Мир общения. Повторяем — узнаем новое — 15 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).
Язык — главный помощник в общении — 41ч (вт. ч. 2К.Р., 2Р.Р).
Состав слова - 15 ч(вт.ч.1.ЯГ.Р.,1./,..Р.)-
Части речи — 4 ч (в т. ч. 1 К.Р.).
Имя существительное - 39 ч (в т. ч. 3 К.Р., 3 Р.Р.).
Местоимение — 3 ч.
Глагол — 28 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).
Имя прилагательное — 17 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).
Повторение и систематизация изученного материала в 3 классе — 8 ч (в т. ч. 2 К.Р.).
Требования к уровню подготовки учащихся по окончании 3 класса:
Учащиеся должны знать:
• основные сведения о языке, полученные в 3 классе;
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
в аудировании
• понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
• вьделять основную мысль, структурные части исходного текста;
в фонетике и графике
• вьделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику;
• различать ударные и безударные слоги;
• не смешивать звуки й буквы;
• свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
• выполнять звуко-буквенный разбор слов;
в орфоэпии
• правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
• использовать логическое ударение д ля усиления выразительности речи;
• работать с орфоэпическим словарем;
в лексике
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
• толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
• опознавать эпитеты, сравнения, олицетворения. как средства выразительности речи;
пользоваться толковым словарем, словарем си-нонимов, антонимов, фразеологическим словарем;
в словообразовании
• выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
• подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
• по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
• разбирать слова по составу;
• пользоваться словарем однокоренных слов; в морфологии
г квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
• правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
• образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
• разбирать слово как часть речи; в синтаксисе
• выделять словосочетания в предложении;
• определять главное и зависимое слова;
• определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
, • составлятьпростые и сложные предложения изученных видов;
• проводить синтаксический разбор простого предложения;
в орфографии
• находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
• правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 3 классе;
• пользоваться Орфографическим словарем;
в пунктуации
• находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
• обосновывать выбор знаков препинания;
• расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
в связной речи
• определять тему и основную мысль текста, тип текста;
• составлять простой план текста;
• подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
. • писать сочинения повествовательного характера;
•’ совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.
У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
• формулировать собственное мнение, позицию;
• договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности;
• адекватно оценивать правильность выполнения действий на основе соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
учебную литературу, справочники, ресурсы Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• овладевать основами смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать, делать выводы;
• подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;
• устанавливать аналогии;
• осуществлять синтез как составление целого из частей.
Личностные УУД:
• формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
• формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
• развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
• ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;
• развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• овладение основами экологической культуры;
• развитие эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с художественной культурой.