ПРОТОКОЛ №
1. Фамилия
2. Возраст
3. Пол
4. Состояние здоровья
5. Психическое состояние
6. Дата
7. Время
8. Задача
(например, исследование мыслительных операций при решении задач).
9. Экспериментатор
№ задания | ||
Результат решения (да-нет) | ||
Время решения | ||
Количество ошибок | ||
Характер ошибок, исправления | ||
Способ решения | ||
Объяснение способа решения | ||
Примечания | ||
Доп. замечания |
Экспериментатор ___________________
Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах.
Эксперимент
ЛАБОРАТОРНЫЙ | |
С использованием аппаратуры | Без использования аппаратуры |
КОНСТАТИРУЮЩИЙ | |
Установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента | |
ЕСТЕСТВЕННЫЙ | |
Психолого-педагогический и др., в зависимости от области психологии | |
ФОРМИРУЮЩИЙ | |
Активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания | |
Обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам | Формирование тех или иных качеств личности |
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.
Регистрируются: | Требования: |
1. особенности деятельности и поведения:
| 1. положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту. 2. Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых. 3. Четкая недвусмысленная инструкция (перед опытом), понятная испытуемому. 4. Строгий учет субъективных факторов: эмоциональное состояние, утомление и пр. 5. достаточное количество испытуемых и число опытов (серий). |
Достоинства: | Недостатки: |
1. Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс. 2. Возможность строгого учета измерения раздражителей и ответных реакций. 3. Возможность повторения опытов. 4. Возможность математической обработки. | 1. Возможность искажения естественного хода психического процесса. Хотя наличие лаборатории и не обязательно, но испытуемый знает, что над ним экспериментируют. |
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия ее знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.
Лабораторный и естественный эксперименты могут быть констатирующими (см. ниже), направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей.
Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.
1. Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях. Условия экспериментальной обстановки сближаются с жизнью, естественными условиями деятельности.
2. Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:
| |
Например, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и их сотрудники в изучении учебной деятельности школьников исходили из концепции Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. | Концепция Л.С. Выготского:
От рождения:
|
Теоретические предпосылки Л.С. Выготского позволили:
1. изучить внутренние связи обучения с соответствующим характером и темпами умственного развития детей;
2. изучить эти связи с помощью активного моделирования, воспроизведения тех или иных форм психики в особых условиях.
Главные проблемы исследования:
1. генезис психологических новообразований, тех особенностей деятельности и личности школьника, которые складываются в определенных условиях обучения;
2. условия генезиса психологических новообразований.
Осуществление:
Посредством сконструированных обучающих программ. Посредством особых характеристик учебного предмета: характер содержания учебного материала; метод работы учителя, реализующего программу.
Главный объект изучения — это становящаяся деятельность ребенка.
Обучение построено как последовательное введение все новых средств (в естественных условиях), помогающих включить ребенка в познавательную деятельность.
Конструирование учебных программ и их апробация осуществляются в виде проверок продуманных гипотез.