Двойственный характер труда




Кроме того, из этих толкований видно, что трудовая, целесообразная человеческая деятельность требует трудового, целесообразного человеческого напряжения, причём, как умственного, так и физического напряжения. т. е., труд сам по себе как бы раздваивается, причём, неоднократно.

И большинство учёных экономистов стараются такое обстоятельство не упустить из виду. С одной стороны труд им видится трудовыми затратами и – с другой – количеством продукции: «…повышение («производства средств существования 3) » – ВП) может быть достигнуто двояким путём:

1) увеличением затрат труда, т. е. включением новых лиц в производственный процесс, или же удлинением рабочего времени;

2) увеличением количества произведённой продукции на каждую единицу труда или, иначе говоря, экономией труда при производстве отдельных изделий, т. е. более эффективным использованием труда» (Бенедикт Корда. Измерение производительности труда. Перевод с чешского Я. Цисаржа. Гос. Стат. Изд-во. М. 1958. С. 8.). Оставив на совести этого чешского автора его намёк на простое воспроизводство (упущение им средств развития), отметим, что затраты им видятся в материальной массовости труда, а экономичность – идеальной трудовой рациональностью.

Однако труд двойственен не только своими «двоякими» проявлениями и «путями». Труд, по существу, как всякая функция 4), двойственен сам по себе. Труд – это конкретные операции, целесообразно преобразующие предмет труда. И – одновременно – труд – это затраты усилий человека и др. средств производства в процессе конкретных трудовых операций. Одно и другое – одновременно – определяет функцию труда, труд. Это – закон живой природы.

Всё живое на земле – в поисках пищи, в самозащите и устройстве жилища, в продолжение рода – трудится. Жизнь – это труд. Это – трудность жизни – для жизни. т. е., трудовая жизнь – это трудность в деятельности – существование живого в этих своих трудовых противоположностях и трудовых противоположностей друг в друге. Иными словами, труд – это диалектика 5) всего живого – целенаправленная, двойственная функция живого организма для его выживания.

Человек, к тому же, способен трудиться сознательно: предвидеть возможность, действие и результат своего труда, труда во всех его частях и моментах, а также понимать свои непосредственные действия и отвечать за них перед своими сотрудниками (товарищами), и передавать-сообщать им свои предвидения в этой продуктивной деятельности. Человек сознательно соразмеряет свои силы, сознательно применяя обретённые трудовые навыки.

Такое «раздвоение» человеческой целесообразной деятельности при умственном и физическом напряжении выявлено Марксом уже в самом источнике труда, в рабочей силе: «Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека, и которые пускаются в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. Соч., Т. 23, С. 178. Капитал, ч. 1, Отд. второй, гл. 4, Купля и продажа рабочей силы). Труд – психическое в физической рабочей силе человека, в её способности обрабатывать предмет труда, т. е. производить потребный обществу продукт труда. Это – человеческая идея труда.

И в собственно труде, т. е. в процессе производства продукта труда, Марксом же раскрыто, что трудовая двойственность проявляет себя неукоснительно: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил.» (Собр. Соч., Т. 13, С. 7.). Труд – производственные отношения в производительных силах производства – непосредственная обработка предмета труда в общественный продукт труда. т. е., производство представляет собой человеческую трудовую действительность в функциональной двойственности.

В трудовом результате, в продукте труда, трудовая двойственность достаточно конкретизированно сведена опять-таки Марксом в обобщенный продуктивный трудовой понятийный принцип: «… самое лучшее в моей книге: 1) подчеркнутый уже в первой главе двойственный характер труда, смотря по тому, выражается ли он в потребительной или меновой стоимости (на этом основывается всё понимание фактов)... «(Собр. Соч., Т. 31, С. 277. Письмо Энгельсу, 24.8.1867 г.). Труд – стоимость в потребительной стоимости продукта труда для воспроизводства и развития (о втором – самом лучшем – см. ниже). Здесь труд человеком материализовался в завершении трудового обмена двойственной обменной функцией продукта труда.

Сознательные человеческие действия в их двойственном характере – в сознательных операциях (конкретный труд) с осознанными усилиями (абстрактный труд) при доведении предмета труда до продукта труда – признаны трудом: человеческим, сознательным, общественным трудом. И этот, абстрактно-конкретный, двойственный характер труда есть условие всех (трёх, канонических 6)) трудовых моментов: рабочей силы, производства и продукта труда.

 

Таким образом, исходя из этих лучших, на сегодняшний день, классических толкований и определений труда, видим, что всякий труд двойственен по своей природе – объективно – и как всякий вещественный процесс, и как жизненная функция организма – в движении при усилии в этом движении. Конкретные трудовые операции и абстрактные усилия в этой целенаправленной деятельности – противоположные по существу свойства – определяют, вместе, трудовую функцию, труд во всех его сознательных проявлениях, всех трудовых фактов и факторов. Это – с относительной, чисто логической, стороны труда.

С вещественной стороны труда видим ту же самую диалектику.

1. Труд есть всё то, на что направлены целеполагающие и преобразующие усилия и умения человека. т. е., материально, труд есть целенаправленно преобразуемый человеческими психо-физическими способностями предмет труда – конкретный, непосредственный труд.

2. Труд есть сами целеполагающие и преобразующие усилия и умения человека, направленные при помощи орудий труда на предмет труда. т. е., идеально, труд есть мыслимые человеческие психо-физические способности видеть будущность преобразуемого предмета труда. Это – отвлечённый от конкретных операций, всеобщий, абстрактный труд, свойственный всему частному, конкретному.

Таким образом, без мыслимых преобразований предмет труда – уже не предмет труда, а «вещь в себе», природный предмет. И без предмета труда идеальный труд есть пустая абстракция (тоже – вещь в себе – одни мечты). Но – вместе – они вещественно определяют предметную трудовую действительность, поле труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: