Христоксило (Рождественские дрова)




 

В деревнях северной Греции задолго до Рождества хозяин дома искал самое лучшее, ровное, крепкое бревно из сосны или ели. Его привозили домой, рубили на дрова. Они должны были гореть в камине дома, начиная с Рождества и до Крещения.

Считалось, что зола от этих дров могла защитить дом и пашни от всего плохого. Прежде чем зажечь первое полено, камин тщательно чистили, чтобы не осталось и следа от старой золы. Чистили и трубы, так как в рождественских сказках говорилось, что рождественские злые духи и демоны могли найти прошлогодние следы и по ним спуститься в дом.

В ночь, накануне Рождества, вся семья собиралась вокруг очага. Хозяин дома зажигал огонь в камине, подложив Христоксило (рождественские дрова). Согласно народному поверью, они горят и согревают новорожденного Христа в яслях. В каждом доме старались, чтобы этих дров хватило до Крещения, которое празднуется 6 Января.

 

Каликантзари (рождественские злые духи), момогери и маскаремата (ряженные).

В некоторых районах Македонии и Фракии существует обычай переодевания в маскарадные костюмы, что скорее всего связано с поверьями о рождественских злых духах.


В деревнях Платанья (Platania) и Ситагри (Sitagri), которые относятся к ному Драма, встречается обычай, когда люди наряжаются в маскарадные костюмы – момогери.Они были принесены сюда понтийскими беженцами (греки, переселившиеся из Турции после малоазиатской катастрофы). Свое происхождение это слово берет от слов мим или мом и второго слова- старик. Ряженные одеваются в овечьи или волчьи шкуры, а на лицо надевают маски стариков. У некоторых бывают и сабли.

Момогери на протяжени всех 12 дней праздников ходят группами по улицам, поют колядки и желают удачи и счастья в наступающем году. Если они встречаются на своем пути других ряженных, то завязывается веселая потасовка, пока какая-нибудь из групп не сдастся.

 

Похожий обычай встречается и в деревнях номов Касторья и Козани под названием Рангутсари (Ragkoutsari).

 

 

ПЕЛЛА

В Пелле существует и до сегодняшнего дня обычай разводить огромные костры и, собравшись вокруг, кричать «колида бабо» (kolinta mpampo), что означает «убивают бабушку». По поверью костры зажигаются, чтобы люди узнали о резне, учиненной Иродом, и спрятались.

 

СИАТИСТА

В небольшом городке нома Козани, Сиатисте, существует и до сегодняшнего дня обычай разводить костры «кладариес» (kladaries), чтобы согреть новорожденного Христа. Другой обычай - это «колианда» - разновидность местных колядок, «бубусариа» (mpoumpousaria) - карнавал с чисто сиатистским новогодним хороводом.

ФЛОРИНА

В номе Флорина, ровно в полночь, жители разводят большие костры в память о верующих из Вифлеема, которые разожгли костер для того, чтобы согреть новорожденного Христа. Костры разжигают и в канун Нового года.

 

Фессалия

 

Одним из наиболее важных обычаев Фессалии является забой свиней. Подготовка к забою была очень тщательной. Гулянье длилось нескольких дней подряд.

Три-четыре близкие семьи определяли очередь, в какой день они зарежут свинью. Этот день был назван «гурунохара» (поросячья радость). Когда приглашали кого-то в гости, не говорили «давай-ка зарежем свинью», а «эй, у нас поросячья радость».

В Фессалии на рождественский стол ставили ягненка с луком-пореем и корнями сельдерея или с айвой, приготовленной в духовке.

В полночь накануне Рождества осуществлялось, так называемое, «кормление» источника. «Девушки на рассвете в Рождество (в некоторых местах в канун Нового года) шли к ближайшему источнику, «чтобы украсть безмолвную воду». Она так называлась, потому что, на протяжении всего пути до источника нужно было молчать. Подойдя к нему, девушки «кормили » источник различными лакомствами: сливочным маслом, хлебом, сыром, медом. «Кормили» и проговаривали «Как бежит вода в роднике, пусть так течет и моя жизнь».

 

Чтобы иметь хороший урожай, они "кормят" источник различными лакомствами, такими как масло, хлеб, сыр, бобовые или оливковая ветвь. Считалось, что та, которая придет первая к источнику, будет самой удачливой в течение всего года. Затем бросают в кувшин один лист ежевики и три камушка, "крадут воду" и возвращаются домой и молчат до тех пор, пока не выпьют всю безмолвную воду. Этой же водой опрыскивают четыре угла в доме, а также бросают в доме три камушка.

 

Во многих деревнях в Фессалии, возвращаясь из церкви домой, девушки кладут рядом с горящим камином кедровые ветви, а мальчики кладут ветки дикой вишни. Эти небольшие ветки деревьев представляют их личные пожелания сделать жизнь красивой.

 

Они смотрят, чтобы ветки были тоненькими и с интересом наблюдают, чья ветка сгорит первой. Это является хорошим знаком для мальчика или девочки, и показывет, кто выйдет замуж первым.

ЭПИР

ЗАГОРИ

В городе Загори нома Эпир рождение ребенка празднуют, готовя по особому рецепту оладьи с молотыми орехами. Их называют спаргана (spargana), что в переводе означает пеленки, к слову на Кипре рождественские сухари называют кумула (koumoula)- ворох (пеленок). Рождение Христа здесь празднуют, как прибавление в собственном семействе, поэтому и пекут спаргана (spargana) на Рождество.

А еще принято, чтобы первым в дом вошел ребенок, который приносит удачу. Он должен войти с правой ноги и пожелать очагу счастья и процветания.

В некоторых местах женщины не спят всю ночь, чтобы увидеть рассвет.

АРТА

Обычай с «горящей дубовой ветвью» берет свое начало с очень давних времен. Говорят, что когда родился Христос и пришли пастухи поклонится ему, была очень темная ночь. Они нашли сухой дубовый куст и срезали с него ветки. Каждый взял по одной ветви, зажег ее, и весь склон горы осветился веселым огнем и потрескиванием горящих ветвей.

С тех пор так и повелось. Если кто-то идет в гости на Рождество, чтобы пожелать долгих лет жизни, а также замужние и женатые дети идут в отчий дом на Рождество, они непременно несут с собой сухую ветку дуба или другого дерева, которые горят с потрескиванием. Ее зажигают по дороге в гости и все улицы наполняются светом и веселым треском.

ЯНИНА

В городе Янина не берут с собой зажженных веток. Каждый несет с собой зажатые в кулак листья оливкового дерева или кустарникового дуба. Войдя в дом, их бросают в камин. И как только они начинают гореть, приговаривают «Овец, коз, невест и женихов». Это самое лучшее пожелание для домашнего очага. Пусть растет поголовье скота, пусть растет семья. Вырастают девушки и юноши. Приводят в дом невест и женихов. Пусть родятся внуки и продолжают род, чтобы очаг дома никогда не погас.

В Эпире на Рождество и Новый год пекут бурекиа (mpourekia) - маленькие слоенные пироги, креатопитес (kretopites)- пироги с мясом, котопитес (kotopites)- пироги с куриным мясом и галактобуреко (galaktompoureko) – пирог со сладким заварным кремом

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: