На занятиях по самореабилитации людям с ограничениями по зрению предлагалось разыграть жизненные сценки, в одной из которых, незрячий поздравляет с днем рождения слепоглухую сотрудницу, а в другой — за одним столиком в музыкальном кафе оказываются незрячая девушка и слепоглухой мужчина. Им предлагалось пообщаться, пока не вернутся оставившие их на некоторое время друзья.
Выводы:
1. Чаще всего мы только учимся общаться друг с другом непосредственно. Наделе, не слыша и не видя собеседника, мы пытаемся говорить сквозь пелену представлений о себе, о другом, о жизни, о том, что нужно, а что не нужно, что хорошо, а что дурно. Общаемся сквозь бронированные стекла страхов, осознанных и неосознанных, клише, стереотипов. Это как одежка с чужого плеча, которую очень давно носишь и незаметно начинаешь считать своей.
Например, при разыгрывании "поздравления", почти все незрячие на вопрос, почему они подходят к имениннице молча, а часто вообще с неподвижным лицом и почти беззвучно отдают сувенир, оправдывались тем, что она не слышит. Как тут не вспомнить наши собственные обиды на реплики в отношении людей с проблемами зрения: "Зачем ходить в кино — вы же не видите?" Что же делать с барьерами недопонимания, если конечно готов к переменам?
2. Отважно и с чувством юмора увидеть, что мешают, главным образом, свои собственные, а не чужие внутренние установки, предрассудки, шоры.
3. Что значит увидеть свои барьеры? Это выявить постоянно повторяющиеся из ситуации в ситуацию, из отношений в отношения, в совершенно разных обстоятельствах одни и те же дежурные мысли, эмоциональные и физические реакции, слова, действия.
4. Чтобы взять ответственность за общение на себя, придется взять ответственность за всю свою жизнь. Разве плоды, которые мы собираем с деревьев наших жизней, прилетают по чьей-то доброй или злой воле? Они вырастают. Причем такими, какими мы сами их выращиваем. Оказывается, от
того, о чем и как мы думаем, как реагируем, что говорим, как действуем,
факты нашей жизни нами самими могут взращиваться в совершенно разных системах координат: видения или неосознанности, любви или тьмы, радости или болезни.
5. Слепота, глухота, их сочетанность, другие проблемы, осложняющие не только социальную адаптацию человека, практически сводят на нет возможность не осознавать каждое мгновение своей жизни. То, что принято называть "ударами судьбы", можно воспринять как повод к очищению себя и своей жизни от бутафории, неестественности, театральных масок. Уже без розовых очков, чужих мнений и представлений увидеть различие между истинными для тебя ценностями и мишурой. Осложнение материальной стороны жизни, особенно быта тела, разворачивает внимание к другим аспектам бытия. Помогает задуматься, стоит ли продолжать поддерживать
своими силами и временем привычные роли и маски в чужих сценариях.
6. Уроки слепоты и ее сочетания с другими дефектами могут заключаться в том, что благодаря опыту жизни с восприятием мира, недоступным для света, человек учится взращивать свет внутри себя, уважать и ценить свет других людей. Бережно относиться к гармонии жизни, принять ее постоянную изменчивость, открыться любви, добру, милосердию и стать их проводником, способствовать своим существованием развитию жизни на Земле. С чего же начать?
7. Положительный жизненный настрой.
Непросто быть зрячим и слышащим в высшем смысле, внимательным к мыслям. А ведь мысли — это тонкая и мощная энергия воздействия на жизнь. О чем мы думаем, то и развивается в действительности. О чем мы мыслим и как — то и происходит.
Об этике мышления много говорится и пишется. Говорят даже о диете мыслей! Каждый из нас, знаем мы об этом или нет, несет ответственность, проводником каких мыслей, позитивных или негативных, он является. Ведь в наших руках находится кисть, которой мы окрашиваем эти послания энергии, тем самым рисуя свою собственную жизнь.
8. Где искать истоки того сверхэсперанто, универсального языка общения? Как люди видят, слышат, знают друг о друге, даже на значительных расстояниях, вне пределов видимости и слышимости? Как, не владея птичьим языком, мы знаем, о чем поет лес, что говорит всему нашему существу то мягко и тепло, то холодно и порывисто, ветер? О чем гулко отзывается под нашими стопами земля? И как понятно солнце, которое светит для всех и говорит на ясном для каждого языке? Вокруг все живое, все общается. Начнешь растворять внутренние преграды, распахнешь сердце — и найдутся сами собой нужные слова, для этого момента нужное касание, спонтанный шутливый жест.
Слепой старец сидел в тени храма. "Это великий мудрец" — говорили о нем люди. Один любопытный приблизился к нему и спросил: "О почтеннейший, прости меня, но как ты ослеп?"
"Я слеп от рождения" — ответил старец.
"Каким путем мудрости ты следуешь?" — продолжал расспрашивать прохожий. "Я астроном — ответил мудрец — Я наблюдаю за солнцем и звездами".
Немой вопрос застыл в глазах человека...
"Они здесь", — добавил старец, приложив руку к своему сердцу."
Шкляев А.В. "Ждать и надеяться"
Взаимоотношения слепоглухих инвалидов, страдающих отсутствием звукопроизносительной речи, со слышащими и говорящими людьми требуют обоюдных усилий.
9. Подбор способа общения производится с обязательным учётом:
- тяжести дефекта зрения и слуха (тотальная слепота или слабовидение, полная глухота или тугоухость, иные патологии в сочетании с патологиями зрения и слуха);
- стажа дефектов органов зрения и слуха.
Обучение слепоглухого инвалида специальным приёмам общения со зрячими или незрячими лучше всего начинать с раннего детства и это доказано сложившейся практикой в специализированном реабилитационном центре в Сергиевом Посаде.
10. Также в пособии можно довольно подробно прочитать о:
v некоторых этических правилах и требованиях к взаимоотношениям и общению со слепоглухими.
v Об этических правилах, обращенных к самим слепоглухим.
v О том, как вести себя со слепоглухими в различных ситуациях:
o при обращении необходимо прикоснуться рукой к плечу слепоглухого;
o спрашивать, не требуется ли помощь;
o представляя зрепоглухого зрячеслышащему, необходимо развернуть его лицом к новому знакомому.
v Об основных средствах и методах общения (проиллюстрировано):
- дактилология;
- дермография;
- рельефно-точечная система Брайля;
- метод Лорма;
- жестовый язык.
v О простейших приспособлениях:
§ алфавитная линейка;
§ разговорная перчатка.
v О технических средствах общения:
· Брайлевский прибор прямого чтения;
· разговорная линейка;
· портативный механический коммуникатор;
· речевой коммуникатор.
v Об оборудовании для коррекции слуха (приложение 1).
v Подробная справочная информация о службах помощи для слепоглухих также представлена в пособии (приложение 2).