Немой этюд – это сюжет, разыгранный без слов, без диалога.





С чего начинать работу над немым этюдом?

Как и при создании полнометражного сценария – с замысла. Основываться он должен на знании материала, к которому обращается автор. Иными словами, писать лучше о том, что ты хорошо знаешь, используя свой жизненный опыт и переживания. Можно обратиться и к событиям, происшедшим в действительности и взволновавшим автора, свидетелем которых он был.

 

1.Задайте себе вопрос: о чем будет эта история? В чем смысл события, о котором я хочу рассказать? Будет ли это интересно читателю, зрителю? Какова моя, авторская позиция по отношению к этой ситуации?

Такие размышления помогут сформировать замысел, определить идею этюда, его жанр.

Помните, что замысел шире, чем идея. Кроме нее он должен содержать в себе конфликт, непрерывное и постепенное развитие мысли, выраженной в действии, неожиданное решение финала.

Чем ярче переживания автора, чем глубже его размышления о случившемся событии, тем интересней может получиться результат - художественный образ будущего этюда.

 

2. Продумайте состав событий, которые войдут в этюд. Почувствуйте объем его сюжета.

История, о которой расскажет немой этюд, должна быть краткой и ясной. Желательно соблюсти единство места, времени и действия, особенно действия.

Сценарный, кинодраматургический этюд состоит всего из нескольких сцен, поэтому надо отобрать только самые важные, показательные моменты случившегося.

 

3. Третий этап - продумайте сюжетный план этюда. Попробуйте уже в плане определить кульминационную сцену и финальный поворот. Придумайте для них яркие краски.

 

 

Сюжет

а) действие;

В основе драматургического сюжета лежит действие. Именно через действие выражается течение времени. А время и пространство, запечатленные на пленке, как известно, являются главным материалом искусства кино.

«Работа над этюдом прежде всего учит писателя обострять действие, вырывать его из плана информационно-повествовательного и переводить в план драматический,» - писал своим студентам известный кинодраматург Н.Фигуровский.

б) конфликт;

Сценарное действие невозможно без конфликта. Именно конфликт является причиной драматической ситуации, которая лежит в основе сюжета. Стремление разрешить конфликт является главной причиной развития взаимоотношений персонажей. Поэтому конфликт часто называют пружиной сюжетного действия. Наконец, конфликтные отношения создают напряжение, необходимое для возбуждения зрительского внимания.

Степень конфликтности, может быть разной:

- борьба,

- столкновение,

- противостояние,

- соперничество,

- противопоставление,

- соревнование,

- опасность разоблачения и др.

Если главное противоречие внешнее, то в этом случае основой сюжета становится яркое событие.

Если противоречие внутреннее – тогда этюд строится на глубоком психологическом рисунке, раскрывающем внутреннее, психологическое состояние героя, и в нем не будет особых внешних перипетий и событий.

Конфликт возникает, когда герой стремится чего-то достичь или преодолеть, а ему противодействуют другие персонажи или какие-то обстоятельства, в том числе и природные явления, или внутренние чувства. Подобные противоборства и двигают развитие конфликта.

Конфликт напрямую связан с темой и идеей сценария. Чем оригинальнее идея, тем острее может быть конфликт. Как правило, мелкие, невразумительные или уже устаревшие конфликты неинтересны для зрителей.

Основная трудность немого этюда заключается в том, что конфликт, как и в полнометражном сценарии, должен зародиться, достигнуть высшей точки и каким-то образом разрешиться. Объем же этюда очень незначительный. Поэтому желательно, чтобы конфликт развивался динамично; для его проявления автор должен продуманно и максимально использовать зрелищные возможности кино.

в) герой;

В немом этюде действуют от одного до 3-х персонажей. Не более, так как большее количество действующих лиц трудно включить в полноценное действие, сильно ограниченное во времени.

В немом этюде нет возможности глубоко разработать характер, так как время ограничено, речь, раскрывающая внутренний мира героя, вообще исключена. Как же создать яркий образ, заинтересующий зрителя? Есть несколько приемов:

- герой должен быть интересен читателю и зрителю своими желаниями, устремлениями;

- ищите выразительные черты в портрете персонажа, в его одежде, пластике (манере двигаться, жестах);

- тщательно продумайте действия персонажей – их не может быть много, именно поэтому они должны быть хорошо отобраны и точно выражать особенности характера;

- найдите интересные внутренние характеристики персонажей; они могут быть самыми разнообразными, например: наблюдательность, решительность, сообразительность, хитрость, вдумчивость, рассудительность, недоверчивость, мнительность, трусливость и т. д.; ограничьтесь одной – двумя чертами храктера, но пропишите их в действиях, портретах персонажей;

- полезно использовать при создании характера персонажа свои жизненные наблюдения, однако надо помнить, что художественный образ – это всегда некоторое преувеличение, квинтэссенция отдельных черт характера, умение выявить и показать их суть;

- чем острее ситуация, в которую попадает герой, тем ярче может проявиться его характер;

- необходимо знать о герое как можно больше, даже если эта информация не войдет в этюд - шлейф прошлого, биография героя наполнит правдивостью его характер, послужит мотивацией его поведения;

- хорошо, если зритель сможет поставить себя на место героя, сопереживать ему или, наоборот, возмущаться его поведением – зритель не должен оставаться равнодушным. Безразличие зрителя – крах для авторов будущего фильма.

 

Композиция

Наилучшее построение немого этюда – трехчастное.

В первую часть входит экспозиция и задается конфликтная ситуация.

Во второй части происходит развитие конфликтной ситуации.

Третья часть включает в себя неожиданный поворот и финал.

 

Итак, в немом этюде должны присутствовать все основные элементы сюжетной конмозиции: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.

Экспозиция - 2-3 фразы описательного характера, ориентирующие нас во времени и пространстве; в этой части этюда мы знакомимся с героями и узнаем, где и когда происходит действие.

Завязка – это сигнал к началу действия, начало конфликтной ситуации. После завязки зритель ожидает дальнейшего развития событий. Чем интересней, необычней завязка, тем внимательней зритель.

Развитие действия– в небольшом этюде нет места для длительных активных действий, поэтому задача автора в этой части этюда – по возможности стремительно развить главную драматическую ситуацию и конфликтные отношения, в которые вступают главные персонажи. Герой стремится к своей цели, но что-то или кто-то ему мешает. В этой части происходит нагнетание конфликтного напряжения.

Кульминация– момент наивысшего развития конфликта, самое напряженное место действия. В это мгновение внешнее активное действие останавливается – всё сосредотачивается на действии внутреннем, в сознании, в душе героя. Наступает напряженный момент равновесия. Герой стоит перед выбором.

Развязка действия начинаетсясразу, как только выбор совершается.

Это результат случившегося. При этом драматическое напряжение в этюде после его кульминации должно разрешаться неожиданным для зрителя образом. Такое изменение хода действия в драматургии называется поворотом.

Чтобы поворот не казался авторским волюнтаризмом, он должен быть подготовлен заранее, в первых сценах этюда (через действие или деталь). Придумать неожиданный и подготовленный поворот – задача непростая, но именно в умении создавать перипетии проявляется талант и мастерство сценариста, его знание и понимание жизни.

Поворот может быть

- неожиданным для зрителя, но ожидаемый для персонажа;

- неожиданными для персонажа, но ожидаемым для зрителя;

- неожиданным и для зрителя, и для персонажа.

Финал– завершение истории. Финал может быть «точкой», или «знаком вопроса», или «многоточием», или восклицанием. Но как и в большом, полнометражном сценарии в нем содержится некое обобщение, образное выражение авторской позиции по отношению к произошедшему событию. Для студента-режиссера особенно важно продумать последний кадр будущего фильма - итоговый пластический образ. В сценарном этюде он описывается в форме ремарки.

Еще раз повторим: сюжет должен строиться на материале, который хорошо известен автору. Только тогда он будет убедителен и жизнеспособен.

 

Немой этюд – это сюжет, разыгранный без слов, без диалога.

В немом этюде исключаются диалоги. В редких случаях разрешается одна реплика, 1-2 надписи.

Причина «немоты» должна быть очевидной, понятной зрителю и органичной. Отсутствие звучащего диалога должно быть обосновано ситуацией: герои не слышат друг друга, не могут или не хотят говорить. Нехорошо, когда возникает ощущение, что героя заставили молчать, по воле автора.

Придумать такую ситуацию - непростая задача. Но ее можно решить, если внимательно наблюдать за поведением людей в разных ситуациях – бывают моменты, когда конфликт разрешается без слов, когда поведение человека объясняется только через его поступки, когда человек не может говорить, не хочет, стесняется и т.д.

Вот как писал о тишине в киноповествовании режиссер Александр Довженко:

«Может быть тишина дела… тишина гармонически слаженного дела… Может быть тишина пространства. И может быть тишина патетическая или лирическая тишина покоя. И есть тишина созерцания и полная самой благородной поэзии тишина мышления, тишина творчества или тишина результата, развязки, тишина глубоких и внутренних переживаний. Это не просто отсутствие слова, а такое развитие всего действия, … которое позволяет использовать паузу в качестве яркого средства художественной выразительности.» (Довженко А. Избранное. Искусство, 1957. С.598)

В отличие от речи, шумы и звуки в немом этюде использовать можно. Но их звучание должно быть мотивировано.

Деталь

Напомним, что детальэто предмет (или часть предмета), на который автор специально обращает внимание зрителя.

Кинематографическая деталь – одно из самых эффективных выразительных средств в кино. Именно в небольшом сценарном этюде она должна и может сыграть важную драматургическую роль.

Назначение детали различно:

- с ее помощью можно показать место действия, время года, время суток, состояние природы, погоду;

- точно найденная деталь дает нужную характеристику героям, их взаимоотношениям;

- с помощью детали можно передать необходимую информацию, избегая длинные описания в ремарках;

- деталь может стать причиной драматургического поворота всего сюжета, а также сыграть особую роль в подготовке этого поворота;

- детали, использованные как метафоры, символы, наполняют содержание дополнительным смыслом.

Использование детали в немом этюде обязательно.

 

Жанр

Задание «немой этюд» не ограничено жанровыми рамками. Важно, чтобы читатель почувствовал главную интонацию автора, его отношение к материалу, к событию, о котором он рассказывает, к своим героям.

Жанр этюда должен быть понятен с первых сцен и легко определяться. Учитывая небольшой объем этюда, лучше соблюдать чистоту жанров.

Немой этюд может быть воплощен на экране не только средствами игрового кинематографа. Нередко придуманная история оказывается органичней для анимации, где мера условности значительно больше.

 

Монтажное мышление

В кинематографе монтаж является органической особенностью изображения – именно с его помощью идет работа со временем и пространством, создается художественный образ фильма.

Работа над «немым» этюдом учит использовать свойства киномонтажа в сценарной записи.

1. С помощью монтажа можно разбивать действие на фрагменты – отдельные планы, отличающиеся друг от друга по времени и пространству. Что позволяет:

- передавать движение времени, смену места действия;

- останавливаться только на ключевых, существенных моментах движения сюжета;

- избегать сцен, где героям приходится произносить реплики;

- вести параллельное развитие двух (или более) сюжетных линий.

2. Монтаж киноизображения – это не только деление, но и соединение, сопоставление отдельных фрагментов, что дает возможность:

- развивать действие логично,

- вызывать у зрителя определенные ассоциации, мысли, чувства по отношению к происходящему событию;

- асинхронно строить изображение и звук.

3. Наконец, с помощью монтажа можно создавать своё художественное кинематографическое время и пространство.

 

 





Читайте также:
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.031 с.