Проектирование индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья




 

Индивидуальная образовательная программа обучающегося — документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации поддержки ребенку с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения им образования и – в конечном итоге, максимальной социальной адаптации. В обязательной части учебного плана: совместный выбор педагогом, обучающимся и его родителями (законными представителями) уровня освоения программ учебных предметов; в части, формируемой участниками образовательного процесса: выбор обучающимся и его родителями (законными представителями) дополнительных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности. Индивидуальная образовательная программа обучающегося состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей. Обязательная часть включает основные для изучения модули, которые соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и составляют основную, инвариантную часть индивидуальной образовательной программы обучающихся. Вариативная часть включает набор модулей и предполагает выбор учащимися интересующих их направлений для дальнейшего изучения. Обязательная и вариативная части индивидуальной образовательной программы обучающегося направлены на определение содержания изучаемого материала. Коррекционная часть предусматривает оказание помощи обучающимся с ОВЗ в выборе модулей из вариативной части с учётом их индивидуальных особенностей, а также определение организационной части. В организационную часть входят следующие компоненты методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания. Эта часть индивидуальной образовательной программы также предполагает выбор обучающихся. При построении индивидуальной образовательной программы учащихся большая роль отводится выбору, а также определению их индивидуальных особенностей, личностных предпочтений, способностей и интересов. Выбор осуществляется как педагогом, так и учеником, но выбор учащихся корректируется учителями, родителями, психологами и др. В процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с ОВЗ изменяются функциональные обязанности педагогов: они занимаются аналитически-проектирующей, консультирующей, координирующей, организующей и коррекционной деятельностью. Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных программ обучающихся включает шаги педагога и обучающегося с ОВЗ:

Педагог-предметник: 1) разбивает курс на обязательные и вариативные модули; 2) разрабатывает обязательные и вариативные модули: цель, содержание, методы и технологии, формы, средства и контроль изучения для каждого модуля; 3) координирует изучение вариативных модулей и осуществляет коррекцию продвижения обучающихся по индивидуальной образовательной программе; 4) формирует деятельностное портфолио

Обучающиеся с ОВЗ: 1) изучают обязательные модули и готовятся к выбору интересующих разделов по курсу для дальнейшего изучения; 2) делают выбор вариативных модулей и определяют способы организации их изучения с помощью преподавателей, родителей, психолога, дефектолога и др.; 3) формируют деятельностное портфолио.

Деятельностное портфолио формируется в процессе прохождения обучающимися с ОВЗ индивидуальной образовательной программы и представляет собой папку со всеми вариантами выполненных заданий обязательных и вариативных модулей. Помимо контроля портфолио выполняет функцию выявления математических способностей и запросов обучающихся. Работа с портфолио формирует у обучающегося с ОВЗ привычку к рефлексии своей учебной деятельности, оценке и планированию её результатов, без чего невозможно обучение по индивидуальным программам в основной школе и успешная перестройка на новое содержание и новые формы работы в профессиональном учебном учреждении.

Индивидуальная образовательная программа состоит из пяти разделов.

Раздел 1 «Общие сведения» содержит информацию о ребенке, о его родителях, классном руководителе, педагогах и специалистах сопровождения, режиме пребывания ребенка в образовательном учреждении. Также в этом разделе содержится заключение и рекомендации ЦПМПК по обучению и социализации ребенка. Формулируется основная цель на учебный год и в соответствии с этой целью определяются общие задачи на период реализации индивидуальной образовательной программы. Заполняется всеми специалистами, участвующими в образовательном процессе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел 2 «Создание безбарьерной среды» устанавливает оптимальные условия пребывания ребенка в образовательном учреждении, способствующие его наиболее успешному обучению и социализации. В нем перечисляются все ресурсы, которые образовательное учреждение может предоставить ребенку с ограниченными возможностями в соответствии с его потребностями. Составляется педагогом-организатором инклюзивного образования совместно с классным руководителем.

Раздел 3 «Психолого-педагогическое сопровождение», в котором описывается содержание деятельности специалистов службы сопровождения (педагога-психолога, социального педагога, дефектолога и др.), конкретные задачи данных специалистов на определенный период, режим и формы их работы. Определяются показатели достижений ребенка и формы оценки результатов работы специалистов. Заполняется специалистами сопровождения.

Раздел 4 «Освоение образовательной программы» определяет конкретные задачи для ребенка по освоению основных предметов и предметов, по которым ребенок испытывает трудности. Ставятся конкретные задачи на планируемый период. Указывается, какие универсальные учебные действия развивает обучающийся в результате изучения учебного материала. Выбираются формы организации учебной деятельности. Задаются показатели достижений ребенка. Формы индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности педагог выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Заполняется учителями-предметниками совместно с педагогом – психологом и дефектологом.

Раздел 5 «Формирование социальной компетентности» содержит направления и формы работы по социализации ребенка. В нем ставятся задачи по усвоению школьных правил, воспитанию адекватного поведения в учебной и внеучебной ситуации, развитию коммуникативной компетентности, формированию положительной учебной мотивации. Разрабатываются механизмы решения проблем социализации и формы деятельности для решения поставленных задач. Заполняется классным руководителем, педагогом-психологом и социальным педагогом. Дополнения и изменения в индивидуальную образовательную программу вносятся не менее двух раз в течение учебного года. А при наличии отрицательной динамики или при отсутствии положительной динамики, а также, если ребенок имеет тяжелые сочетанные дефекты, изменения и дополнения в индивидуальную образовательную программу вносятся по мере необходимости. Индивидуальная образовательная программа подписывается всеми учителями и специалистами, которые принимали участие в его разработке, родители знакомятся с утвержденной индивидуальной образовательной программой. Учителя и специалисты, работающие с обучающимся, получающим образование в инклюзивной форме, отвечают за реализацию индивидуальной образовательной программы каждый в своей части. Отчеты о реализации индивидуальной образовательной программы предоставляются на консилиум ПМПк школы учителями и специалистами в конце каждого триместра в виде дневника (журнала) динамического наблюдения. Координация работы всех специалистов и контроль за реализацией индивидуальной образовательной программы возлагаются на педагога- организатора инклюзивного образования.

Планируемые результаты коррекционной работы. В результате выполнения программы планируются следующие результаты:

· своевременное выявление обучающихся с ОВЗ и раннее определение специфики их особых образовательных потребностей;

· успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды школы, расширение адаптивных возможностей личности обучающего с ОВЗ;

· социализация обучающихся с ОВЗ, овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия, социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, формирование жизненно значимых компетенций;

· увеличение доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья качественно освоивших образовательную программу основного общего образования;

· достижение обучающимися с ОВЗ метапредметных и личностных результатов в соответствии с ООП ООО;

· разработка и реализация индивидуальных образовательных программ обучающихся с ОВЗ

· повышение психолого-социально-педагогической грамотности родителей обучающихся с ОВЗ по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями психического и (или) физического развития.

Жизненно значимые компетенции Требования к результатам
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя. Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях. Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, и необходимо. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей. Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту. Овладение навыками самообслуживания дома и в школе. Умение включаться в разнообразные повседневные дела. Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Представления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий. Готовность попросить о помощи в случае затруднений. Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные и домашние дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными. Стремление порадовать близких. Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника.
Овладение навыками коммуникации Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. Освоение культурных форм выражения своих чувств. Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь природного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию. Умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса. Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Расширение круга освоенных социальных контактов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: