Последний генерал-адмирал российского флота.
2/14 января 1850 г. в семье Наследника Цесаревича Александра Николаевича и Цесаревны Марии Александровны родился четвёртый сын, названный в честь своего предка Царя Алексея Михайловича — Алексеем. С рождения Великий Князь Алексей Александрович был приписан к Морскому ведомству, и был зачислен своим дедом Императором Николаем I в Гвардейский флотский экипаж. Также был назначен своим Августейшим дедом шефом лейб-гвардии Московского пехотного полка. Когда Великому Князю Алексею Александровичу исполнилось 8 лет, воспитателем к нему был назначен капитан 1 ранга К.Н.Посьет. Высокообразованный моряк, путешественник, участник знаменитого плавания Е.В.Путятина в Японию на фрегате «Паллада», К.Н.Посьет становится на многие годы учителем и наставником будущего генерал-адмирала. С его приходом у Алексея начинаются регулярные зимние занятия. Естественно, учителей подбирают самых лучших. Не теряется попусту и летнее время. Юного моряка знакомят с «живой практической стороной морского дела». В сопровождении К.Н.Посьета он «посещает на военных судах... окрестности Петербурга, потом пределы его плаваний постепенно расширяются». Послужной список великого князя свидетельствует о многих походах, совершенных им не то что в юношеские — в детские годы: «1860 г. — из Петергофа на яхте "Штандарт" ходил в Либаву, а оттуда на пароходе "Смелый" в финляндские шхеры... 1861-1863 гг. — на яхте "Забава" под флагом контр-адмирала Посьета ежегодно крейсировал в Финском и Ботническом заливах... 1864 г. — на фрегате "Светлана" под флагом того же контр-адмирала имел практическое плавание в Финском заливе и Балтийском море... 1866 г. — на фрегате "Ослябя"... находился в практическом плавании по Балтийскому, Немецкому морям и Атлантическому океану, посетил Копенгаген... Лиссабон, остров Мадейру, Азорские острова... 13 сентября произведен в лейтенанты. 1867 г. — на фрегате "Александр Невский"... в должности вахтенного начальника плавал в Средиземном море и Атлантическом океане, посетил острова Зеленого мыса и Канарские, порты Мессину, Мальту, Пирей...» Так, начав еще в детские годы «знакомство с удовольствиями морской жизни», Алексей Александрович постепенно втягивается в настоящую морскую службу. В 17 лет он уже исполняет штатную офицерскую должность вахтенного начальника. Впрочем, к этому времени Великий Князь уже плавал седьмую кампанию. Заметим, что несмотря на безусловно особые бытовые условия, создаваемые внуку и сыну Императоров на корабле, в служебном отношении его плавание было практически тем же, что и для всех офицеров. Те же вахты, якорные и ходовые, те же учения, парусные, артиллерийские, абордажные, те же авральные работы и даже общеобразовательные занятия с «нижними чинами». Да и море не делало разницы между теми, кто плыл на корабле. Ветер, дождь, шторм для всех были одинаковы. Другое дело на берегу. Здесь Великий Князь был во всех отношениях персоной особой — членом Императорской Фамилии, а на официальных приемах, особенно за рубежом — личным представителем Российского Императора. Двоюродный брат будущего генерал-адмирала Великий Князь Александр Михайлович, тоже моряк, так писал о своих взаимоотношениях с командиром — «на борту корабля — он мой неограниченный начальник, но на суше он должен становиться передо мной во фронт». Таковы были традиции, таковы были порядки. Выполнялись они неукоснительно. Под руководством неутомимого К.Н.Посьета в плавание великий князь уходит ежегодно. Как учитель К.Н.Посьет был строг и требователен. Знакомство с обширным хозяйством Астраханского и Бакинского портов проходило не то что тщательно, скрупулезно. В Астробаде после осмотра береговых сооружений состоялась «гонка гребных судов под парусами и веслами, во время гонки... Великий Князь находился сам на руле одной из шлюпок». Что касается плавания на фрегате «Александр Невский», то проходило оно строго по плану и завершилось бы в намеченные сроки, если бы... Если бы в Северном море не произошла катастрофа. Во время шторма у Ютландского побережья фрегат врезался в отмель. Вот как докладывал об этом командир фрегата. «Я вдруг увидел в правой стороне черную полосу близ фрегата и тот час же скомандовал "Право на борт!"... но в тот же момент фрегат сильно ударился кормой, а волна, ударяя в левый борт, вкатилась на шканцы... Это случилось в 2 1/2 часа утра... Вслед за первым ударом последовал второй еще сильнее, а потом и третий. Адмирал, все офицеры и команда выбежали наверх моментально... Сила ударов, свежесть ветра... и близость берега не позволяли сомневаться, что нет ни малейшей надежды снять фрегат... Надлежало немедля готовить средства для схода команды... Адмирал приказал рубить мачты. Это было исполнено... В это же время лейтенанты: Его Императорское Высочество Алексей Александрович, Ден, Вишилов и прочие офицеры... занимались устройством плотов, порученных их командованию... Наконец начался давно желанный рассвет и мы увидели себя... в расстоянии 2 1/2 кабельтовых от низменной косы, на которую выкатывались громадные буруны...». Попытка спустить шлюпку и завести трос на берег закончилась трагедией — погибли два офицера, квартирмейстер и два матроса. Наконец трос завести удалось. «Около 1 часа пришла к фрегату спасательная лодка... Я отправил на ней больных и лейтенанта Тудора, который знал шведский язык... На предложение генерал-адъютанта Посьета отправиться на катере... Алексей Александрович положительно отказался, не желая оставить фрегат из первых». Только когда связь с берегом была налажена и начался своз команды, «Его Императорское Высочество, видя, что есть надежда спасти и других, согласился уехать... Около 61/2 вечера команда была... переправлена. Тогда адмирал и я обошли все палубы и убедившись... по состоянию фрегата, что бесполезно оставаться на нем далее, решили оставить его... На берегу адмирал был встречен... командою, стоявшей во фронт... и тотчас же приказал отслужить благодарственный молебн, а затем панихиду по погибшим товарищам». Заметим, что гибель «Александра Невского» отнюдь не изменила планов Великого Князя. Как моряк он уже состоялся. В свое очередное плавание Алексей Александрович уходит в 1870 году. На этот раз по северным морям. Путешествие началось переходом по Мариинской системе на паровом катере Гвардейского экипажа из Петербурга в Архангельск. Надо заметить, что к этому времени Великому Князю исполнилось 20 лет. Он стал совершеннолетним. По традиции это событие отмечалось принятием двух присяг: военной и «клятвенного обещания Великого Князя Российского Императорского Дома». Очевидно, этим и объясняется то, что короткая остановка в Архангельске помимо познавательных целей имела еще и представительские. Ведь представлять царствующую династию и Россию и за рубежом, тоже надо было уметь. Будущий генерал-адмирал учился и этому. Стоит оговорится, что отплытие из столицы Российской Империи было связано и с личной драмой Великого Князя, он полюбил дочь поэта В.А.Жуковского — Александру Васильевну, которая мало того, что была старше его, но и конечно не подходила по статусу, ибо женой Великого Князя Российского могла быть только принцесса из какого-либо царствующего или владетельного Дома Европы. Родители Великого Князя настояли на расставании влюблённых, хотя Великий Князь знал о том, что его несостоявшаяся супруга ждёт от него ребёнка, о чём он писал своей Августейшей матери Марии Александровне скорбные письма: «Ты понимаешь, что такое чувства? Иметь жену, иметь дитя и бросить их. Любить больше всего на свете эту женщину и знать, что она одна, забыта, брошенная всеми, она страдает и ждет с минуты на минуту родов. А я должен оставаться какой-то тварью, которого называют великим князем и который поэтому должен и может быть по своему положению подлым и гадким человеком. И никто не смеет ему этого сказать. Дай мне лучше надежду. Я не могу так жить, клянусь тебе Богом. Помогите мне, возвратите мне честь и жизнь, она в ваших руках». Но родители были неумолимы, и Великий Князь Алексей навсегда остался холостяком, хотя он всегда был в окружении женщин, но связать себя узами официального брака так и не решился. Программа пребывания Великого Князя Алексея в Архангельске была насыщенной. 26 июля 1870 г. — осмотр воспитательных заведений: мужской и женской гимназий, семинарий, женского духовного училища, приюта Св. Петра, немецкого училища и детского приюта. После обеда — городской летний сад, где «Великий Князь изволил пробыть 1 1/2 часа, милостиво приняв участие в танцах»; 27 июля — «выставка мануфактурных и сельскохозяйственных произведений Архангельской губернии», типография, военно-окружной суд со слушанием дела «о матросе... судившемся за нанесение оскорбления офицеру», смотр пожарной команде и подробное знакомство с Архангельским адмиралтейством; 28 июля — после воскресной литургии в кафедральном соборе гонка частных гребных судов. Последний заезд особенно привлек внимание «Его Высочества —...гребцами в нем находились поморские женщины. Призы состояли из серебряных часов для рулевых в мужских отделениях и золотых серег в женском...» Вскоре небольшая эскадра покидает Архангельск. Великий Князь идет вахтенным начальником на корвете «Варяг». Север есть север, «с выходом в море, — писал К.Н.Посьет, — мы... встретили дурную и сырую погоду». Зато увидеть предстояло многое: Соловецкие острова Новую Землю, Мурманское побережье с заходом в Кольский залив, порты северной Норвегии и, наконец, Исландию. В Кронштадт «Варяг» возвратился в конце сентября. Менее чем через год Алексей Александрович снова уходит в свое очередное плавание, на этот раз самое продолжительное. Готовился официальный визит в САСШ. Его главная цель заключалась в дальнейшем укреплении традиционно дружественных отношений между двумя великими державами. Делегацию России возглавлял сын Императора. Впрочем, была и вторая цель — знакомство с постановкой военно-морского дела в САСШ, с новейшими достижениями американской науки и техники. Командующим эскадрой шел вице-адмирал К.Н.Посьет, флагманским кораблем — фрегат «Светлана». Отплытие состоялось 20 августа 1871 года. Накануне вечером «Светлану» посетил Александр II. Осмотрев фрегат, он простился с Августейшим сыном и пожелал всем счастливого плавания. На следующий день рано утром «при ясном небе и тихом ветре отряд...снялся с якоря и сопровождаемый лучшими пожеланиями товарищей скрылся из виду». Первую ходовую вахту на «Светлане» нес командир фок-мачты лейтенант Великий Князь Алексей Романов. Атлантику пересекали по тропикам. Мягкая погода способствовала сохранению здоровья команд. Однако испытать нрав океана все же пришлось сполна. Первые признаки урагана появились 13 ноября. Шел проливной дождь, барометр падал. Фрегат летел под всеми парусами. К вечеру ветер достиг ураганной силы. Как писал К.Н.Посьет, качка была настолько «...велика, что редко приходилось испытывать подобную. Ни один кренометр не в состоянии был показать настоящую величину размахов, т.к. стрелки далеко выходили из делений». Впрочем, экипаж и корабль экзамен выдержали. Шумно и празднично было на улицах Нью-Йорка 21 ноября 1870 года. Русских моряков приветствовали тысячи горожан. Как писала одна из газет, «...никто до сих пор не изведывал такого выражения симпатий... Не выражается ли всем этим наша благодарность России за то, что она была нашим самым верным другом во время недавней междоусобной борьбы?» На следующий день Великий Князь Алексей Александрович и сопровождающие его лица выехали в Вашингтон. Предстоял прием у президента Улисса Гранта. По пути, на вокзалах Филадельфии и Балтимора, гостей приветствовали тысячные толпы. Симпатии с некоторой долей любопытства к представителям далекой, загадочной, но дружественной страны проявлялись по-американски откровенно и бурно. Президентский прием состоялся в Синем зале Белого дома. Гостей встречали президент У.Грант с семьей, государственный секретарь и морской министр. Как писали газеты, прием был «сердечным... и традиционным». Во время беседы президент заметил, что Великий Князь «совершенно свободно выражается по-английски». Путешествие после приема продолжалось. Русским морякам предстояло проехать по североамериканскому континенту более 10 тыс. км, увидеть десятки городов. Из Вашингтона их путь лежал на север: Бостон, Монреаль, Оттава, канадская сторона Ниагарских водопадов; затем на запад: Детройт, Чикаго, Канзас-Сити и далее к Скалистым горам в Неваду и Колорадо. Встречали гостей повсюду восторженно. Великий Князь удостоил своим визитом: военно-морскую академию в Анаполисе, военную академию в Вест-Пойнте, Гарвардский университет, машиностроительный завод в Спрингфильде, судостроительные верфи в Филадельфии, адмиралтейство в Чарлстоне и т.д. Конечно, были и приемы, и балы, к которым, кстати, Алексей Александрович весьма благоволил. На завершающем этапе путешествия вождь одного из индейских племен пригласил русскую делегацию принять участие в охоте на бизонов. Охотниками русские оказались удачливыми. Во главе кавалькады скакал Великий Князь. У него «за поясом заткнут русский охотничий нож и револьвер Смит и Вессон... подаренный незадолго до охоты и украшенный гербами России и Соединенных Штатов». Обратный путь к Мексиканскому заливу лежал через Мемфис и Новый Орлеан. Когда делегация прибыла в Пенсаколу, на рейде ее уже ждали пришедшие из Нью-Йорка и готовые к отплытию корабли. 29 января 1872 года эскадра покинула гостеприимные Соединенные Штаты. Первая дипломатическая миссия будущего генерал-адмирала прошла успешно. Между тем плавание «Светланы» продолжалось. Впереди были Гавана, Рио-де-Жанейро, мыс Доброй Надежды, Индийский океан, Сингапур, Япония, Китай, путешествие в глубь Китая по реке Янцзы. Эту часть плавания Великий Князь совершил уже в должности старшего офицера фрегата. Телеграмму о его назначении получили в Гаване. Новый 1873 год «Светлана» встречала на рейде Иокогамы, а 2 января, в день своего рождения, Вел.Кн. Алексей Александрович стал капитаном II ранга. Во Владивосток он прибыл 4 мая. Двухмесячное путешествие по Сибири «сухим путем» — и он вернулся в С.-Петербурге. Всего на этот раз плавание и путешествие по Америке, Китаю и Сибири заняло почти два года. В столице Его Высочество ждало назначение исполняющим обязанности командира Гвардейского экипажа и чин капитана 1 ранга. Самое знаменательное событие в жизни Алексея Александровича как моряка произошло 18 февраля 1874 года — он стал командиром фрегата «Светлана». 2 июля 1874 года он уходит в свое первое самостоятельное плавание. Продолжалось оно недолго, всего три месяца, да и дальше Балтики молодого командира не пустили. Зато на следующий год, 15 мая 1875 года, «Светлана» вновь покидает Кронштадт, на этот раз надолго. Полтора года Великий Князь плавает «сам командир», как писалось тогда в послужных списках, в Атлантике и Средиземном море. Однако случилось так, что к середине 1876 года резко обострилась обстановка на Балканах. В связи с назреванием русско-турецкой войны 1877-1878 годов возникла угроза конфликта с Англией. В этой ситуации вновь вспомнили о крейсерской войне в океане. Базировать крейсера планировалось на порты Соединенных Штатов. Как и в 1863 году, срочно формируются две эскадры: Атлантическая и Тихоокеанская. Командующим Атлантической эскадрой назначается контр-адмирал И.И.Бутаков (брат знаменитого адмирала Г.И.Бутакова), а его флагманским кораблем — «Светлана». 11 ноября 1876 года, приняв полные запасы по нормам военного времени, «Светлана» берет курс на запад. На этот раз в Америку шли не просто с визитом, готовились к войне. Гибралтар проходили ночью в полной боевой готовности — орудия заряжены, прислуга у орудий, адмирал и «августейший командир» на мостике. В канун нового 1877 года «Светлана» отдала якорь на Норфолкском рейде. В США русские эскадры оставались более четырех месяцев. Это было время не только традиционного проявления дружбы между Россией и США, но и постоянной готовности к войне с Англией. Впрочем, предпринимались шаги и дипломатического давления на «владычицу морей». В начале апреля Алексей Александрович в сопровождении своего кузена Великого Князя Константина Константиновича, плававшего на «Светлане» мичманом, и адмирала И.И.Бутакова наносит визит президенту США Р.Хайзу. В Белом доме на этот раз в честь русских моряков устраивается большой парадный обед. Торжественность и даже некоторая помпезность приема русских в Вашингтоне была не случайна. Обстановка на Балканах накалялась. Начала войны с Турцией ожидали со дня на день. Какова будет реакция Англии? Этого не знал никто. Война с Турцией началась 12 апреля 1877 г. К счастью, благоразумие в Англии победило. Британия ограничилась лишь дипломатическим демаршем. Вскоре стало очевидно, что крейсерской войны не будет, и «Светлана» покинула Нью-Йорк. Между тем война с Турцией шла полным ходом. 29 мая с приходом в Брест Великий Князь Алексей оставляет фрегат и поездом спешит в Петербург. В столице Государь утверждает его в должности командира Гвардейского экипажа. 5 июня, догоняя уже выехавшую команду экипажа (25 офицеров и 504 рядовых), Алексей Александрович отправляется в действующую армию. По пути он становится контр-адмиралом и назначается «начальником всех морских команд на Дунае». Трудно сказать, какова была его реальная роль в организации боевых операций на Дунае, но русские моряки действовали там блестяще. Массовое применение якорных мин и катеров с шестовыми минами практически полностью парализовало турецкие броненосные силы на Дунае. «Армия смогла приступить к устройству всего, что требовалось для переправы через реку». Принимал участие в боевых действиях и Великий Князь. «За... мужество и распорядительность при переводе понтонов из Никополя в Систово мимо неприятельских позиций» он был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». В действующей армии Великий Князь Алексей Александрович пробыл до января 1878 года. «За неутомимую и успешную распорядительность морскими командами, за... принятие всех мер, не допускающих неприятелю вред нашим переправам», по «удостоянию местной кавалерской Думы» Алексей Александрович был награжден орденом Св. Георгия 4 степени. По возвращении в столицу Великий Князь снова командует Гвардейским экипажем. Заботы у экипажа сугубо придворные: зимой —дворцовые караулы, летом — императорские яхты. Правда, были еще и заседания Кораблестроительного и Артиллерийского отделов Морского Технического Комитета, а также Коллегии Николаевской морской академии, членом которых являлся Великий Князь, но они его не увлекали. В 1881 году с вступлением на Престол Императора Александра III его Августейший брат Алексей Александрович становится Главным начальником флота и Морского ведомства, на посту сменив своего предшественника «дядю Костю» - Вел.Кн. Константина Николаевича, отношения с которым у Александра III были более чем натянутыми. Два года спустя в день коронации он «возводится в звание Генерал-Адмирала». Каким генерал-адмиралом был Великий Князь Алексей Александрович? Судя по воспоминаниям современников — практически никаким. Алексей Александрович был обаятельным светским красавцем, «общепризнанным повесой императорской семьи, кумиром красавиц Парижа». Что же писали о генерал-адмирале его современники? Вот лишь несколько записей из дневника управляющего Морским министерством адмирала И.А.Шестакова: «...опять ездил в Кронштадт, докладывал у Великого Князя, нет, не стал он еще на ноги...», «...что и говорить, ленив мой Великий Князь...», «...доклад был бесцветен, как всегда при Алексее...», «...кажется, мой Великий Князь просто равнодушен и не только к флоту...». Есть и такая запись — «...обедал в кают-компании Гв. экипажа, веселая... молодежь. После обеда хотел уйти... но Великий Князь велел меня догнать... Подали братскую чашу. Великий Князь, взявши ее в руки, громким голосом провозгласил тост мое здоровье. Дружное ура полилось в ответ...» Пожалуй, наиболее сдержанной является характеристика С.Ю.Витте: «Алексей Александрович, будучи очень милым, честным и благородным, в то же время был человеком в деловом отношении не особенно серьезным». Много резче о генерал-адмирале писал его двоюродный брат, уже упоминавшийся Великий Князь Александр Михайлович: «Алексей — это непревзойденная карикатура на Генерал-Адмирала... Не интересуясь решительно ничем, что не относилось к женщинам, еде или напиткам, он изобрел чрезвычайно удобный способ... заседания Адмиралтейств Совета... Приглашал его членов к себе во дворец на обед, и после того как наполеоновский коньяк попадал в желудок его гостей, радушный хозяин открывал заседание...» Оценивая деятельность Алексея Александровича как генерал-адмирала, академик А.Н.Крылов писал: «За 23 года его управления флотом бюджет вырос в среднем чуть ли не в пять раз; было построено множество броненосцев и броненосных крейсеров, но это "множество" являлось только собранием отдельных судов, а не флотом». Большинство кораблей были разнотипны, либо слабые по вооружению, либо слабые по бронированию. Подчас они представляли собой «обыкновенное подражание английским броненосцам с опозданием на 6-7 лет». Далее А.Н.Крылов подводит итог. «Уже этот краткий перечень показывает, что в смысле создания флота деятельность генерал-адмирала Алексея была характерным образцом бесплановой растраты государственных средств». Чем закончилось подобное руководство Российским флотом, мы уже говорили — 14-15 мая 1905 года в двухдневном Цусимском сражении эскадра адмирала З.П.Рожественского прекратила свое существование. Несколько дней спустя в дневнике Николая II появилась запись: «...дядя Алексей объявил, что... желает уйти теперь же. В виду серьезности доводов... я согласился». Вскоре Алексей Александрович уехал в Париж. Там он и умер 11 ноября 1908 года.