Тема 16. Роль религии в социальном воспитании




Современная духовно-религиозная ситуация характеризуется сложностью и противоречивостью. С одной стороны, в последние годы возрастает число верующих, с другой стороны,церковная, религиозная культура в значительной мере утрачена, исчезло понимание роли религии и церкви в обществе. Ведущая тенденция такова: традиционные церкви теряют своих последователей, одной стороны, с другой –активизируются религиозные течения иного типа, которые ориентированы на удовлетворение индивидуальной религиозной потребности, обеспечивают «скорый прорыв к Богу» через наставника, гуру. Это различные псевдохристианские, тоталитарные секты –«Свидетели Иеговы», «Белое братство», Виссарионовцы, Муниты и др.

Секта – это религиозная группа, которая придерживается крайних взглядов, подражает отдельной харизматической личности, во имя достижения своих целей использует неэтичные приемы убеждения или влияния.

Признаки тоталитарных сект:

-гуруизм (абсолютное подчинение руководителю);

-двойственность учения (манипуляция цитатами из Библии, имеют доктрины для внешнего (фасадные) и внутреннего пользования;

-элитарность мышления (вхождение в группу дает абсолютное знание, спасение);

-Психологическое давление, манипуляция сознанием (информационная блокада, отучивание от критического мышления, контроль времени и деятельности и т.д);

-вербовка новых членов секты(активная пропаганда своей организации, использование специальных техник).

Негативные последствия влияния секты:

-физические (ущерб здоровью);

-психические (психические расстройства, ощущения вины,страха, потеря автономии);

-социальные (потеря семьи, друзей, финансовых средств).

Религиозная ситуация в нашем обществе регулируется ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997г). Данный закон подтверждает право каждого на свободу совести и вероисповедания, признает особую рол православия в истории России. Предусматривается религиозное образование в учреждениях, создаваемых религиозными организациям и в общеобразовательных школах вне рамок образовательной программы с согласия учащихся, их родителей и администрации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Законом определены формы существования религиозных организаций, порядок их создания и деятельности.

В статье 14 говорится о ликвидации религиозных организаций по решению суда в случае нарушения общественного порядка, создания вооруженных формирований, пропаганды войны, разжигания социальной, расовой, национальной розни; принуждения к разрушению семьи, посягательства на личность, права и свободы; воспрепятствования получению обязательного образования; нанесения ущерба нравственности, здоровью, использования наркотических и психотропных средств; склонения к самоубийству; принуждения к отчуждению собственности в пользу организации.

Данным законом предусматривается осуществление религиозными организациями образовательной, благотворительной, культурно-просветительской и предпринимательской деятельности. Деятельность может осуществляться в культовых зданиях, лечебно-профилактических учреждениях и больницах, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях исполнения наказания.

В нашем обществе существуют объективные возможности для осуществления церковью (РПЦ) социально-педагогической деятельности, которая может осуществляться в различных формах.

1.Братства и сестричества –это религиозные общественные благотворительные организации, объединяющие православных священников и мирян. Направления деятельности:

-в медицинских учреждениях (уход за тяжело больными; проведение катехизации студентов медучилищ; открытие молельных комнат; проведение концертов);

-в исправительных учреждениях(открытие часовен, создание библиотек, организация общинной жизни верующих заключенных; оказание материальной помощи семьям, освободившимся, помощь в трудоустройстве);

-в образовательных учреждениях(лекции, экскурсии по православным святыням; организация досуга детей).

2.Богадельни и приюты.

В православных богадельнях осуществляется социальное обслуживание пожилых и инвалидов (проживание, медицинская помощь, организация трудовой деятельности, досуга; духовное окормление).

В приютах оказывается помощь (медицинская, социальная, образовательная) детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

3.Православные центры осуществляют:

-духовно-просветительскую деятельность (воскресные школы, духовные беседы, библиотеки);

-реабилитационную деятельность(оказывают помощь людям,попавшим к экстремальную ситуацию; детям и подросткам;детям с нарушениями в развитии,наркозависимым).

4.Благотворительные фонды –оказание материальной помощи нуждающимся.

В Вологодской епархии РПЦ осуществляет активное социальное служение. Проводится работа с детьми и молодежью(воскресные школы, организация летнего отдыха детей),престарелыми, лицами, отбывающими наказание, наркозависимыми. При храме Святителя Николая во Владычной слободе работает православный центр социальной помощи.

Следовательно, существует широкая сфера деятельности где интересы государства и церкви совпадают и возможно их сотрудничество.

В процессе социализации религия и религиозные организации выполняют ряд функций:

Ценностно-ориентационная заключается в формировании определенной системы верований(в бессмертие души),ценностей.

Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют у своих последователей поведение, соответствующее религиозным нормам.

Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих.

Реализация психотерапевтической функции способствует исцелению душевных недугов, преодолению страстей, гармонизации духовного мира верующих, предполагает помощь в осознании своих проблем.

Воспитательная функция предполагает осуществление нравственного воспитания, развитие духовности человека.

Таким образом, роль религии в современном обществе и социальном воспитании велика.На макро уровне религия способствует становлению нравственности, осуществлению социального служения, на микро уровне –духовному обогащению человека, приобщению к вере.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие позитивные и негативные тенденции можно выделить в современной духовно-религиозной ситуации?

2.Охарактеризуйте роль религии в социальном воспитании.

3.Как Вы считаете, какие перспективные направления сотрудничества государства и церкви в решении социальных проблем можно выделить?

Существуют элементарные правила безопасности, соблюдение которых избавит вас от возможных тяжких последствий после общения с представителями нетрадиционных религий.

-Если миссионеры или вербовщики, обратившиеся к вам, не дают полной информации о своей церкви (группе):

а) не называют своих лидеров, не дают сведений о них;

б) избегают говорить свое точное название (представляясь вообще

"христианскими", например), уклоняются от рассказа об идейных истоках и корнях своей веры, об основных ее положениях. (Излишняя настырность миссионеров должна настораживать.)

- Если в процессе общения вы почувствовали, что на вас оказывают психическое воздействие, внушение. Распознать этот момент чрезвычайно трудно, так как эти методы применяются постепенно и скрыто. Любые признаки утраты вами самоконтроля должны стать поводом немедленного прекращения контакта с религиозной общиной, в которую вы попали. Умейте вовремя остановиться!

-Если вы замечаете, что данное религиозное объединение начинает претендовать на контроль над вашей жизнью в быту, школе, обществе. Особенно опасны попытки, связанные с необходимостью вносить свою долю имущества" в фонд данного религиозного объединения. Если вы поддались такому уговору, то знайте, что завтра вы и ваши родители вообще могут лишиться всего.

-Если вы видите, что в религиозном объединении, куда вы попали, существует культ руководителя (руководителей), признаваемых безгрешными, которым следует слепо и безоговорочно подчиняться. Знайте, что отсутствие элементарной самокритичности, самоиронии, чрезмерно возвеличенное отношение к своей персоне - первейший признак злого умысла либо непроходимой глупости или психической болезни.

-Если идеолога общины утверждают, что они способны решить все проблемы человечества и ваши личные проблемы, что в недалеком будущем данное религиозное объединение станет единственным и господствующим в мире, что все, кто не согласится присоединиться к нему, будут повержены, прокляты и т.п.

-Если нарушаются ваши права на свободное получение информации из различных источников. Подвергается осуждению и проклятию чтение газет (всех или некоторых), книг, посещение театров, концертов и т.п. Такие ограничения существуют во многих религиях, но они, ни в коем случае не должны выходить за рамки разумного, быть насильственными, искусственными, навязанными, идущими не от ваших внутренних убеждений и пристрастий.

-Если пребывание в данной общине ставит для вас непреодолимые препятствия для контактов с внешним миром.

-Если вы теряете возможность нормально получить образование, трудиться, заниматься творчеством.

-Если ради пребывания в сообществе верующих вам приходиться жертвовать своими общественными связями, друзьями.

-Если вас настраивают против семьи, пытаются противопоставить им, ограничивают ваши связи с семьей и родными. Такие действия в любом случае антигуманны и безнравственны.

-Если на вас оказывается физическое воздействие или возникает угроза его применения.

-Если ваше человеческое достоинство унижают, совершают или пытаются совершить над вами сексуальное насилие под религиозными предлогами, призывают вас к нанесению себе телесных повреждений, к совершению ритуального самоубийства и т.п.

В брошюре Американского семейного фонда приводятся 4 признака вербовщика:

1.Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

2.Это человек, слишком заинтересован в том, что вам, как он выяснил, нравится делать.

З.Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.д.

4.Тот, у кого есть ответы на все вопросы. Вы должны знать, что закон защищает вас от любых форм насилия со стороны религиозных организаций, охраняет вашу свободу покинуть их.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: