Торговые условия контракта купли-продажи




 

Преамбула или вводная часть контракта (иногда называется "определение сторон") предшествует основному тексту и содержит:

 

· наименование и номер контракта;

· место и дату заключения контракта;

· определение (юридическое) сторон, совершающих сделку.

Именно в преамбуле любого договора определяется положение сторон в данном договоре. Например: компания "Nipponpump", далее именуемая "Продавец", или компания "Topmaru", далее именуемая "Перевозчик", и т.д.

Предметом контракта (Subject of the Contract) купли-продажи является прежде всего сам товар, имеющий определенное наименование, которое должно соответствовать международным товарным номенклатурам, цифровым кодам товаров, тарифам международных судоходных линий.

Если товар требует более подробной характеристики или ассортимент товара широк по наименованиям и количеству, то все это указывается в Приложении к договору (спецификации), которое является неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка в тексте контракта. Особенно это касается опасных грузов, в спецификации которых должно быть указано, к какому классу принятой международной классификации опасных грузов они относятся. Поэтому важно, чтобы в контракте максимально полно и точно были приведены транспортные характеристики товара. Нарушение этого условия может привести к значительным убыткам, например, из-за недогруза судна по причине невозможности размещения на судне всей партии товара (груза) или несоответствия грузовых помещений и оборудования судна условиям обеспечения сохранности груза во время перевозки и т.д. Именно грузоотправитель, а им может быть как продавец, так и покупатель, несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику в связи с неправильным или неточным указанием наименования груза или нарушением выполнения обязанности по предоставлению информации о свойствах груза и условиях его перевозки.

Количество товара. В контракте купли-продажи устанавливаются:

· единица измерения количества товара;

· система мер и весов;

· порядок (способ) определения количества.

Количество товара указывается в характерных для него единицах измерения: веса, объема, длины или в штуках. Например, при продаже зерна, каучука, сахара, угля, руды, цветных металлов обычно для определения количества употребляются меры веса. В торговле лесоматериалами используются меры длины и меры объема; в торговле нефтепродуктами применяются как меры веса, так и объема. (баррель). При продаже хлопка, шерсти, кофе основной единицей измерения количества является вес, но размер поставок может выражаться количеством кип определенного веса. Если продается готовая промышленная продукция, например, машины, оборудование, тракторы — количество устанавливается обычно в штуках. В торговле некоторыми другими товарами (ртуть, спички, кофе) единицей измерения может служить количество товара, находящегося в определенной упаковке — бутыле, коробке, мешке, ящике, европоддоне.

В контракте также приводится система мер и весов, потому что в разных странах используются различные системы. Так, страны Западной Европы, Центральной и Латинской Америки, большинство государств Африки и Юго-Восточной Азии придерживаются метрической системы, но иногда применяют и свои национальные системы мер. США и Канада используют американскую систему и (с некоторыми изменениями) метрическую систему мер. Причем, одни и те же по наименованию единицы измерения (например, бутыль, кипа, мешок, бочка) в разных странах могут содержать совершенно различные количества. Например, кипа шерсти (мытой) в Австралии составляет 100 кг, в Новой Зеландии — 145 кг, а в Уругвае — 480 кг. Кипа хлопка в Бразилии составляет 180 кг, а в Египте — 336,9 кг. Мешок кофе в Бразилии, Венесуэле, Мексике, Колумбии — 60 кг, в Эквадоре, Ямайке, Пуэрто-Рико — 90 кг, в Японии — 77 кг, в Доминиканской Республике — 75 кг, в Гватемале, Коста- Рике, Никарагуа — 70 кг. Поэтому при обозначении количества товара в единицах, имеющих неодинаковое количественное значение в разных странах, обычно указывается эквивалент этого количества в метрической системе мер.

При купле-продаже массовых грузов, поставляемых насыпью, навалом или наливом, количество груза часто указывается с оговоркой "около" (понимается, что допустимо отклонение 1-3%) либо "больше или меньше на...%" (обычно 5%). Такие оговорки целесообразны в торговле сравнительно дешевыми товарами при их доставке морем целыми судовыми партиями. Торговая практика учитывает, что подобрать суда, грузоподъемность которых точно соответствовала бы какому-либо конкретному количеству товара, проблематично.

Некоторые массовые товары подвергаются естественной убыли в период транспортировки, причиной которой является усушка, утруска, утечка и т.д. Стороны в таком случае делают в контракте оговорку, указывая так называемую франшизу (Franchise) — размер отклонения, который обычно выражается в процентах с указанием стороны, которая принимает на себя естественную убыль. Если в контракте такой оговорки нет, а проверка количества товара производится по "выгруженной массе", то предполагается, что естественную убыль за период поставки принимает на себя продавец. Для товаров, подверженных естественной убыли, ее размеры определились практикой международной торговли.

В контрактах купли-продажи оговаривается также, включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают:

· вес брутто (Gross Weight) — масса товара вместе с внутренней упаковкой (неотделимой от товара до его употребления) и внешней — тарой;

· вес нетто (Net Weight) — масса товара без тары и упаковки;

· вес брутто за нетто (Gross for Net) — когда масса тары составляет не более 1-2 % от массы товара и цена тары незначительна (бумажные мешки, полиэтиленовые пале- ты), то есть в этом варианте масса товара определяется по весу брутто.

Покупатель чаще всего должен оплатить товар до того, как сможет проверить его количество. Это количество покупатель определяет по документам, которые перевозчик передает продавцу при получении от него товара, то есть по морской накладной, коносаменту и т.д. При этом имеется ввиду, что перевозчик отвечает за сохранность товара в количестве, принятом от продавца. В случае недостачи в массе или количестве штук претензии предъявляются покупателем перевозчику. К продавцу могут быть предъявлены претензии только по внутритарной недостаче, то есть, если фиксируется недовложение в закрытые ящики, мешки и другую тару, а также если будет доказано, что перевозчик не виновен в недостаче или имеет место смешанная ответственность продавца и перевозчика.

Качество товара. Характеризует совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования. Качество товара непосредственно определяет цену товара. Отклонение качества от предусмотренного в контракте может служить основанием претензии получателя, а иногда и поводом к его отказу принять товар.

В контракте купли-продажи стороны согласовывают: показатели качества товара; порядок его проверки; порядок предоставления документов, удостоверяющих качество товара; условия сдачи-приемки товара по его качеству и др.

Выбор способа определения качества зависит от транспортной характеристики товара, практики, сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий.

Основные способы определения качества товара

По стандарту. Этот способ предполагает, что качество поставляемого товара точно соответствует определенному стандарту. Стандарты разрабатываются правительственными организациями (национальные стандарты), различными ассоциациями, крупными промышленными, страховыми компаниями. Применение стандартов облегчает установление в контрактах качества товаров с общими родовыми признаками и унифицированных. В контракте достаточно сделать ссылку на номер и дату стандарта и указать организацию его разработавшую. По стандартам определяется качество подавляющего большинства товаров, обращающихся в международной торговле, в частности машин и оборудования, черных металлов, зерновых, каучука, хлопка и других.

По техническим условиям. Если на данный товар отсутствуют стандарты, а также из-за особых условий производства и эксплуатации товара, для установления специальных требований к его качеству применяются технические условия. Технические условия содержат подробную техническую характеристику товара, описание материалов, из которых он должен быть изготовлен, правила и методы его проверки и испытаний. По техническим условиям обычно определяют качество товаров, исполняемых на основе индивидуальных заказов, уникальной аппаратуры, сложного промышленного оборудования, судов. Технические условия приводятся или в самом тексте контракта, или в Приложении к нему.

По спецификации. Спецификация обычно является приложением к контракту и содержит необходимые технические параметры, характеризующие товар. Спецификации составляются в основном экспортерами, так как характеризуют индивидуальный товар, но могут составляться и импортерами, различными ассо­циациями и другими организациями как национальными, так и международными. В контракте в этом случае указывается организация, составившая спецификацию, и приводятся основные показатели этой спецификации.

По образцу. Способ определения качества товара по образцу распространен, в основном, в торговле сырьевыми и продовольственными товарами массового производства, например, в торговле зерновыми, хлопком. При этом способе отбираются три одинаковых образца. Один — остается у продавца, другой — передается покупателю, а третий образец передается торговой палате или брокеру, в зависимости от того, как предусмотрено контрактом. При арбитражном решении споров решающим является третий образец.

По описанию. Этот способ используется для определения качества товаров с индивидуальными признаками, например, ковров, произведений искусства, фруктов. В контракте подробно описываются все характеристики и свойства товара.

По предварительному осмотру. В контракте этот способ обозначается словами "осмотрено-одобрено" и по нему обычно продаются товары на аукционах и со складов. Покупателю предоставляется право осмотреть всю партию товара в установленный срок. Продавец должен гарантировать качество товара таким, каким его осмотрел и одобрил покупатель, и продавец фактически не отвечает за качество поставленного товара, если только в нем не было скрытых недостатков, которые покупатель при осмотре товара установить не мог и о которых ему не было сообщено до совершения сделки.

По содержанию отдельных веществ в товаре. Этот способ определения качества предполагает установление в контракте купли-продажи в процентах минимально допустимого содержания полезных веществ и максимально допустимого содержания нежелательных элементов или примесей. Например, в контрактах на металлы и руды — показателем качества является содержание основного вещества (например, предмет контракта — медная руда с содержанием меди не менее 95%), в торговле сахаром — содержание сахарозы, масличными и жмыхами — содержание масла.

Способ " тель-кель". Этот способ применяется, в частности, при продаже урожая зерновых, цитрусовых "на корню" (еще не снятого), когда продавец не несет ответственности за качество поставляемого товара, и означает поставку товара "каким он есть". Покупатель обязан принять товар независимо от его качества, если он соответствует наименованию (виду, сорту), указанному в контракте, и лишен права подавать рекламацию. Этот способ применяется также при морской перевозке грузов, когда продавец не несет ответственности за ухудшение качества товара в пути.

Перевозчик должен знать качественные характеристики предъявляемого к перевозке товара, чтобы предоставить судно, соответствующее грузу, с целью обеспечить его сохранность и другие необходимые условия его доставки по назначению. В морской практике даже существует такое выражение — "груз создает судно".

Цена товара. Важнейшая характеристика товара и существенное условие контракта. Во многом цена товара зависит от базисных условий поставки.

Контрактная цена (Contract Price) — это количество денежных единиц, которое покупатель должен заплатить продавцу в той или другой валюте за весь товар (или единицу товара), доставленный в указанный в контракте географический пункт. Может быть выражена в валюте страны-экспортера, страны- импортера или третьей страны. Традиционно цена на каучук, цветные металлы, уголь указывается в фунтах стерлингов, на нефтепродукты, пушнину — в американских долларах.

В зависимости от базисных условий поставки товара в контракте фиксируется, какие расходы продавца по его доставке входят в транспортную составляющую цены товара. Эти расходы весьма разнообразны и составляют иногда 40-50% общей цены товара.

Расходы по доставке товара могут включать:

· расходы по подготовке товара к отгрузке (упаковка, маркировка, проверка качества, количества);

· оплату хранения, погрузки, перевозки, выгрузки товара;

· оплату страхования груза в пути;

· оплату таможенных пошлин, налогов и сборов;

· расходы по получению экспортных, импортных и транзитных лицензий и разрешений.

На размер транспортной составляющей цены товара влияет установленный в контракте способ ее фиксации.

По способу фиксации различают следующие виды цен:

· твердая цена (Fixed Price) — устанавливается на момент подписания контракта и в течение срока его действия не подлежит изменению. Твердая цена применяется в основном при так называемых "немедленных поставках (от 1 до 14 дней). В этом случае в контрактах делается оговорка "цена твердая, изменению не подлежит";

· цена с последующей фиксацией (Price to Be Fixed) — устанавливается в ходе исполнения контракта (например, перед поставкой каждой партии товара или при долгосроч­ных контрактах — перед началом каждого календарного года);

· скользящая цена (Sliding Scale) — предусматривает возможность ее пересмотра с учетом изменений в издержках (расходах) производства и транспорта, происшедших в период исполнения контракта. Устанавливается в сделках на изделия с длительным сроком изготовления (крупное промышленное и энергетическое оборудование, суда).

Условия платежа определяют в контракте следующие данные:

· валюта платежа;

· способ и формы платежа;

· порядок и сроки финансовых расчетов и гарантий выпол­нения платежных обязательств.

Валюта платежа не всегда совпадает с валютой цены. В этом случае в контракте стороны оговаривают курс какого валютного рынка будет использован (страны экспортера, импортера или третьей страны). К числу валют, наиболее часто используемых в расчетах по внешней торговле, относятся доллар США (60% международных расчетов), евро (25%), фунт стерлингов (7,5%) и японская иена.

Фирмы-экспортеры товаров и другие юридические и физические лица, экспортирующие услуги, в конечном счете нуждаются в национальной валюте, в тоже время фирмам-импортерам, интенсивно участвующим в международной торговле, для осуществления платежей за границу необходима иностранная валюта. Для обеспечения обмена национальных валют на иностранные и наоборот существует валютный рынок, на котором валюты, подобно товарам, имеют свою цену.

Способ платежа показывает, когда производится оплата товара по отношению к моменту его фактической поставки. Существует три способа платежа: платеж наличными, авансовый платеж, платеж в кредит. Все платежи производятся через банки в зависимости от избранной сторонами в контракте фор­мы расчетов — аккредитива, инкассо, банковского перевода, векселя, чека.

Срок и дата поставки. Важным элементом каждого контракта купли-продажи является срок поставки товара, который непосредственно связан с транспортными условиями контракта. Время поставки товара определяет срок подачи судна под погрузку при морской перевозке.

 

Под сроком поставки товара понимается момент, когда продавец обязан передать товар покупателю или по его поручению лицу, действующему от его имени.

Количество товара, указанное в контракте, может быть поставлено единовременно или по частям (партиями). Отсюда, срок поставки товара в контракте может быть установлен в виде:

· календарного дня поставки;

· периода, в течение которого должна быть произведена поставка (например, в течение месяца, квартала, года или как промежуток между определенными датами).

В короткие сроки продавец может поставить товар, если он имеется в наличии в порту, на заводе или на складе. Товар может быть продан, будучи уже погруженным на судно. Преобладающая часть сделок заключается на условиях последующей поставки товара, то есть с разрывом во времени между датой заключения контракта и сроком поставки.

При торговле массовыми товарами обычно указываются определенные периоды поставки и согласованное количество товара, что важно для заблаговременного обеспечения нужного тоннажа при морских перевозках. Например, продавец обязуется поставить 500 тыс. т определенного товара в течение квартала, равномерно по месяцам. В соответствии с этим одной из сторон в зависимости от условий поставки фрахтуется и морской тоннаж.

Наиболее часто встречается термин "немедленная поставка обозначающий обычно поставку в течение не более 14 дней после заключения контракта. Подобное определение сроков поставки применяется при заключении контрактов на товарных биржах, международных аукционах, при продаже товаров со склада, то есть имеющихся в наличии.

В определенных случаях контракты могут заключаться с указанием сроков поставки: "по открытии навигации" \ "по снятии урожая"', "в течение лета".

Предусматриваются санкции за несвоевременное выполнение сторонами своих обязательств по срокам поставки товара. В этой связи важно отметить, что большое значение в организации транспортировки товара имеет порядок установления даты, когда поставляемый товар согласно договоренности будет погружен на судно или пересечет пограничную железнодорожную станцию.

Датой поставки называется дата передачи товара в распоряжение покупателя. В зависимости от способа поставки, датой поставки может считаться:

· дата документа, выдаваемого транспортной компанией, принявшей товар для перевозки (например, дата коносамента; дата штемпеля пограничной станции на железнодорожной накладной; дата авианакладной и т.д.);

· дата складского свидетельства в случае, если покупатель несвоевременно предоставил судно и продавец воспользовался своим правом передать товар на хранение на склад за счет и риск покупателя.

В этой связи коносамент должен быть датирован не позже определенной даты, которая должна строго соответствовать условиям контракта купли-продажи. Опоздание поставки товара к установленному сроку может послужить поводом для аннулирования сделки со стороны покупателя. Капитану необходимо строго следить за выполнением этого условия, то есть выдавать коносаменты в соответствии с датой фактической приемки товара к перевозке. В случае, если фрахтователем является покупатель, продавец может удостоверить выполнение срока поставки письменным извещением покупателя о готовности товара в порту для отгрузки на судно.

Упаковка и маркировка. При морской перевозке важное значение придается упаковке товара, обеспечивающей в какой-то мере его сохранность в пути следования и при хранении. Кроме того, она должна создавать рациональные единицы для складирования, транспортировки, погрузки и разгрузки товара. Вид упаковки определяется, в первую очередь, свойствами товара, который в нее помещен, внешними воздействиями, которым может быть подвергнут товар, и временем, в течение которого товар должен быть доставлен в место назначения. Очевидно, что последние факторы зависят от маршрута перевозки и применяющихся транспортных и погрузочно-разгрузочных средств.

Обычно в контракте различают внешнюю упаковку — тару (ящики, картонные коробки, бочки, мешки и др.) и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара. Качество как внешней, так и внутренней упаковки чаще всего устанавливается перечислением в контракте требований, которым она должна удовлетворять. При наличии установленных стандартов или технических условий на упаковку ее качество может определятся ссылкой на соответствующие стандарты и технические условия.

В западноевропейских странах приняты единые нормы по упаковке товаров. Международная организация по стандартизации (International Standardization Organization, ISO) разработала Инструкции, которыми руководствуются продавцы при экспортной упаковке товаров.

Соответствующие положения имеются и в Конвенции ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров (статьи 35.1 и 35.2). В них сказано, что товар, включая его упаковку, должен быть пригоден для любой конкретной цели, о которой покупатель прямо или косвенно был поставлен в известность продавцом во время заключения контракта, за исключением тех случаев, когда из обстоятельств следует, что покупатель не полагался или что для него было неразумным полагать­ся на компетентность и суждения продавца.

При заключении торгового контракта упаковка товара относится к обязанностям продавца. Способы ее оплаты устанавливаются сторонами в контракте и могут предусматривать: включение цены упаковки в цену товара; определение цены упаковки в процентах от цены товара; определение цены упаковки отдельно от цены товара.

Маркировка, наносимая на упаковку, определяется обычно покупателем и, в зависимости от назначения, может содержать следующие- данные:

· товарная — наименование товара, название производителя и его адрес, марку, номер заказа, сорт;

· отправительская — пункт отправления и назначения, наименование отправителя и получателя, номер места, число мест в партии, массу места брутто и нетто;

· специальная — предупредительные надписи и знаки, предписывающие способ особого обращения с товаром при его хранении, перегрузке и перевозке (например, "низ", "верх", "не хранить в сыром месте", "не бросать", знаки опасности и т.п.);

· транспортная — порядковый номер грузового места в партии и число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу.

Товарная, отправительская и специальная маркировки наносятся продавцом, транспортная — перевозчиком или его агентом. Отсутствие маркировки или ее повреждение приравнивается к ненадлежащей упаковке груза, принятого к перевозке, и может лишить страхователя права на страховое возмещение. Вместе с тем, надлежащая маркировка требуется для качественной перевозки грузов и для того, чтобы перевозчик мог установить связь между грузом и перевозочными документами (коносаментом, штурманской распиской и др.), а также отличить одну партию от другой. Требования относительно маркировки принадлежат к обязательным условиям контракта купли-продажи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: