ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА НА ОСТРОВАХ




РОЖДЕСТВО: НРАВЫИ ОБЫЧАИ ГРЕЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ КРИТА И ДО ФРАКИИ.

Благую весть о рождении Христа первыми приносят дети. В канун Рождества они выходят на улицы, распевая колядки, панегирики, желая каждому дому удачи в новом году. Название колядки происходит от рим. Kaléndes. Жители Малой Азии называли календарь "Калантари". Колядки берут свое начало еще из Древней Греции, где их пели на различных празднествах, посвященных богам. Дети, держа оливковую или лавровую ветвь, украшенную фруктами, белой шерстью (известной как Iresioni), красными и белыми нитями ходили из дома в дом и пели колядки. Некоторые вместо оливковых ветвей украшали кораблики. Это символизировало скорый приход бога Диониса.

 

В Византии носили с собой украшенные посохи, либо фонари, модели корабликов или домов. В пост византийские годы дети носили иконы с образом Христа, а на островах - украшенные кораблики и лодки.

Колядки - это незамысловатые песни, в которых есть пожелания хозяину и хозяйке дома и другим членам семьи. Если в семье есть домашний скот или хозяин фермер, то колядки соответственно имеют пожелания, связанные и с этим. Хозяйка дома предлагает детям сладости, каштаны, орехи, и они продолжают свой путь от дома к дому с наилучшими пожеланиями в новом году.

Большая часть Рождественских и Новогодних обычаев похожа. Известный этнограф Г. Мегас (G. Megas) объясняет это тем, что в 4-ом веке 25 Декабря праздновалось не только Рождество. Это был и первый день нового года.

Большая часть обычаев празднования Рождества и Нового года связана с праздничным столом. Так, например даже забой свиньи перед Рождеством был священнодействием.

Хочется отметить, что этот обычай берет свое начало еще со времен Римского господства, когда во время празднования Сатурналии (17 – 25 Декабря) в честь бога Сатурна приносилась в жертву свинья.

И даже хлеб на Рождественском столе был необычным.

 

В старину, каждая хозяйка сама замешивала рождественский хлеб - «Христопсомо» (Рождественский хлеб) или рождественский калач, или «Ставро» («Крест») или «влазес», так назывался он в разных районах Греции. Вокруг «Христопсомо» развивается сюжет известного одноимённого рассказа Александроса Пападиамантиса.

Крит

Рождество с критской лирой и… «бугацей»

Нравы и обычаи, уходящие своими корнями в древность, возрождаются каждое рождество на Крите.

К таким обычаям относятся: забой свиньи, «христопсомо» (рождественский пирог), сладости, «подарико» (первый шаг), слоеный пирог, колядки, которые поют дети. Они ходят по домам, держа критскую лиру в руке.

Кроме детей, согласно народной традиции, и животные приносят в дом удачу. Во многих районах Крита детям давали постучать веточкой по спине новобрачной, чтобы та родила детей. Верили, что с ударом женщине передавалась сила деторождения, которая скрывалась в зеленой веточке.

Раньше в деревнях не было ни одной семьи, которая бы не выращивала целый год свинью, чтобы потом зарезать на праздники.

Поросенок резался накануне рождества, в день «Десяти святых» и считался главным рождественским блюдом. Из свинины готовили: копчености, колбасы, сосиски, сало, «пихти» (холодец), «сиглина» (мясо, порезанное на мелкие кусочки, которые поджаривали, затем помещали в большую глиняную посуду и поливали растопленным жиром животного), «омафья» (свиная кишка, заправленная рисом, изюмом, кусочками печенки), «цигаридес» (сваренные и обжаренные кусочки свиного мяса, политые жиром со специями, которые ели с выпеченным хлебом).

 

 

«Христопсомо»

Замешивание теста – это некий обряд. Для его приготовления используют муку высшего качества, розовую воду, мед, кунжут, корицу и гвоздику. Замешивают тесто, берут половину и вылепливают круглый хлеб. Из оставшегося теста готовят крест из 2х полосок. В центре хлеба кладут цельный орех. На остальной поверхности рисуют при помощи ножа или вилки цветы, листики, плоды, птичек. Пирог режут прямо в Рождественский день, говоря пожелания. Раньше на Крите животные также получали кусочек пирога. Его перемешивали с отрубями и давали животным, чтобы и они были благословлены.

 

Рождественский вертеп

В пещере Св. Иоанна в Марафокефале Киссамосе в Ханье накануне Рождества совершается божественная литургия. Рождественский вертеп, где родился Христос с овцами, пастухами и звездой, которая горит на вершине пещере, придавая особый свет. Считалось, что те, кто появился на свет в Рождество, родились под счастливой звездой.

 

Сладости

На праздничный стол подаются традиционные национальные сладости: «меломакарона», «курабьедес», «лукумадес», «Василопита». «Меломакарона» смачивается в меде и посыпается измельченными грецкими орехами, кунжутом и корицей. «Курабьедес» состоят из сливочного масла, раки, миндаля, сахарной пудры. Сахар символизирует заснеженные горы зимнего периода. «Сарикья» состоят из листа теста, обжаренные в горячем масле и посыпанные корицей и кунжутом.

 

 

 

 

Колядки

На критском диалекте упоминаются события праздников, заканчиваются пожеланиями домохозяйкам и поются накануне каждого праздника обычно детьми, которые ходят по домам, держа в руках «тригоно», лиры и лютню.

Характерный отрывок из критских колядок:

«Неугасающий камин»

Раньше вечером накануне Рождества домохозяйки и их дочери срезали ветки и побеги и приносили домой. Ставили в стакан с водой в надежде, что они расцветут. «Неугасающий камин» с большим поленом и сегодня придает дух семейного праздника, который означает надежду на удачу и счастье в новом году. Древние говорили, что по горящим углям, или пеплу можно было гадать на будущее.

 

«Бугаца» (Слоеный пирог)

В Ираклионе существует традиция готовить слоеный пирог, где жители едят первого января большое количество «бугацы», желая, чтобы первый вкус их был сладок. Конечно, на всех дорогах Ираклиона накануне Нового года ставятся прилавки для раздачи пирога.

ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА НА ОСТРОВАХ

ЛЕМНОС (ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ)

На Лемносе на второй день после Рождества забивают поросят, а вечером на улицах и во всех дворах танцуют и водят хороводы.

НИСИРОС (ДОДЕКАНЕС)

На Нисиросе в ночь на Рождество в церкви после службы священник раздает верующим «освящённую еду», которая ставится на праздничный стол и с нее начинается праздничная трапеза. Сколько бы еды не было на праздничном столе, всегда присутствует рис, который символизирует благосостояние.

 

РОДОС (ДОДЕКАНЕС)

В городах Архангело и Салако на Родосе «Христопсомо» (Рождественский хлеб) как просфору носят священнику на рождество. Праздничный стол накрывается вечером в канун Рождества. В самом центре ставится «Христопсомо», а рядом с ним мед и сухофрукты.

«Магическими » силами, согласно народным поверьям, обладает вода, которую нужно набрать молча до восхода солнца. На такой воде готовили опару для теста на следующий год.Михаил К. Цолис (Mikhail K. Tsolis) в своей книге «Греческие православные праздники » описывает обычай «кормление источника». «Девушки на рассвете в Рождество (в некоторых местах в канун Нового года) шли к ближайшему источнику, «чтобы украсть безмолвную воду». Она так называлась, потому что, на протяжении всего пути до источника нужно было молчать. Подойдя к нему, девушки «кормили » источник различными лакомствами: сливочным маслом, хлебом, сыром. «Кормили» и проговаривали «Как бежит вода в роднике, пусть так течет и моя жизнь» Потом бросали в кувшин лист ежевики и три камушка, «воровали воду» и возвращались домой, не проронив ни слова на своем пути. Вернувшись, разбрасывали камешки из кувшина по дому.

И конечно на Рождество все ходят в гости друг к другу и обмениваются подарками.

 

 

КАРПАТОС (ДОДЕКАНЕС)

На Карпатосе на Рождество невестки лепят для своих свекровей «гиплес». Это большой украшенный калач. Его пекут и преподносят как рождественский подарок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: