Вторая часть лекции учителя




Содержание

 

Введение

КЛАСС

Глава 1. Человек в мире

§ 1. Человек

§ 2. Деятельность человека

§ 3. Потребности и способности

§ 4. Самопознание

§ 5. Духовная жизнь человека

§ 6. Свобода и ответственность

§ 7. Единство нашего мира

§ 8. Смысл нашей жизни

Глава 2. Общество, в котором мы живем

§ 9. Как возникло общество

§ 10. Народ, этнос, нация

§ 11. Человеческое общество в истории

§ 12. Группы, группы, группы...

§ 13. Человек в обществе

§ 14. Наши роли в обществе

§ 15. Нелегко жить дружно

§ 16. Народы — одна семья

§ 17. Социальные конфликты

§ 18. Общество граждан

§ 19. Чем живет общество

Глава 3. Экономика

§ 20. Что такое экономика

§ 21 Человек — важнейшее звено экономики

§ 22. Собственность

§ 23. Всюду деньги...

§ 24. Рыночная экономика

§ 25. Спрос и предложение. Цена товара

§ 26. Что такое предпринимательство (предпринимательская деятельность)

§ 27. Какие бывают предприятия

§ 28. Бюджет и налоги

§ 29. Потребитель имеет право

§ 30. Труд, работа, занятость

КЛАСС

Глава 4. Политика

§ 31. Политика

§ 32. Государство

§ 33. Формы правления

§ 34. Национально-государственное устройство

§ 35. Политические режимы

§ 36. Выборы

§ 37. Партии и движения

Глава 5. Право

§ 38. Право и закон

§ 39. Отрасли права

§ 40. Основы конституционного строя России

§ 41. Правовое государство

§ 42. Законодательная власть

§ 43. Исполнительная власть

§ 44. Судебная власть

§ 45. Местное самоуправление

§ 46. Права человека

§ 47. Права ребенка

§ 48. Защита прав человека

§ 49. Семья и право

§ 50. Труд и право

§ 51. Административный проступок

§ 52. Преступление и наказание

§ 53. Правоохранительные органы

Глава 6. Духовная жизнь общества

§ 54. Религия

§ 55. Философия

§ 56. Нравственность в обществе

§ 57. Художественная культура

§ 58. Наука в обществе

§ 59. Образование и самообразование

§ 60. Пути, которые мы выбираем

 

 

Введение

Цель курса «Обществознание» — помочь выпускникам основной школы пополнить свои знания о человеке, обществе и правилах жизни в нем.

В методическом пособии по курсу предусмотрены разнообразные формы учебных занятий. Учителя найдут в нем описание различных способов организации учебного процесса в рамках активных и интерактивных методов обучения. Вы можете полностью воспользоваться предложенной моделью проведения урока, а можете взять лишь некоторые элементы в зависимости от уровня подготовки класса.

Авторы обращают внимание на то, что нередко на подготовку того или иного задания отводится минимальное количество времени. Как показывает опыт, временной цейтнот заставляет учащихся работать в режиме интеллектуального напряжения. Если времени избыток, учащиеся (группы, пары), которые уже готовы к ответу, расхолаживаются и класс «расползается», поэтому целесообразно на подобную работу дать минимальное количество времени. Однако при необходимости можно добавить 1—2 мин.

Авторы сочли полезным дать в методических разработках ответы на те вопросы и задания учебника, которые имеют более или менее однозначные решения. Многие ответы носят рекомендательный характер, т. е. допускают различные толкования. Там, где речь идет о политических суждениях, какие-либо оценки недопустимы.

 

КЛАСС

Глава 1. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ

§ 1. Человек

Цель урока: дать представление о сложности и многогранности явления «человек».

Поскольку с понятием «человек» как в учебном процессе, так и в быту школьники сталкивались не раз, то первую часть урока целесообразно посвятить активизации имеющихся у них знаний и представлений и сделать их опорой при объяснении нового материала.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, а также показать сложность определения понятия «человек», учитель может воспользоваться историческим анекдотом (см. с. 4 учебника).

Затем приводятся имеющиеся в учебнике версии, раскрывающие сущность и своеобразие человека, при этом на доске записывается их основная идея. Человек от всех живых существ отличается: 1) наличием разума, умением мыслить; 2) строением тела; 3) реализацией себя только в обществе; 4) наличием чувств и мыслей; 5) преобразованием себя в труде.

Школьникам предлагается проанализировать каждую из имеющихся версий: а) привести примеры, подтверждающие или опровергающие ее; б) выдвинуть свою версию уникальности человека.

На эту работу следует отвести не более 5—7 мин. Школьники могут выполнять ее как индивидуально, так и парами, группами. Однако предпочтительнее групповая деятельность. После того как работа будет закончена, начинается обсуждение точек зрения. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что не стоит высказываться, если ваша позиция уже озвучена другим учеником (другой парой или группой).

Вторая часть урока — разбор каждой из названных особенностей человека.

Выслушав мнения всех групп (в процессе обсуждения позиции школьников по возможности не комментируются и не оцениваются), учитель подчеркивает, что все названные особенности являются сущностными характеристиками человека и в совокупности определяют его своеобразие, выделяют из царства других живых существ. Эта идея высказывается учителем вне зависимости от того, поддержали ее школьники или нет (практика показывает, что в основном все приведенные особенности человека поддерживаются учащимися). Для активизации интеллектуальной деятельности школьников учитель создает проблемную ситуацию, обратив внимание на то, что, во-первых, особое строение имеют все животные по отношению к другим животным: крокодила нельзя спутать с кенгуру, курицу — с медведем, акулу — с собакой и т. д.; во-вторых, коллективами, обществами живут не только люди, но и муравьи, зебры, волки, обезьяны и многие другие живые существа.

Далее работа может продолжаться по двум вариантам.

Вариант 1. Предложить школьникам попытаться ответить на вопрос: почему с древнейших времен, говоря об уникальности человека, ученые называют именно эти характеристики человека? Как и в первом случае, деятельность школьников может быть индивидуальной, парной и групповой. Выслушав предположения учащихся, учитель читает им небольшую лекцию, которая явится ответом на поставленный вопрос.

Вариант 2. Этот же вопрос записывается на доске, учитель отвечает на него, а учащиеся в процессе слушания (индивидуально, в парах, в группах) делают краткие записи, раскрывающие особенности человеческого общества и строения человеческого тела.

Дополнительный материал

Особенность строения человеческого тела состоит в том, что человек единственный из всех живых существ является прямоходящим. Эта на первый взгляд незначительная деталь обусловила многие другие факторы, сделавшие человека уникальным явлением живого мира. Во-первых, прямохождение, вертикальное положение тела позволило освободить передние конечности, которые Homo habilis использовал для труда. Во-вторых, прямохождение повлияло на зрение человека, которое в отличие от зрения животных является бинокулярным, объемным, цветным, что, в свою очередь, позволяет ориентироваться в пространстве, координировать действия глаза и руки. Изменились посадка головы, строение гортани, голосовых связок, языка. Изменился и мозг, который имеет два полушария и значительно больший объем, даже по сравнению с ближайшими «родственниками» — человекообразными обезьянами.

Но и это еще не все. Дело в том, что у человека нет клыков, когтей, к тому же у первых гоминидов была неустойчивая, медленная походка. Все это обусловило то, что человеку необходимо было воспользоваться искусственными приспособлениями для того, чтобы выжить в борьбе с окружающей его природой. Такими первыми приспособлениями стали рубила, топоры, сделанные из камня.

Здесь же желательно определить разницу между трудом животного и человека. С этой целью можно воспользоваться примером из книги «В тени человека» (М., 1974) исследовательницы Джейн ван Гудолл, наблюдавшей жизнь шимпанзе в естественных условиях в одном из национальных парков Танзании. Так, рассказывая об особенностях шимпанзе, исследовательница отмечала, что они умеют изготовлять орудия труда. Например, с помощью зубов изменяют диаметр прутика с тем, чтобы с его помощью проникнуть в термитник за вкусными муравьями, или могут использовать в качестве рычага толстые ветки. Нажав на длинный конец ветки, обезьяна расширяет отверстие в дупле диких пчел, что позволяет достать любимое лакомство — мед. Можно предложить школьникам определить различия между трудом обезьян и трудом Homo habilis, но учитель может это сделать и сам: а) человек видит не только сиюминутную цель, но и перспективу, предполагает использовать ее в дальнейшем; б) человек делал орудия труда из очень прочного материала — камня; в) человек делал орудия труда не с помощью когтей и зубов, а с помощью других приспособлений; г) человек запоминал приемы, с помощью которых были сделаны орудия труда, и заносил их в копилку своего опыта, используя впоследствии.

Учитель может обратить внимание школьников на то, что еще в конце античного периода философы Древней Греции и Древнего Рима высказывали вполне обоснованные предположения о жизни древних людей. Так, например, Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 гг. до н. э.) в поэме «О природе вещей» писал:

  Древним оружьем людей были руки, когти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья, Пламя, затем и огонь, как только узнали люди. Силы железа потом и меди были открыты...

Переходя к разговору о своеобразии человеческого коллектива, учитель также может предложить школьникам дать ответ на вопрос, почему человек вынужден жить в коллективе.

После того как все предположения будут выслушаны, учитель дополнит их сведениями о том, что качества, делающие человека человеком, не передаются по наследству, они приобретаются только в человеческом коллективе. Иными словами, речь, производственные навыки, развитое мышление и т. д. — все это приобретается только в социальной среде. Наряду с такими функциями, как охрана жизни, добыча пищи, взаимопомощь и т. д., человеческий коллектив выполняет функцию передачи накопленного трудового, социального, духовного опыта, т. е. того, что принято называть культурой, тем самым превращая человекоподобное существо в ЧЕЛОВЕКА. Для подтверждения этой мысли целесообразно привести примеры, показывающие, что происходит с человеком, вырванным из человеческого сообщества.

Последняя, заключительная часть урока, посвященная проблеме «индивидуальность, индивид и личность», при нехватке времени может быть дана в качестве домашнего задания, для самостоятельного разбора. Если же на уроке осталось время, то перейти к этой части урока можно с помощью афоризма, принадлежащего Августину (с. 5 учебника). К нему следует поставить вопрос: согласны ли учащиеся с высказыванием Августина? Необходимо направить обсуждение так, чтобы школьники подошли к выводу: все люди разные, не похожи друг на друга, каждый человек обладает индивидуальностью — чертами, свойственными только ему. Индивидуальность человека обусловлена его физиологической природой.

Закончить урок можно, дав определение понятия «личность», а затем предложить школьникам написать эссе, например, на такую тему: «Стоит ли стремиться стать личностью?» Или: «Всегда ли личность со знаком «+»?»

§ 2. Деятельность человека

Цель урока: а) познакомить школьников с понятиями «поведение», «общение», «деятельность»; б) способствовать пониманию роли поведения, общения, деятельности в жизни человека.

Деятельность учащихся на уроке может быть как индивидуальной, так и парной и групповой.

В первой части урока целесообразно организовать самостоятельную работу. В процессе этой работы школьники ознакомятся с понятиями «поведение», «общение», «деятельность». Для того чтобы работа была в наибольшей степени продуктивной, начать ее можно с задания, которое одновременно будет и проверкой усвоения предыдущего учебного материала. Это задание может быть таким: «На прошлом уроке мы с вами сопоставляли труд человека и труд животного. Как вы полагаете, можно ли в применении к человеку и к животному заменить слово «труд» на слово «деятельность»? Обоснуйте свою точку зрения».

Безусловно, такое задание предполагает не конкретное знание, а догадку. Однако его вполне можно использовать, поскольку: а) различения деятельности и труда в определенном смысле условны (так договорились люди науки, взяв за основу определенные признаки); б) оно достаточно занимательно, создает «азартный фон» и желание узнать, кто прав в своих догадках. В свете вышеназванных причин на это задание стоит уделить не более 3 мин.

После того как предположения школьников будут выслушаны, учитель предлагает им самостоятельно прочитать три подпараграфа: «Поведение», «Общение», «Деятельность», делая карандашом на полях следующие пометки: «V» — это я знал; «+» — это новое знание (узнал из текста); «?» — это я не понял1. По окончании чтения предложите учащимся заполнить таблицу (если работа велась по группам, то после индивидуального прочтения текста необходимо выделить время на обсуждение в группе).

Внимание! В таблицу вносятся только записи, соответствующие двум знакам («+», «?»); с этими записями будет вестись дальнейшая работа на уроке. На заполнение таблицы следует уделять не более 7 мин.

Новое задание Требует пояснения
   

После заполнения таблицы предложите учащимся поделиться своими соображениями с классом (напомните, что каждый последующий выступающий говорит только то, о чем другие не говорили). Слушая школьников, учитель записывает на доске вопросы, требующие пояснения, которые он даст после того, как задание будет озвучено.

Вторая часть урока посвящена работе по прояснению того нового, что узнали школьники. Целью этого вида деятельности является уяснение смысла изучаемых понятий.

Прежде чем начать работу по углублению понимания смысла, необходимо уточнить формулировки понятий «общение», «деятельность», «поведение». Предложите школьникам, используя текст учебника, дать определение означенных понятий, выделив самое существенное. Хорошо, если учитель запишет на доске варианты определений, а затем вместе с классом выберет самые точные (при необходимости отредактирует их), которые будут использованы в последующей работе.

Поведение — приспособление человека к уже сложившимся условиям, определяемое нормами, правилами, обычаями, этикетом, созданными людьми.

Деятельность — форма человеческой активности, направленная на изменение окружающего мира. Отличительными чертами деятельности являются достижение поставленной цели и понимание смысла своего труда.

Общение — отношения людей между собой, связь людей друг с другом, в процессе которой люди обмениваются информацией и достигают понимания.

Теперь можно предложить школьникам выделить в этих определениях (подчеркнуть, выписать) ключевые слова, различающие поведение, деятельность и общение. После обсуждения учитель выписывает на доске эти ключевые слова: а) поведение — приспособление, обусловленное нормами; б) деятельность — активность, направленная на достижение цели; в) общение — связь для обмена информацией и достижения понимания.

Следующим шагом к осмыслению этих понятий может стать задание: определить, как связаны между собой деятельность, общение и поведение. С этой целью классу предлагается ответить на вопрос: может ли деятельность быть без общения и поведения? Напомните школьникам, что для обоснования своего мнения необходимо привести примеры. Выполняя эту работу, можно воспользоваться материалом учебника (подпараграф «Деятельность»). На подготовку ответа нужно отвести не более 7 мин.

Выслушав мнения учащихся по означенному вопросу, учитель может задать уточняющие вопросы, углубляющие понимание не только изучаемых явлений, но и понятие «культура»: а) общается ли с другими людьми поэт, писатель, философ во время написания произведения? В чем заключается это общение? (Да, общается, поскольку использует опыт, накопленный человечеством: стиль речи, определенные слова и понятия, знания; кроме того, художник, ученый, любой творец стремится быть понятым другими людьми); б) если поведение — это приспособление, обусловленное нормами, то какими нормами оно может быть обусловлено, например, при написании картины?

Заключая урок, необходимо сделать вывод. Для его формулирования следует задать еще один вопрос: почему же деятельность всегда связана с поведением и общением? Отведите на подготовку вывода не более 3—5 мин, а затем, выслушав, обсудив, отредактировав различные формулировки, запишите вывод на доске (школьники записывают в тетрадях).

Любая человеческая деятельность состоит из поведения и общения, так как включает целеполагание, а поэтому всегда осмысленна. Для достижения цели человек использует итоги деятельности других людей, стремится быть понятым, признанным, оцененным людьми, поэтому деятельность всегда включает общение. Любая деятельность предполагает поведение, так как человек выбирает возможные оптимальные пути, соответствующие уровню культуры данного общества и самого человека, для достижения цели. Следовательно, он сознательно выбирает линию поведения.

Если останется время, можно предложить данный вывод изобразить схематично. Если времени не останется, предложите школьникам выполнить это задание дома.

§ 3. Потребности и способности

Цель урока: а) познакомить школьников с понятиями «мотивы», «потребности», «способности»; б) способствовать пониманию связи человеческой деятельности с мотивами, потребностями.

Как и на предыдущем уроке, школьники могут работать индивидуально, парами, группами.

Начать урок можно с предложения школьникам поделиться своими размышлениями по поводу высказывания С. Л. Рубинштейна: «Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке, как поведение в условиях выбора». После того как ответы будут озвучены, задайте вопрос: как связано высказывание С. Л. Рубинштейна с понятиями «деятельность», «общение», «поведение»? Подводя итог, попросите школьников изобразить на доске схему, отражающую связь понятий (если схема не была составлена на предыдущем уроке, учитель может составить ее сам, привлекая к участию в работе школьников). После того как схема составлена и разобрана, школьникам предлагается, используя записи, сделанные дома, составить подобную схему, вписав конкретные цели, предмет общения, поведения во время заваривания чая, написания домашнего сочинения, выращивания цветов.

Закончив разбор домашнего задания, можно перейти ко второй части урока. Следует задать вопрос: что могло заставить людей выращивать цветы, писать сочинение, заваривать чай? Запишите ответы школьников на доске; затем предложите им назвать причины, заставляющие людей действовать в других ситуациях (иногда приходится стимулировать начальный этап деятельности школьников, предлагая ситуации, в которых они должны определить причину последующих действий). Записывая ответы на доске, постарайтесь сделать так (в том числе и с помощью наводящих вопросов), чтобы были названы причины социального, биологического и духовного характера. Закончив запись причин, побуждающих к действию, учитель говорит о том, что ученые, изучая деятельность, пришли к выводу, что человек проявляет активность и начинает действовать только в том случае, если у него возникла какая-либо потребность. Потребность — это переживаемая человеком нужда в чем-то, что ему необходимо для жизни. Дав определение потребности, учитель обращает внимание школьников на схему, начерченную на доске, предлагая установить, что из зафиксированного в ней в данном случае может выступить синонимом понятия «потребность», т. е. какие формулировки на схеме можно заменить словом «потребность».

Выслушав предположения учащихся, учитель делает вывод: таким образом, потребность становится целью деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того, что потребность становится целью деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, т. е. то, что побуждает к действию. Далее учитель должен пояснить, что мотив, или побуждение к действию, определяется не только потребностями, но и эмоциями, инстинктами, идеалами. Для разбора понятий «мотив», «потребность» и «поведение» учитель может предложить следующий пример: потребность в еде, голод могут привести к тому, чтобы: а) встать со стула, пойти на кухню, открыть холодильник и съесть бутерброд; б) пойти на кухню, взять продукты и испечь пирог; в) постараться переключить внимание на что-то другое, например начать читать книгу; г) стащить пирожок в булочной и т. д.

Теперь можно спросить школьников: 1) что побудило человека к действию в каждом конкретном случае; 2) чем мотив отличается от поведения? На обдумывание отведите 3—5 мин. При разборе выполненного задания следует обратить внимание учащихся на важность в определении мотивов действий, нравственных качеств человека: совесть, стыд, долг, чуткость и т. д.

Выслушав ответы, учитель может начертить на доске следующую схему: потребность → мотив → поведение. И еще раз закрепить: если потребность — это возникшая в чем-то нужда, то мотив — это то, что побуждает к действию, а поведение — это само действие, т. е. то, как это действие будет воплощено в реальной ситуации.

Желательно обратить внимание школьников на доску, где записаны названные причины, побудившие людей к действию (потребности), и предложить, выбрав любые из них, предположить мотивы поведения (2—3), а также прокомментировать придуманные ситуации.

Переходя к третьей части урока, учитель подчеркивает, что попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества, науки, техники, образования и т. д. умножает потребности. Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить в них основное (базу). И когда ученые определили, что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на 3 большие группы: биологические, социальные и духовные потребности. Далее можно предложить школьникам сделать в тетради таблицу, в которую они самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив их по столбцам соответственно тому, к какой группе, по их мнению, они относятся. Предложите им выполнить эту работу сначала карандашом. Если работа ведется в группах, то они могут сделать одну таблицу на большом листе.

Потребности человека

Биологические Социальные Духовные
Потребности в еде, воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности, в получении информации. Эти потребности являются врожденными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека Потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми. К ним относятся: потребность быть с людьми, занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью и уважением окружающих Потребность в познании окружающего мира и самого человека. Она является жизненно необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений, законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы невозможна, жизнь остановилась бы

При обсуждении выполненного задания учитель дополняет знания школьников и вместе с классом дописывает в каждый столбец виды потребностей. Затем в тетради можно записать определения базовых потребностей. Желательно, чтобы эту работу школьники сделали самостоятельно, выписав определения из учебника, поскольку в этом случае им придется не только обратиться к тексту, но и выделить самое существенное в определении, а также несколько переформулировать текст параграфа.

§ 4. Самопознание

Цель урока: а) дать представление о сложности внутреннего мира человека; б) раскрыть суть самопознания и его роли в жизни человека; в) способствовать пониманию связи между понятиями «самопознание», «душа», «дух», «талант», «самосознание», «личность».

Как и на предыдущем уроке, школьники могут работать индивидуально, парами, группами.

Урок желательно начать с представления мнений по поводу высказывания И. Гeте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». После того как учащиеся познакомятся с мнениями друг друга, приведут свои аргументы, подтверждающие их точку зрения, учитель, подытоживая рассуждения, говорит о том, что поведение всегда раскрывает не только пристрастия человека, но и его нравственные качества, умение вести себя. Для разбора этого утверждения можно привести такую ситуацию: два друга, придя в магазин, увидели очень нужную обоим вещь, но она была последней и нового поступления этого товара магазин в ближайшее время не ожидал. Каковы возможные варианты поведения друзей в данной ситуации? Охарактеризуйте их поведение в каждом из вариантов: какие качества они продемонстрируют (каждому последующему выступающему предложите предъявить классу только такой вариант, который еще не звучал). Заслушайте не более 2—3 вариантов.

Переходя к знакомству с понятием «самопознание», можно предложить школьникам представить себя на месте одного из друзей и ответить самому себе на вопрос: как бы я поступил в данной ситуации?

Внимание! Ни в коем случае не просите учеников поделиться своими мыслями по этому поводу, тактично остановите тех, кто решит это сделать.

Затем предложите школьникам поразмышлять (не более 1 мин) над проблемой: на что они опирались в самом себе, когда пытались представить свое поведение в аналогичной ситуации (чувства, опыт, логику)? Выслушав ответы школьников, учитель подчеркивает, что, отвечая на поставленный вопрос, они занимались деятельностью, называемой «самопознание», поскольку в это время анализировали свой внутренний мир, свое «Я». Желательно на доске и в тетради записать первую часть определения: самопознание — это анализ своего внутреннего мира. (В окончательном варианте оно должно быть сформулировано в конце урока, после того как будет рассмотрена проблема связи самопознания, души и духовности.) После того как часть определения самопознания предстанет перед глазами учащихся, учитель обращается к классу с просьбой вспомнить, как осуществляется познавательная деятельность, из каких этапов она состоит. Восстанавливая знания учащихся о процессе познания, следует предложить им сделать в тетради следующую запись:

Познание окружающего мира   1. Предметы окружающего мира воздействуют на органы чувств, вызывая различные ощущения. 2. Затем мышление сравнивает, анализирует исследуемые предметы, отыскивает общие свойства и различия, относит исследуемый объект к какому-нибудь классу, группе предметов. 3. Правильность своих умозаключений человек проверяет на практике, опытным путем.

По окончании этой деятельности необходимо продолжить осмысление как процесса познания, так и его разновидности — самопознания. Дается такое задание: подумайте, чем, по-вашему, отличается процесс самопознания от процесса познания окружающего мира; все ли элементы познавательной деятельности присутствуют в процессе самопознания.

Результаты индивидуальных, парных и групповых обсуждений означенной проблемы школьники озвучивают в виде предположений с обоснованием своих выводов.

Как показывает опыт, рассуждая о самопознании, учащиеся исключают пункт 1, полагая, что, поскольку самопознание совершается внутри, внешнее воздействие никакой роли не играет (иногда мнения разделяются). Поэтому для продолжения анализа процесса самопознания можно задать вопрос: что явилось причиной самоанализа на уроке? Или же зачитать отрывок из художественного произведения, например из повести Л. Н. Толстого «Детство, отрочество, юность», после чего задать вопрос: что послужило причиной самопознания маленького Николеньки?

Когда игра в разбойники прекратилась, мы пошли наверх, начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и, когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. Сережа был удивительно мил; он... перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами. <...> После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьезным лицом подошел к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.

— Да что же в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову! <...>

— Непременно, непременно на голову! — закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли к лексиконам.

— Пустите меня, я сам! Курточку разорвете! — кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния еще более воодушевляли нас; мы помирали со смеху; зеленая курточка трещала на всех швах.

Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили ее на лексиконы; я и Сережа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему панталоны до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища.

Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело.

— Вот теперь молодец,— сказал Сережа, хлопнув его рукою.

Иленька молчал и, стараясь вырваться, кидал ногами в разные стороны. Одним из таких отчаянных движений он ударил каблуком по глазу Сережу так больно, что Сережа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз, из которого потекли невольные слезы, и из всех сил толкнул Иленьку. Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слез мог только выговорить:

— За что вы меня тираните?

Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищеные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принужденно улыбаться.

Первый опомнился Сережа.

— Вот баба, нюня,— сказал он, слегка трогая его ногою,— с ним шутить нельзя... Ну, полно, вставайте.

— Я вам сказал, что ты негодный мальчишка,— злобно выговорил Иленька и, отвернувшись прочь, громко зарыдал.

— А-а! Каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа, схватив в руки лексикон и взмахнув над головою несчастного, который и не думал защищаться, а только закрывал руками голову.

— Вот тебе! вот тебе!.. Бросим его, коли он шуток не понимает... Пойдемте вниз,— сказал Сережа, неестественно засмеявшись.

Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал так, что, казалось, еще немного, и он умрет от конвульсий, которые дергали все его тело.

— Э, Сергей! — сказал я ему,— зачем ты это сделал?

— Вот хорошо!.. Я не заплакал, надеюсь, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости.

«Да, это правда,— подумал я.— Иленька больше ничего как плакса, а вот Сережа — так это молодец... что это за молодец!..»

Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины все согласились ненавидеть и гнать его.

Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?

Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.

Если учитель использовал означенный текст для разбора понятия «самопознание», то, выслушав ответы учащихся, желательно задать вопрос: что явилось причиной их самоанализа на уроке?

Для подтверждения мысли о том, что самопознание, как и познание, всегда начинается с какого-то внешнего толчка, учитель может привести дополнительные примеры, а может назвать некоторые причины, способные подтолкнуть человека к самопознанию: соперничество, обида, неожиданное поражение (например, проигрыш в соревнованиях или неожиданно низкая отметка по любимому предмету).

Теперь можно подвести итог и сделать запись в тетради.

Самопознание: 1. Начинается с внешнего толчка, который пробуждает различные чувства и вызывает потребность осмысления того, что есть «Я». 2. Затем мышление человека сравнивает, анализирует свои чувства, свои нравственные качества, свой интеллект, отыскивает общие свойства и различия, дает им оценку.

Далее можно снова обратиться к отрывку из произведения Л. Н. Толстого и спросить, что именно, какое чувство явилось толчком к самоанализу героя произведения. Этот вопрос явится «мостиком» к разговору о связи самопознания, души и духа. Как показывает опыт, ответ не вызывает затруднений и школьники говорят о чувстве стыда и совести. Здесь желательно обратить внимание школьников на заключительные слова этого отрывка: «Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний». Затем можно сказать о том, что совестливый человек всегда переживает свой плохой поступок и каждый раз его охватывает стыд, снова и снова болит душа от невозможности исправить содеянное. Чтобы продолжить разговор по существу, учитель предлагает определения понятий «душа» и «дух», которые записываются на доске и в тетради:

душа — совокупность наших внутренних чувств, ощущений, переживаний, эмоций и мыслей. Мышление и чувства (разум и эмоции, «голова» и «сердце») — два начала души;

дух — особый, высший ум, высшее чувство, определяющее и направляющее нашу душевную жизнь. Проявления этих высших чувств и ума человек иногда ощущает как совесть — «голос совести» или «чувство совести».

Поставьте перед учащимися следующие вопросы и отведите минут семь на их обдумывание (обсуждение в группах или парах) и формулирование ответа: а) как, по-вашему, у всех ли участников описанной Л. Н. Толстым сцены их поступок стал «темным пятном на страницах детских воспоминаний»? Почему вы так считаете? б) Что заставило Николеньку страдать из-за своего поступка — душа или дух? в) Что является движущей силой самопознания — душа или дух?

Далее учитель предлагает дописать определение понятия «самопознание», ответив на вопросы: какова его роль в становлении человека? (Самопознание необходимо для развития духовности.) Что может служить проверкой истинности самопознания?

Ответы на задания § 4 учебника

6. Из приведенного перечня больше таких возможностей дает деятельность, связанная с напряжением, трудом для тела и души. Это — ведение дневника; тренировочный марш-бросок, в котором могут проявиться обычно скрытые черты характера; игра «Стоп!» может быть полезна для наблюдений за работой тела в необычных положениях



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: