ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ




ПРОТОКОЛ №

1. Фамилия
2. Возраст
3. Пол
4. Состояние здоровья
5. Психическое состояние
6. Дата
7. Время
8. Задача
(например, исследование мыслительных операций при решении задач).
9. Экспериментатор

 

№ задания    
Результат решения (да-нет)    
Время решения    
Количество ошибок    
Характер ошибок, исправления    
Способ решения    
Объяснение способа решения    
Примечания    
Доп. замечания    

Экспериментатор ___________________

 

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах.

Эксперимент

ЛАБОРАТОРНЫЙ
С использованием аппаратуры Без использования аппаратуры
КОНСТАТИРУЮЩИЙ
Установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента
ЕСТЕСТВЕННЫЙ
Психолого-педагогический и др., в зависимости от области психологии
ФОРМИРУЮЩИЙ
Активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания
Обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам Формирование тех или иных качеств личности

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

Регистрируются: Требования:
1. особенности деятельности и поведения:
  • поступки;
  • действия;
  • их компоненты.
2. Реакции и их компоненты:
  • двигательные;
  • речевые;
  • вегетативные.
3. Электрическая активность:
  • мозга (ЭЭГ);
  • мышц (ЭМГ);
  • кожи (ККР);
  • сердца (ЭКГ).
1. положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту. 2. Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых. 3. Четкая недвусмысленная инструкция (перед опытом), понятная испытуемому. 4. Строгий учет субъективных факторов: эмоциональное состояние, утомление и пр. 5. достаточное количество испытуемых и число опытов (серий).
Достоинства: Недостатки:
1. Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс. 2. Возможность строгого учета измерения раздражителей и ответных реакций. 3. Возможность повторения опытов. 4. Возможность математической обработки. 1. Возможность искажения естественного хода психического процесса. Хотя наличие лаборатории и не обязательно, но испытуемый знает, что над ним экспериментируют.

 

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия ее знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими (см. ниже), направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей.

Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.

1. Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях. Условия экспериментальной обстановки сближаются с жизнью, естественными условиями деятельности. 2. Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:
  • изменяет условия деятельности;
  • изменяет изучаемое явление;
  • повторяет изучаемое явление.
3. Накапливаемые факты могут быть математически обработаны. Повышается надежность объективно полученных результатов.
Например, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и их сотрудники в изучении учебной деятельности школьников исходили из концепции Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Концепция Л.С. Выготского: От рождения:
  • человеку не даны специальные формы психики;
  • они лишь заданы как общественные образцы.
Психическое развитие осуществляется в форме усвоения этих образцов.

 

Теоретические предпосылки Л.С. Выготского позволили:

1. изучить внутренние связи обучения с соответствующим характером и темпами умственного развития детей;

2. изучить эти связи с помощью активного моделирования, воспроизведения тех или иных форм психики в особых условиях.


Главные проблемы исследования:

1. генезис психологических новообразований, тех особенностей деятельности и личности школьника, которые складываются в определенных условиях обучения;

2. условия генезиса психологических новообразований.

Осуществление:

Посредством сконструированных обучающих программ. Посредством особых характеристик учебного предмета: характер содержания учебного материала; метод работы учителя, реализующего программу.

Главный объект изучения — это становящаяся деятельность ребенка.

Обучение построено как последовательное введение все новых средств (в естественных условиях), помогающих включить ребенка в познавательную деятельность.

Конструирование учебных программ и их апробация осуществляются в виде проверок продуманных гипотез.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: