Работа с копиями рисунков




 

Многочисленные копии рисунков являются прекрасным материалом для раскрашивания, изготовления разнообразных поделок и штриховки.

Штриховка

 

Выше мы писали о том, как можно раскрашивать полые контурные линии рисунков. Кроме этого, можно предлагать детям заштриховывать отдельные детали изображения или же все изображение целиком.

Штриховка является одним из важнейших упражнений по развитию графомоторных навыков, которые, в свою очередь, формируют высшие психические функции ребенка.

Для повышения эффективности упражнений научите детей следующему:

· штриховать изображения, используя всю цветовую гамму карандашей, имеющихся в их распоряжении;

· не прокладывать рядом штриховые линии одного и того же цвета.

 

Для проведения штриховой линии всякий раз требуется совершить захват карандаша пальцами. Конечно же, он может быть и неправильным. Однако современный рынок предлагает детям трех-, а не шестигранные цветные карандаши достаточной толщины. Именно они автоматически обеспечивают правильное взаимоположение пальцев при штриховке (письме, рисовании), без дополнительных эмоциональных затрат со стороны ребенка и взрослого.

Заинтересованные взрослые смогут обеспечить перемену цвета до 30 раз. Если любую из предлагаемых копий дополнительно разделить на отдельные части и штриховать каждую часть отдельно, то ребенок будет вынужден брать карандаш в руки до 1000 раз и более. И тогда штриховка, не переставая быть игрой, станет очень серьезным тренировочным процессом.

 

Чтобы гарантированно обеспечить перемену цвета и желаемое количество захватов, поступите следующим образом:

· приготовьте для штриховки и рисования две коробки (подставки);

· одну из них, заполненную карандашами, поставьте напротив НЕведущей руки ребенка. Например, если ребенок праворукий, то такая коробка (подставка) должна стоять напротив его левой руки;

· вторую, пустую (для «отработанных» карандашей), поставьте со стороны ведущей руки.

 

В процессе штриховки (рисования) одна из коробок (подставок) опустеет, а другая — наполнится. Достаточно поменять их местами, чтобы все продолжилось вновь.

Изготовление игр и поделок

 

При создании этого комплекта материалов мы прежде всего преследовали цель формирования у ребенка именно графомоторных навыков, но материалы могут быть использованы не только для достижения этой цели, они создают широкое поле для импровизации и проявления творческой натуры ребенка. Полученные «обводилки» можно не только штриховать и раскрашивать, но и вырезать, дорисовывать и подклеивать к ним отсутствующие детали. Их можно дарить и использовать в самых разных целях: в качестве сменных обоев, декоративной упаковочной и поделочной бумаги; материала для книжных обложек и для украшения помещений (особенно если предварительно поработать восковыми карандашами).

Например, на рисунке 11 может получиться замечательная яркая птица с глазками, крылышками, пушистым хвостом на фоне неба, солнца и цветов. Рисунок 13 может превратиться в хрупкий корабль, плывущий по бушующему морю.

Можно вырезать полученные рисунки по контуру. Например, рисунок 15 — дерево — вырезается по контуру и затем разрезается на отдельные составляющие. Заранее заготовленные жгутики скрученной бумаги наклеиваются на картонную основу — фон, который можно заранее затонировать; на них наклеивают­ся отдельные вырезанные и раскрашенные детали кроны, а под ними — ствол. В результате получается очень красивое объемное изображение. Примеры работ приведены на задней стороне обложки.

На основе полученных копий в домашних условиях можно изготовить и развивающие игры. Например, можно сделать следующее:

· прикрепите (но не приклеивайте!) одну из копий к гофрокартону (материал упаковочных коробок) или куску фанеры. По контуру рисунка вставьте цветные кнопки. Обмотайте штырь каждой кнопки отрезком толстой пряжи так, чтобы оставался один длинный конец. Предложите ребенку соединить штыри кнопок отрезком толстой пряжи между собой в любой последовательности. После чего можно:

· размотать пряжу в обратном порядке;

· приклеить пряжу по контуру рисунка в нескольких местах, а штыри удалить, — получится выпуклый контур.

Картинок много, отрезки пряжи могут быть цветными. Все вместе — отличный тренажер для развития мелкой моторики рук.

Пряжу можно заменить банковскими цветными резинками. Получится вариант силового тренажера, однако для этого лист с изображением необходимо предварительно закрепить на фанере так, чтобы кнопки прочно держались. Если вы хотите использовать копии разных образцов, последовательно меняя их, то можно закреплять копии на листовой пробке, линолеуме с войлочной основой, на пенопласте или любом другом прочном вспененном материале.

 

Контур любой копии можно сделать шероховатым, для этого надо:

· нанести на него тонкий слой клея (ПВА или канцелярского);

· обсыпать его на выбор опилками, пшеном, манкой, солью, предварительно подкрашенными (с помощью йода, зеленки, пищевых красителей для пасхальных яиц и т.п.) и просушенными.

Полученные шероховатые контуры являются прекрасной игрушкой для угадывания изображения после обводки их пальцами, но с закрытыми глазами.

Вложив полученные копии в обычный файл, можно воспользоваться специальными полимерными красками, которые, застывая, позволяют получить прозрачное цветное изображение для украшения внутреннего интерьера и окон.

Эти игры доставят массу удовольствия не только детям, но и взрослым, работающим с ними. Скучно не будет никому! Творческий подход не только будет способствовать формированию графомоторных навыков, но и поможет улучшить координацию движений, развить внимание, воображение, пространственные представления, аккуратность ребенка. А все это, вместе взятое, значительно повысит обучаемость ребенка и упростит процесс овладения навыками письма, чтения, причем с наименьшими для ребенка и родителей эмоциональными потерями.

Желаем вам творческих удач в совместной работе с детьми!

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарин А. Волшебные рисунки. СПб: «Каро», 2004.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: «Генезис», 2007.

3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2002.

4. Ханнафорд К. Мудрое движение, или Мы учимся не только головой. М.: «Восхождение», 1998.

5. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологическо-го комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М.: ВНИИФК, 1999.

6. Bogdanowicz М. Leworecznosc u dzieci. Warszawa, 1989.

7. Bogdanowicz М. Cwiczenia grafomotoryczne Hany Tymichowe usprawniajace technike rysowania i pisania. Gdansk: Wyd. «Topos», 1991.

8. Dennison, Paul E. and Dennison Gail E. «Brain Gym, Teachers Edition*. Edi — Kinesthetics, Inc.,1994

 

Галина Михайловна Зегебарт, Ольга Сергеевна Ильичева

ВОЛШЕБНЫЕ ОБВОДИЛКИ

Методическое пособие

Директор издательства Е.А. Мухаматулина

Главный редактор О. В. Сафуанова

Корректор Оригинал-макет Т.Ю. Барышникова

Дизайн обложки СВ. Иванова А В. Гущина

 

 

Издательство «Генезис» 129301, Москва, ул. Б. Галушкина, д. 10, корп. 1

Оптовая закупка книг издательства (495) 682-5442, info@genesis.ru

Розничная продажа (495) 682-5442, (495) 682-6051 Москва, ул. Б. Галушкина, д. 10, корп. 1

Книга-почтой 125464, г. Москва, а/я 32 sale@genesis.ru

Интернет-магазин www.genesisbook.ru

Подписано в печать 22.07.2010. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 1,86 Тираж 1000 экз. Заказ № 4655

 

Отпечатано в полном соответствии

с качеством диапозитивов в типографии ООО «РПЦ ОФОРТ» 105137, г. Москва, гор. им. Баумана, д. 2, к.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: