кандидат экономических наук




На занятиях по самореабилитации людям с ограничениями по зрению предлагалось разыграть жизненные сценки, в одной из которых, незрячий поздравляет с днем рождения слепоглухую сотрудницу, а в другой — за од­ним столиком в музыкальном кафе оказываются незрячая девушка и слепоглухой мужчина. Им предлагалось пообщаться, пока не вернутся оставив­шие их на некоторое время друзья.

Выводы:

1. Чаще всего мы только учимся общаться друг с другом непосред­ственно. Наделе, не слыша и не видя собеседника, мы пытаемся говорить сквозь пелену представлений о себе, о другом, о жизни, о том, что нужно, а что не нужно, что хорошо, а что дурно. Общаемся сквозь бронированные стекла страхов, осознанных и неосознанных, клише, стереотипов. Это как одежка с чужого плеча, которую очень давно носишь и незаметно начина­ешь считать своей.

Например, при разыгрывании "поздравления", почти все незрячие на вопрос, почему они подходят к имениннице молча, а часто вообще с непо­движным лицом и почти беззвучно отдают сувенир, оправдывались тем, что она не слышит. Как тут не вспомнить наши собственные обиды на реплики в отношении людей с проблемами зрения: "Зачем ходить в кино — вы же не видите?" Что же делать с барьерами недопонимания, если конечно готов к переменам?

 

2. Отважно и с чувством юмора увидеть, что мешают, главным образом, свои собственные, а не чужие внутренние установки, предрассудки, шоры.

3. Что значит увидеть свои барьеры? Это выявить постоянно повторяющиеся из ситуации в ситуацию, из отношений в отношения, в совершенно разных обстоятельствах одни и те же дежурные мысли, эмоциональные и физические реакции, слова, действия.

4. Чтобы взять ответственность за общение на себя, придется взять от­ветственность за всю свою жизнь. Разве плоды, которые мы собираем с де­ревьев наших жизней, прилетают по чьей-то доброй или злой воле? Они вы­растают. Причем такими, какими мы сами их выращиваем. Оказывается, от
того, о чем и как мы думаем, как реагируем, что говорим, как действуем,
факты нашей жизни нами самими могут взращиваться в совершенно раз­ных системах координат: видения или неосознанности, любви или тьмы, ра­дости или болезни.

5. Слепота, глухота, их сочетанность, другие проблемы, осложняющие не только социальную адаптацию человека, практически сводят на нет воз­можность не осознавать каждое мгновение своей жизни. То, что принято называть "ударами судьбы", можно воспринять как повод к очищению себя и своей жизни от бутафории, неестественности, театральных масок. Уже без розовых очков, чужих мнений и представлений увидеть различие между истинными для тебя ценностями и мишурой. Осложнение материальной стороны жизни, особенно быта тела, разворачивает внимание к другим аспектам бытия. Помогает задуматься, стоит ли продолжать поддерживать
своими силами и временем привычные роли и маски в чужих сценариях.

6. Уроки слепоты и ее сочетания с другими дефектами могут заключа­ться в том, что благодаря опыту жизни с восприятием мира, недоступным для света, человек учится взращивать свет внутри себя, уважать и ценить свет других людей. Бережно относиться к гармонии жизни, принять ее по­стоянную изменчивость, открыться любви, добру, милосердию и стать их проводником, способствовать своим существованием развитию жизни на Земле. С чего же начать?

7. Положительный жизненный настрой.

Непросто быть зрячим и слышащим в высшем смысле, внимательным к мыслям. А ведь мысли — это тонкая и мощная энергия воздействия на жизнь. О чем мы думаем, то и развивается в действительности. О чем мы мыслим и как — то и происходит.

Об этике мышления много говорится и пишется. Говорят даже о диете мыслей! Каждый из нас, знаем мы об этом или нет, несет ответственность, проводником каких мыслей, позитивных или негативных, он является. Ведь в наших руках находится кисть, которой мы окрашиваем эти послания энер­гии, тем самым рисуя свою собственную жизнь.

8. Где искать истоки того сверхэсперанто, универсального языка обще­ния? Как люди видят, слышат, знают друг о друге, даже на значительных расстояниях, вне пределов видимости и слышимости? Как, не владея пти­чьим языком, мы знаем, о чем поет лес, что говорит всему нашему существу то мягко и тепло, то холодно и порывисто, ветер? О чем гулко отзывается под нашими стопами земля? И как понятно солнце, которое светит для всех и говорит на ясном для каждого языке? Вокруг все живое, все общается. Начнешь растворять внутренние преграды, распахнешь сердце — и найдут­ся сами собой нужные слова, для этого момента нужное касание, спонтан­ный шутливый жест.

Слепой старец сидел в тени храма. "Это великий мудрец" — говорили о нем люди. Один любопытный приблизился к нему и спросил: "О почтенней­ший, прости меня, но как ты ослеп?"

"Я слеп от рождения" — ответил старец.

"Каким путем мудрости ты следуешь?" — продолжал расспрашивать прохожий. "Я астроном — ответил мудрец — Я наблюдаю за солнцем и звездами".

Немой вопрос застыл в глазах человека...

"Они здесь", — добавил старец, приложив руку к своему сердцу."

Шкляев А.В. "Ждать и надеяться"

Взаимоотношения слепоглухих инвалидов, страдающих отсутствием звукопроизносительной речи, со слышащими и говорящими людьми требу­ют обоюдных усилий.

9. Подбор способа общения производится с обязательным учётом:

- тяжести дефекта зрения и слуха (тотальная слепота или слабовидение, полная глухота или тугоухость, иные патологии в сочетании с патоло­гиями зрения и слуха);

- стажа дефектов органов зрения и слуха.

Обучение слепоглухого инвалида специальным приёмам общения со зрячими или незрячими лучше всего начинать с раннего детства и это дока­зано сложившейся практикой в специализированном реабилитационном центре в Сергиевом Посаде.

10. Также в пособии можно довольно подробно прочитать о:

v некоторых этических правилах и требованиях к взаимоотношениям и общению со слепоглухими.

v Об этических правилах, обращенных к самим слепоглухим.

v О том, как вести себя со слепоглухими в различных ситуациях:

o при обращении необходимо прикоснуться рукой к плечу слепоглухого;

o спрашивать, не требуется ли помощь;

o представляя зрепоглухого зрячеслышащему, необходимо развернуть его лицом к новому знакомому.

v Об основных средствах и методах общения (проиллюстрировано):

- дактилология;

- дермография;

- рельефно-точечная система Брайля;

- метод Лорма;

- жестовый язык.

v О простейших приспособлениях:

§ алфавитная линейка;

§ разговорная перчатка.

v О технических средствах общения:

· Брайлевский прибор прямого чтения;

· разговорная линейка;

· портативный механический коммуникатор;

· речевой коммуникатор.

v Об оборудовании для коррекции слуха (приложение 1).

v Подробная справочная информация о службах помощи для слепоглухих также представлена в пособии (приложение 2).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: