Показание для этиотропного лечения «детской инфекции» у взрослых.
29. Принципы патогенетической терапии кори, краснухи, эпидемического паротита.
30. Правила выписка реконвалесцентов «детской инфекции» из стационара.
Б. Тесты для самоконтроля с эталонами ответов:
выбрать правильные ответы
1. Источник инфекции при ветряной оспе
А. больной плоским лишаем
Б. больной опоясывающим лишаем
В. вирусоноситель
Г. больной ветряной оспой
Д. больной натуральной оспой
2. Контингент больных, для которых наиболее опасны последствия краснухи
А. дети в возрасте от 2 до 6 лет
Б. младенцы
В. иммунодефицитные взрослые
Г. дети в возрасте от 6 до 12 лет
Д. беременные
3. Проявления катарального синдрома при кори
А. трахеобронхит
Б. ларингит
В. назофарингит
Г. альвеолит
Д. отит
4. Выберите основные симптомы кори средней степени тяжести без осложнений в период разгара:
А. нормальная температура тела
Б. лихорадка
В. рвота
Г. лающий кашель
Д. конъюнктивит
5. Изменения спинномозговой жидкости при эпидемическом паротите
А. лимфоцитарный плеоцитоз
Б. нейтрофильный плеоцитоз
В. белково-клеточная диссоциация
Г. увеличение белка
Д. клеточно-белковая диссоциация
6. Осложнение краснухи
А. орхит
Б. менингоэнцефалит
В. отит
г. пневмония
д. тромбоцитопеническая пурпура
7. Специфическая диагностика кори
А. цитологический метод
Б. ИФА на Anti Morbilli IGM
В. ИФА Anti Rubella IGM
Г. биохимический анализ крови
Д. РСК, РПГА
8. Характеристика высыпаний при ветряной оспе
А. пустула с геморрагическим содержимым
Б. везикула с серозным содержимым
В. ложный полиморфизм
Г. многокамерная везикула
Д. феномен подсыпание
9. Препараты для лечения неосложненной краснухи
А. пеницилин
Б. диазолин
В. ингибиторы протеазы
Г. аскорутин
Д. левомицетин
10. Последствия врожденной краснухи
А. хромосомные аберрации
Б. пороки органов зрения
В. пороки сердца
Г. инфекционно-токсический шок
Д. никогда не проявляются
Эталон правильных ответов
1. Б Г 6. Б В Г Д
2. В Д 7. А Б Д
3. А Б 8. Б В Д
4. Б Г Д 9. Б Г
5. А Г Д 10. А Б В
В. Ситуационные задачи для самоконтроля с ответами
Задача 1
Больной 17 лет поступил в клинику на 3-й день болезни с диагнозом «Парагрипп, аллергический дерматит». Заболел остро с повышения температуры тела до 39оС, слабости, боли в горле. На 2-й день болезни появился надсадный лающий кашель, обильные слизистое отделяемое из носа, рези в глазах. Об-но: Т - 38,8оС. Лицо отечное, веки утолщенные. Склерит, катаральный конъюнктивит. Слизистое отделяемое из носа. На коже шеи и лица, пятнисто-папулезная сыпь. Слизистая оболочка ротоглотки ярко гиперемирована, мелкая белая энантема возле нижних коренных зубов. Дыхание жесткое, единичные сухие хрипы. Пальпируются мелкие подчелюстные и переднешейные лимфоузлы. ЧСС - 110 уд/ мин. АД - 100/70 мм.рт.ст. Живот мягкий. Печень и селезенка не увеличены.
1. Предварительный диагноз.
2. План обследования.
3. Лечение.
Ответ: Корь.
Задача 2
Больной 17 лет, студент, живет в общежитии. Поступил в клинику на 2-й день болезни с жалобами на сыпь на теле, недомогание. Заболевание началось остро, с подъема температуры до 38ос, заложенности носа. В тот же день заметил сыпь. Об-ка: Т - 37,3оС, небольшая слабость. Умеренная гиперемия конъюнктив, слизистое отделяемое из носа. Сыпь мелкоточечная, на неизмененной коже, легкая гиперемия слизистой оболочки ротоглотки. Пальпируются болезненные заднешейные и затылочные лимфоузлы. Пульс - 80 уд/мин., АД - 110/70 мм.рт.ст. Со стороны органов брюшной полости и легких патологии не выявлено. В крови отмечается лейкопения, относительный лимфоцитоз, 10% плазмоцитов, ШОЭ - 5 мм/ч.
1. Предварительный диагноз.
2. План обследования.
3. Лечение.
Ответ: Краснуха.
Задача 3
Больной 18 лет, поступил на 6-й день болезни с жалобами на слабость, сухость во рту, повышение температуры тела до 39ос. Заболевание началось остро с повышения Т тела до 38,5оС, слабости, безболезненной припухлости возле ушей. Лечение заключалось в приеме аспирина и сухого тепла на пораженные участки. Лихорадка снизилась, однако на 6-й день болезни снова поднялась температура тела до 39оС, появилась боль в мошонке, тошнота, двукратно - кашицеобразный стул.
Об-но: При осмотре - небольшое увеличение, мягкие по консистенции околоушные железы, Т - 39оС. В ротоглотке без патологических изменений. Живот мягкий, чувствительный в эпигастрии, пульсация брюшной аорты ослаблена. Правое яичко умеренно увеличено, болезненно Со стороны других внутренних органов патологии не выявлено.
1. Предварительный диагноз.
2. План обследования.
3. Лечение
Ответ: Эпидемический паротит.
Задача 4
Больной Е., 18 лет, поступил в инфекционное отделение на 3-й день болезни с жалобами на сухость во рту, лихорадку, припухлость околоушной области справа. В стационаре получал тавегил, аскорутин, местно - сухое тепло. Заметной положительной динамики не отмечалось. На 7-й день болезни на фоне лихорадки, которая сохраняется, появилась боль в левом яичке, которое увеличилось в размерах, появилась усиливающаяся головная боль. Об-но: состояние тяжелое, в сознании, адекватный, немного заторможенный. Т тела - 39,7ос, кожные покровы без сыпи, бледные. Лицо и шея асимметричные за счет мягкого отека безболезненной правой околоушной железы. Миндалины не увеличены, налетов нет. Тоны сердца звучные, ритм правильный. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии при пальпации, печень и селезенка не увеличены. Умеренно выраженная ригидность затылочных мышц, положительные симптомы Кернига и Брудзинского. Левое яичко отечное, болезненно, кожа гиперемована.
1. Предварительный диагноз.
2. План обследования.
3. Лечение.
Ответ: Эпидемический паротит, осложненный серозным менингитом.
Задача 5
Больной А., 18 лет, заболел остро, повысилась Т тела до 38,5ос, отмечалась слабость, головная боль. На 3-й день на коже туловища заметил единичные элементы пятнистой сыпи и с диагнозом «краснуха» был госпитализирован. При осмотре: Т тела - 38,8ос, больной вялый, немного заторможенный. На коже волосистой части головы множественные везикулы, на коже лица, туловища, конечностей-единичные везикулы и обильная пятнистая сыпь. Периферические лимфоузлы не увеличены. Слизистая оболочка ротоглотки гиперемирована, на мягком небе - единичные эрозии. Пульс 82 уд/мин., АД - 110/70 мм.рт.ст., тоны сердца приглушены, дыхание везикулярное, живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены, менингеальных знаков нет. Ан.крови: Эр.- 4,6 Т/л, лейк. - 8,1 Г/л, п-6%, 64%, л-25%,м-5%, СОЭ-10мм/г.
1. Предварительный диагноз.
2. План обследования.
3. Лечение.
Ответ: Ветряная оспа.
8. Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:
8.1. Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить во время практического занятия
• Овладеть методикой обследования;
• Провести курацию больного;
• Провести дифференциальную диагностику;
• Составить план лабораторного обследования;
• Интерпретировать результаты специфического обследования больного;
• Распознать осложнения;
• Составить план лечения больного;.
• Определить врачебную тактику в случае возникновения неотложных состояний.
• Оформить медицинскую документацию;
9.1. Методика выполнения работы, этапы выполнения
№ | Задание | Последовательность выполнения | Замечание, предупреждение, относительно самоконтроля |
1. | Овладеть методикой обследования больного корью, краснухой, паротитной инфекцией | 1. Выяснить жалобы 2. Анамнез болезни 3. Анамнез жизни 4. Эпидемиологический анамнез | Выделить жалобу, которая характеризует синдромы: - общей интоксикации - органных поражений - дополнительных поражений Последовательность и сроки возникновения - лихорадки - катарального синдрома - сыпи - поражение железы и нервной системы - дополнительных синдромов (тошнота, рвота, гнойная мокрота) - перенесенные заболевания Выявить: - контакт с больным корью, краснухой, эпидемическим паротитом - вакцинация |
2. | Провести курацию больного | Общий осмотр Кожные покровы Лицо Глаза Ротоглотка Голос 2. Пальпация Лимфатическая система Слюнная железа Легкие Живот Мышца Перкуссия Сердце Легкие 4. Аускультация Сердце Легкие | - Оценить состояние больного - наличие сыпи, его характер, локализация, склонность, к слиянию - цвет, отек, асимметрия за счет увеличения слюнной железы - наличие склерита, конъюнктивита, отека, ввек - наличие гиперемии, отека, сухости - энантема на мягком небе - пятна Коплика - симптом Мурсу - гранулезный фарингит - подвижность мягкого неба - громкость, ясность, сиплость, гнусавость - размеры, плотность и болезненность лимфатических узлов - размеры, болезненость, консистенция - голосовая дрожь - размеры и свойства печени и селезенки, поджелудочной железы - болезненность при пальпации живота, симптом Воскресенского - менингеальный синдром - парезы, параличи - перкуторно границы сердца - сравнительная топографическая перкуссия легких (наличие или отсутствие перкуторных признаков уплотнения легочной ткани) - ритм, громкость сердечных тонов - характер дыхания – везикулярное, жесткое, бронхиальное; ослаблено, усиленное - патологические дыхательные феномены – крепитация, хрипы и их характер, локализация, изменения во время фазы дыхания, после кашля - бронхофония |
3. | Провести лабораторное исследование | 1. Общий анализ крови 2. Общий анализ мочи 3. Диастаза мочи 3. ЭКГ 4. Рентгенологическое исследование ОГП 5. Серологическое исследование ИФА РПГА | - уровень лейкоцитов, п/я нейтрофилов лимфоцитов, СОЭ - наличие лейкоцитов, эритроцитов, белка - уровень - признаки инфекционно-токсического миокардита - диффузное или воспалительное поражение легочной ткани - с 4-го дня болезни, анти Morb IGM - в парной сыворотке, рост титра в 4 разы и более. |
10. Материалы для самоконтроля овладения знаниями, умениями, навыками: тесты из базы данных лицензионного экзамена Крок-2 (https://kroktest.org.ua/)
11. Тема следующего занятия - «Общая характеристика вирусных гепатитов. Вирусные гепатиты с фекально-оральным механизмом передачи»
12. Задача для УИРС и НИРС по теме следующего занятия.
Индивидуальная работа хорошо успевающих студентов по данной теме.
Хорошо успевающие студенты могут обрабатывать научную литературу по данной теме, озвучить вопросы современной заболеваемости и особенности клинического течения.
Методические рекомендации составил __ ___________________________--