П.В. Копнин
Проблема есть некое затруднение, препятствие, нуждающееся в разрешении.
|
На разрешение противоречий направлены основные усилия исследователя
Проблемная ситуация есть некий исходный комплекс реальных, жизненных противоречий.
Задание 1: Определите тип противоречий, выделите в нем «слабое» звено.
Задание 2: Найдите в представленных в таблице примерах неверно сформулированные противоречия
Пример сформулированного противоречия | Тип | Пример сформулированного противоречия | Тип | |||
между необходимостью формирования информационной компетентности у старшеклассников как фактора их успешности в профильном обучении и недостаточным содержательно-методическим обеспечением для осуществления данного процесса в педагогической деятельности. | между необходимостью обеспечения базисности развития ребенка путем амплификации (обогащения) и использованием большого количества сущностно разных программ и технологий, не обеспечивающих общих целей воспитания и развития | |||||
между требованием к обеспечению нового качества педагогического процесса детского сада как сопровождения ребенка и неготовностью педагогов к его организации | между требованиями к профессиональной компетентности магистра и создаваемыми условиям для ее достижения | |||||
между требованиями российского общества, предъявляемыми к личности ребенка и традиционной парадигмой воспитания, обеспечивающими ее методиками и технологиями | между основными потребностями ребенка, которые удовлетворяются в игре и других видах самостоятельной деятельности |
между естественной потребностью ребенка в творческой самореализации и неумением воспитателей-практиков найти способы, пространства социальной творческой деятельности | социально-экономическая нестабильность в обществе и разрыв между богатыми и бедными породили большое число малообеспеченных и материально необеспеченных семей, которые не имеют реальных возможностей не только воспитать ребенка, но и достойно существовать | |||||
между необходимостью развития у учащихся способности саморегуляции и неготовностью учителей профессионально выстраивать этот процесс | между значимостью сформированности пространственного образа для социальной адаптации дошкольника в обществе и недостаточностью педагогического исследования формирования пространственного образа у детей. | |||||
между объективной потребностью общества в учителе географии с высоким уровнем методологической компетентности и уровнем профессиональной подготовки студентов педагогического вуза | ||||||
между возрастающей необходимостью в развитии способностей учащихся к рефлексии, к критическому самоанализу и затруднением реализации его в условиях традиционной классно-урочной системы | между потребностью общества в высоком уровне развития творческой активности учащихся и недостаточной разработанностью теоретических основ достижения этого уровня | |||||
Все представленные противоречия характеризуют: практику образования ИЛИ педагогическую теорию Они составляют суть: научной проблемы ИЛИ проблемной ситуации |