Александр Васильевич Суворов на Дону




Петр Великий на Дону

После Азовских походов Петра I минуло три года, когда царь-реформатор снова посетил донскую землю. Случилось это при следующих обстоятельствах. В январе 1699 г. Турция заключила с Россией перемирие на два года, соглашаясь с протекторатом русского царя над Азовом. Петра I это мало устраивало, он желал укрепиться на юге России, тем более, что у него уже был флот, построенный в Воронеже.

Флот в составе 12 крупных кораблей, 4 галер, 13 бригантин, 11 галеотов и нескольких мелких судов 27 апреля 1699 г. вышел из Воронежа в Азов. На одном из кораблей под именем Метра Михайлова в качестве капитана находился царь.

В середине дня 21 мая залпы салюта из ружей и пушек потрясли окрестности донской столицы. Войсковой атаман, любимец Петра, Фрол Минаев поспешил на государев корабль. Петр, сияя широкой улыбкой, обнял и троекратно расцеловал его. Дежурный офицер записал в судовом журнале: "Атаман со всеми своими казацкими офицерами приехал на галеру его величества для оказания своего почтения".

Два дня пробыл царь в Черкасске, а потом поплыл вниз но Дону, к Азову. С момента перехода последнего "под высокую государеву руку" стараниями российских солдат и офицеров были значительно укреплены старые фортификационные сооружения, а на противоположном берегу Дона вырос форт Петровский. Весь десятитысячный гарнизон Азова вышел встречать государя.

Отобедав, Петр начал знакомиться с городом, вникая, по своему обыкновению, в каждую мелочь. Из Азова царь выехал на легких судах в сторону Таганрога 4 июня. Почти три года назад, в июле 1696 г., Петр с ближайшими сподвижниками приехал сюда, чтобы определить место для закладки гавани, где базировался бы регулярный военно-морской флот России. Такое место было выбрано, и здесь с сентября 1696 г. началось строительство Троицкой крепости (будущего Таганрога). Теперь царь ехал сюда, чтобы посмотреть, что же сделано за эти годы. Но в этот приезд он пробыл здесь только два дня, а 6 июня снова появился в Азове. Его высокую подвижную фигуру можно было видеть в те дни на улицах, крепостных стенах, но особенно часто бывал царь в порту, где стояли в ожидании низового ветра российские корабли, среди которых выделялись "Апостол Петр" и "Благое начало". Это о них адмирал Корнелий Крюйс, сопровождавший царя, писал, что "то были первые два корабля воинские, которые из России по Дону в море вышли".

К утру 23 июня долгожданный ветер пришел в Азов, значительно подняв уровень воды в разветвленном устье Дона. Царь велел ставить паруса и двигаться к Таганрогу. В Азов в это время прибыло посольство думного дьяка Е. И. Украинцева, следовавшего в Турцию: именно его должен был сопровождать российский флот до Керчи с целью демонстрации туркам мощи петровских кораблей.

Таганрог, куда с флотилией вновь прибыл Петр, строился весьма активно. Под руководством талантливого русского зодчего Осипа Старцева солдаты, работные и ремесленные люди сооружали огромные каменные склады, городовые палаты, каменную соборную церковь. Для царя возводился каменный дворец, строились дворы для остановки его сподвижников, дома для местных чиновников, начальных людей, священнослужителей, российских и иноземных матросов. В шести пригородных слободах, размещенных за пределами крепости под защитой сооруженных на Миусском полуострове небольших крепостей, строились дома для солдат, пушкарей, служилых ремесленников, пашенных крестьян, посадских людей.

Петр, осмотревший город, заметил, что здесь не хватает зелени, и повелел высадить на берегу моря дубы, "чтоб был лес", а в городе посадить деревья "для украшения святыя церкви, хором и всего Троицка". "И еще повелеваю провести в Троицком каменные трубы для отвода вешней и дождевой воды в море мимо гавани, - сказал Петр и добавил, обращаясь к Осипу Старцеву: - Да построй большие городские часы с колоколами, чтоб жители градские узнать точное время могли".

Большую часть дня Петр обычно проводил в гавани, готовя суда к морскому плаванию в сторону Керчи. Зная ремесло корабельного плотника, царь участвовал в "сей работе неусыпно так с топором, диселем, калфантом (плотничьим инструментом), молотом и мазаньем кораблей и гораздо прилежнее и больше работая, нежели старой и весьма обученной плотник". В подготовке кораблей к плаванию участвовал и атаман Фрол Минаев с казаками.

Петровская флотилия в составе десяти крупных кораблей, двух галер, трех бригантин и четырех казачьих стругов, где разместились пять сотен казаков во главе с Минаевым, вышли из Таганрога 5 августа и взяли курс на Керчь. Турки, укрепившиеся здесь, 16 августа с удивлением и страхом обнаружили на море российский флот. "Ужас турецкий, - писал адмирал Крюйс, - можно было из лица их видеть о сей нечаянной визите с такою изрядно вооруженною эскадрою; и много труда имели, чтоб турки верили, что сии корабли в России строены и что на них российкие люди. И как турки услышали, что его величество указал своего посла на собственных своих кораблях в Константинополь отвезть, то туркам еще больше ужас придало". Договорившись с турками о пути следования своего посла в османскую столицу, а, главное, продемонстрировав мощь российского флота, Петр I вернулся на Дон: 31 августа он был в Таганроге, а 5 сентября уже сходил на азовскую набережную. Отужинав и переночевав в Азове, государь отбыл в Москву через Воронеж.

Физминутка

  • Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
  • А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

(Продолжение)

Следующее посещение Дона Петром I относится, предположительно, к 1704 г., когда царь на черкасском майдане увидел обнаженного казака при оружии и верхом на бочке. Это дало повод царю пожаловать донцам новую печать с изображением голого казака на бочке. Сохранилась грамота Петра I, в которой он приказывает: "Сделать печать донскую, серебряную, величиной такову, как при том вложен образец, и вырезать надпись, как на нем подписано, а в середине вырезать по всем, как у них водится на печати, мужчину, сидящего на бочке, держа в одной руке кальян и в сабле препоясана, только прибавить и вырезать в другой руке фузею". Вскоре такая печать, не любимая казаками, прибыла на Дон.

Последний раз Петр I появился на Дону в апреле 1709 г., когда карательные отряды завершали подавление булавинского восстания. По приказу царя на черкасском майдане была водружена на кол голова убитого атамана К. А. Булавина, после чего Петр прошел к строившемуся Воскресенскому собору, положил в алтарь храма несколько кирпичей, залив их известью. После этого государь отбыл в Таганрог. Осмотрев последний, Петр хвалился Меншикову: "Сие место, которое перед десятью летами пустое видели, ныне с помощью Божией изрядной город, купно с гаванью, обрели; хотя, где долго хозяин не был и не все исправно, однако ж есть что посмотреть". Из Таганрога Петр направился на Украину, где вскоре возглавил войска российские в победоносной Полтавской баталии. С тех пор Петр I на Дону не бывал, ибо к тому времени интересы России волей обстоятельств переключились на Балтику.

Александр Васильевич Суворов на Дону

Имя Суворова продолжало и после его смерти жить в памяти народа, овеянное легендами и преданиями.

В частности, и на Дону из уст в уста, из поколения в поколение передавались бесхитростные рассказы о великом полководце его боевых соратников-казаков, ветеранов прославленных походов.

До сих пор в донских станицах можно услышать порой старинные песни, в которых отражены воспоминания донских казаков о боевой службе под руководством Суворова.

В одной из них рассказывается, как по приказанию Суворова лихие донцы темной ночью "караулы турски сняли". В другой говорится о том, как турецкий султан захотел "русскую землю отобрать" и даже захватить "кременную матушку-Москву", но против него выступил Суворов, который заявил:

"Соберу я силы войска много,

Сам с султаном пойду воевать,

Наперед казачушков пошлю,

А за ними сам с войском пойду..."

С печалью повествует пронизанная глубоким лиризмом песня о ранении Суворова в 1788 году под стенами крепости Очаков:

"Ой да, не вечерняя эта звездочка,

Да звезда она высоко взошла,

Осветила эта звездочка,

Осветила поля чистые.

Как во этим то во полюшку

Да стоят белые палатушки...

Как во этих то во палатушках

Да лежал русский больно раненный,

Ну, лежал русский больно раненный,

Да и тот батюшка Суворов..."*.

* (А. М. Листопадов, - "Донские исторические песни", Ростиздат, 1946 г.)

Весьма характерно, что в донских казачьих песнях Суворов выступает как свой, родной, русский полководец, тысячами нитей связанный с народом, пользующийся его любовью и доверием.

"Наш Суворов", "батюшка Суворов" - так неизменно называли его донские казаки в своих песнях и, очевидно, не только в песнях. В этом звучала глубокая историческая правда, ибо Суворов и русский народ действительно неотделимы.

Суворов был воинствующим новатором, всю свою жизнь боровшимся против реакционной военной идеологии дворянской знати, раболепствовавшей перед дутым авторитетом закосневших в рутине военных "теоретиков" Запада.

Но его творческий размах в области военного дела сковывался экономической и политической отсталостью страны и антинародной политикой царского самодержавия.

Естественно, что в условиях крепостнической России прогрессивные идеи Суворова не могли получить полного признания и осуществления, как ни старались поддерживать и развивать их Кутузов, Багратион и другие передовые русские военные деятели.

Суворовская система воспитания и обучения войск, в основе которой лежало стремление выработать сознательное отношение бойца к своим обязанностям, находилась в резком противоречии с окружающей действительностью и внутренней политикой царизма.

Понятно, что в те годы, когда за Волгой пылали помещичьи усадьбы и не только крестьяне и казаки, но и солдаты присоединялись к повстанческим отрядам Емельяна Пугачева, правящие круги дворянской империи не хотели и слышать о каких-либо коренных преобразованиях в армии.

Беспощадно подавляя освободительное движение народных масс в своей собственной стране и выступая в качестве "жандарма Европы" на международной арене, царизм старался всячески оградить свою армию от каких бы то ни было прогрессивных веяний.

Главное внимание обращалось не на совершенствование боевого мастерства, не на выявление творческой инициативы командира, а на парадную внешность и строгую регламентацию армейского быта, имевшую целью в корне подавить в войсках всякое творческое начало и не допускать малейшего отступления от уставных правил.

"Солдат есть простой механизм, артикулом предусмотренный..." - говорил император Павел I, особенно усердно насаждавший в русской армии прусские порядки и свойственные им бессмысленную муштру и палочную дисциплину.

Ясно, что подобная формула была прямо противоположна установкам Суворова, который всегда добивался, чтобы "каждый воин понимал свой маневр".

Основные даты пребывания Суворова на Дону и в Приазовье

1778 - январь. Объезд побережья Азовского моря (от устья Дона до устья Кубани).

1778 - февраль - март. Руководство строительством оборонительных рубежей между Доном и Кубанью.

1778 - апрель. Посещение Азова.

1782 - октябрь, - 1783 - май. Пребывание в крепости Димитрия Ростовского и станицах Аксайской и Нижне-Кундрючьей.

1783 - июнь - август. В Ейском укреплении.

1783 - сентябрь - октябрь. Операции против ногаев в задонских степях и на Кубани.

1783 - октябрь - ноябрь. В станице Аксайской.

1783 - ноябрь, - 1784 - апрель. В крепости Димитрия Ростовского.

Вопросы и задания

1. Когда Петр I впервые побывал на Дону? 2. Расскажите о посещениях Петром I Таганрога. 3. Когда в последний раз Петр I посетил Дон?

3. Давайте с вами вспомним основные даты пребывания Александра Суворова на Дону и в Приазовье.

 

При разработке занятия использовалась следующая литература

1. Арутюнова Е.И. Города и районы Ростовской области. Ростов-на-Дону, 1987г.

2. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. Ростов-на-Дону, 2002г.

3. Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920гг. Ростов-на-Дону, 1992г.

4. Астапенко М.П. Христоматия по истории Донского казачества. Ростов-на-Дону, 1994г.

5. Золотое В.А. История Дона. Ростов-на-Дону, 1974г.

6. Ильюков Л.С. Очерки Истории Донского края. Ростов-на-Дону, 2004г.

7. Кирилов А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века. Новочеркасск, 1908г.

8. Миноранский В.А., Демина О.Н. Особоохраняемые территории Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2002г.

9. Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII в. Ростов-на-Дону, 1990г.

10. Троицкий С.К. «Рассказ об азовской и донской рыбе». Госиздат, 1974г.

11. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края», изд. «Баро-Пресс», 2003г.

12. Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М: Дет.лит.,1988.

13. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. – Ростов-на-Дону: БАРО-пресс, 2009.

14. Бисеринка. Казачьи сказки. – Ростов-на Дону, 1985.

15. Казак и Лиса. Казачья сказка. – Ростов на Дону,1985.

16. Казачьи сказки. – Волгоград, 1992.

17. Музейные уроки. Методические рекомендации. Волгодонск, 2005.

18. Прекрасное – своими руками. – М., 1989.

19. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. – М.,1996.

20. Народные ремесла. – М., 2010.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: