ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФИЛИАЛ ГБОУ СПО «СОМК»

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

(КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ)

Студента _______ группы

Фармацевтического филиала

ГБОУ СПО «СОМК»

___________________________________

Ведущий

преподаватель: ____________

Бригадный

преподаватель: ____________

 

 

г. Екатеринбург

2015 г.


Составитель:

Возякова Л.А. – преподаватель дисциплины «Аналитическая химия», преподаватель ПМ.02 МДК 02.02 «Проведение обязательных видов внутриаптечного контроля», Фармацевтический филиал ГБОУ СПО «СОМК»

 

 

Рецензент:

А.В. Быкова – заместитель заведующего испытательной лаборатории ГБУЗ СО «Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств»

 

 

Рабочая тетрадь по аналитической химии (количественный анализ)

 

 

Издание 4-е, переработанное и дополненное.

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК химии

 

Протокол № ___ от «___»____________20___ г.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь составлена согласно требованиям ФГОС СПО в соответствии с учебным планом.

В программе курса по дисциплине «Аналитическая химия» рассматривается раздел: количественный анализ, в котором студенты должны освоить методы количественного анализа, рекомендованные Государственной Фармакопеей, научиться готовить растворы титрантов и проводить их стандартизацию.

Рабочая тетрадь предназначена для студентов базовой подготовки на практических занятиях по дисциплине «Аналитическая химия» по разделу «Количественный анализ». Она призвана помочь студентам закрепить теоретические основы по количественному анализу, обеспечить студентов необходимыми методическими материалами по практическим занятиям. Это позволяет использовать психоэнергосберегающие технологии и организовывать самостоятельную работу студентов как на практических занятиях, так и при подготовке к ним.

В рабочей тетради представлены: методические указания для студентов для работы на практических занятиях по дисциплине «Аналитическая химия» по количественному анализу к 10 практическим занятиям, материалы по решению задач. К каждой теме прилагаются домашнее задание - таблицы, которые студенты заполняют самостоятельно при подготовке к практическим занятиям по новым темам, что учитывается при рейтинговой оценке. Это способствует улучшению качества подготовки студентов к практическим занятиям и работы на них и формированию компетенций.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ:

Практическое занятие № 5. «Титриметрические методы анализа»  
Домашнее задание к практическому занятию № 6  
Практическое занятие № 5. «Методы кислотно-основного титрования. Метод нейтрализации»  
Домашнее задание к практическому занятию № 6  
Практическое занятие № 6. «Методы окислительно-восстановительного титрования. Метод перманганатометрии.»  
Домашнее задание к практическому занятию № 7  
Практическое занятие № 7. «Методы осаждения. Метод аргентометрии.»  
Домашнее задание к практическому занятию № 8  
Практическое занятие № 8. «Метод комплексонометрии»  
Домашнее задание к практическому занятию № 9  
Практическое занятие № 9. «Инструментальные методы анализа. Метод рефрактометрии»  
Литература  
Приложения

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ТЕМА: «Титриметрические методы анализа»

ЗАДАНИЕ № 1: Научиться решать задачи III типа

ЗАДАНИЕ № 2: Решить задачи (самостоятельно):

ЗАДАЧА № 1

Определить массовую долю химически чистой хлороводородной кислоты в фарм.препарате, если для приготовления 100 мл разведения взяли 10 мл хлороводородной кислоты с ρ = 1,038 г/мл, а на титрование 5 мл полученного раствора было затрачено 11,7 мл раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л и поправочным коэффициентом равным 1,011. М м НСl = 36,46 г/моль.

 

Дано: Решение:
    Анализ данных:
Найти: Метод количественного определения - ………………….. ………………………………………………………………. Способ титрования - ………………………………………  

 

Продолжение решения:

 

В основе метода лежит уравнение реакции:

 


 

Ответ:

 

ЗАДАЧА № 2

Определить массовую долю химически чистой уксусной кислоты в фарм.препарате, если для приготовления 100 мл разведения взяли 10 мл раствора уксусной кислоты с ρ = 1,007 г/мл, а на титрование 10 мл полученного раствора было затрачено 10 мл раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л и поправочным коэффициентом равным 1,0028. М м уксусной кислоты равна 60,01 г/моль.


Дано: Решение:
  Анализ данных:
Найти: Метод количественного определения - ………………….. ………………………………………………………………. Способ титрования - ………………………………………  

 

Продолжение решения:

 

В основе метода лежит уравнение реакции:

 

Ответ:

 


ЗАДАЧА № 3

Определить массовую долю бензоата натрия в фарм.препарате, если на титрование навески массой 0,1495 г было затрачено 10,4 мл раствора хлороводородной кислоты с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л и поправочным коэффициентом равным 0,9982. М.м бензоата натрия равна 144,11 г/моль.

Дано: Решение:
  Анализ данных:
Найти: Метод количественного определения - ………………….. ………………………………………………………………. Способ титрования - ………………………………………  

 

Продолжение решения:

 

В основе метода лежит уравнение реакции:

 

Ответ:

 


ЗАДАЧА № 4

Определить массовую долю натрия тетрабората в фарм.препарате, если для приготовления 200 мл раствора была взята навеска массой 3,7100 г, а на титрование 10 мл полученного раствора было затрачено 9,4 мл раствора хлороводородной кислоты с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л и поправочным коэффициентом равным 1,025. М м натрия тетрабората равна 381,37 г/моль.

Дано: Решение:
    Анализ данных:
Найти: Метод количественного определения - ………………….. ………………………………………………………………. Способ титрования - ………………………………………  

 

Продолжение решения:

 

В основе метода лежит уравнение реакции:

 

Ответ:


ЗАДАЧА № 5

Определить массовую долю щавелевой кислоты в фарм.препарате, если из навески массой 0,9892 г приготовили 200 мл разведения, а на титрование 10 мл полученного раствора ушло 7,9 мл раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л поправочным коэффициентом равным 0,9841. М м щавелевой кислоты равна 126,07 г/моль.

Дано: Решение:
  Анализ данных:
Найти: Метод количественного определения - ………………….. ………………………………………………………………. Способ титрования - ………………………………………  

 

В основе метода лежит уравнение реакции:

 

 

Ответ:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕК ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6:

ТЕМА: «Методы кислотно – основного титрования».

Заполните таблицу:

 

Характеристика метода Метод нейтрализации
алкалиметрия ацидиметрия
Рабочий раствор метода И с учетом каких частиц готовится    
Главная реакция метода    
Исходное вещество    
Реакция, лежащая в основе определения поправочного коэффициента рабочего раствора    
Индикаторы (и изменения в точке эквивалентности)    
Способы титрования    
Лекарственные средства, определяемые методом нейтрализации    

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ТЕМА: «Методы кислотно – основного титрования»

РАБОТА № 1: Определение концентрации хлороводородной кислоты в фарм.препарате.

ЗАДАНИЕ: Определить массовую долю хлороводородной кислоты в фарм.препарате, если для приготовления 1 л разведения было взято 10 мл исследуемого раствора кислоты, а на титрование 10 мл приготовленного разведения ушло в среднем …..мл раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л и поправочным коэффициентом равным 1,00.

М м НСl = 36,46 г/моль,ρ НСl= 1,038 г/мл.

 

ПОРЯДОК ТИТРОВАНИЯ: От раствора хлороводородной кислоты в колбе для титрования к раствору гидроксида натрия в бюретке.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ: В колбу для титрования пипеткой переносят 10 мл приготовленного разведения кислоты хлороводородной (10:1000). Добавляют 1-2 капли индикатора – раствора метилового оранжевого (раствор окрашивается в розовый цвет) и титруют раствором гидроксида натрия с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л до появления оранжево-желтого окрашивания. Титрование проводят 2-3 раза, до получения сходящегося результата

 

.

№ п/п Объем раствора кислоты хлороводородной Объем раствора гидроксида натрия
1. 10 мл  
2. 10 мл  

V ~ 0,1 моль/л NаОН ср.=

 

 

Дано: Решение:
    Анализ данных:
Найти:     Метод количественного определения - ……………………. ………………………………………………………………… Способ титрования - ………………………………………...

 


Продолжение решения:

 

В основе метода лежит уравнение реакции:

 

 

 

Ответ:




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: