Две стороны аскетического христианского пути




Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД 1 «БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ»

ТЕМА 1.3 «Что такое «аскетика» и зачем она нужна?»

ВОПРОСЫ:

1. Смысл аскезы в жизни христианина? Формы и содержание аскетики.

Аскетика - для всех или для избранных (может ли христианин обходиться без аскетики)? Говорится ли в Писании об аскезе?

Есть ли особенности православной аскетики в современных условиях?

 

1. «Аскезис », «аскео» - искусно обрабатывать грубые материалы, упражняться. Термин применялся в сфере атлетизма; воспринят христианством в духовном смысле.

- пост (Мф.6:17–18), воздержание (Мф.19:12), нестяжание (Мф. 19:21)

- «Царство Небесное силой берется и употребляющий усилие достигает Его» (Мф.11:12)

-«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор.9:24–27) - «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34)

- «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24)

 

- Аскетизм – путь исредство (не цель!) к достижению христианского совершенства через упражнение в добродетелях, но главной силой спасения служит благодать Святого Духа. Спасаемся не мы сами, а спасает Бог (СИНЕРГИЯ).Смысл аскезы – как физической, так и духовной – в разумном и добровольном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий.

- Аскетизм имеет целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати. Это действие и размышление.

- Аскеза – это опыт отказа (самоограничения) от свойственного человеку эгоистического и индивидуалистического стремления... (Х. Яннарас), метод преодоления греха.

- Аскетические упражнения направлены на тело,душу, дух.

ТЕЛО ДУША ДУХ
Аппарат души для общения с внешним миром Жизненное начало. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент Высшая часть души, способная к Богопознанию, искра Божия, Образ Божий
Потребности: - самосохранение - продолжение рода Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли - совесть - жажда Бога - страх Божий
Восстановление утраченной цельности и иерархии, приобщение к Богустало возможнымчерез Христа. Выздоровление, исцелениеот греховной болезни -плодаскетического подвига
Тело сравнивается с ослом, на котором мы едем в Царство Небесное «Тело - седалище страстей… самых свирепых» (св. Феофан) Тело должно подчиняться душе:помогать ей хранить пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) Это не унижение плоти, а освобождение ее от рабства греха Каковы аскетические упражнения?   В грехопадении утраченацеломудренность и цельность - разъединение души на три силы: ум (мыслительная, словесная), волю (желательная) и чувства (сердце) Обычный человеческий ум и благодатный разум очень часто находятся в противоречии друг с другом (1Кор. 4:10) Ум излечивается через духовное внимание и вероучение, «гигиену ума » (испытанием помыслов, «хранением ума», состраданием к ближним, постоянным памятованием о Боге, молитвой и т.п.) – «мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:16) « Наблюдайте за собой» (Лк. 17:3). Воля излечивается через смирение и соблюдениезаповедей, преодоление желаний. Чувства –через трезвение, отсечение страстей «В лице Христа Спасителя человечество начинает новую жизнь, и не душевно только, но и телесно, так как это явилось и в Нем Самом» (свт. Феофан Затворник)   «Христос соединяет все разделенное, преодолевая и разрушая все преграды, воздвигнутые грехом между Богом и человеком» (архиеп. Лука)   - участие в Таинствах - молитва - добродетели

 

Восемь главных страстей (по свт.Игнатию Брянчанинову) Добродетели, противоположные восьми страстям Труд аскезы
1. Чревообъядение 1. Воздержание Это индивидуальный путь. Здесь требуются: - постоянство (хотя бы в малом) - желание и ревность - серьезное отношение - поиск смысла и творческий подход- смирение - принуждение себя к труду
2. Любодеяние 2. Целомудрие
3. Сребролюбие 3. Нестяжание
4. Гнев 4. Кротость
5. Печаль 5. Надежда, блаженный плач
6. Уныние 6. Трезвение
7. Тщеславие 7. Смирение
8. Гордость 8. Любовь
Делание аскетики – не только ограничивать себя, уклоняться от зла, но и творить благо, сознательно и волево, исполнять евангельскую заповедь, понуждать себя к ее осуществлению. «Уклонись от зла и сотвори благо» (1Петр. 3:11) «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5)

Две стороны аскетического христианского пути

С одной стороны жизнь христианина: - крестный путь, «сораспятие Христу» - ограничение своих желаний - покаяние - претерпевание неудобств - испытывание душевной боли, многих скорбей С другой стороны аскеза приноситрадость о Господе(т.е. тогда, когда понят верный смысл аскетического делания) - «Аскетика – наука радости» (архим. Савва Мажуко) - «Аскетика – любовь к красоте» (Х. Яннарас) - Если твой ум не в Боге, то как ты почувствуешь радость Божию? Ты забываешь Христа, твой ум постоянно занят работой, суетой. Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос дает радость и духовное утешение. Где Христос – там истинная радость и райское ликование (прп.ПаисийСвятогорец) - «Чувство радости – самое основное, самое неизменное наше чувство» (прот.Валентин Свенцицкий) - «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16-18) - благодарность - Самая высокая радость – о Господе: «Радуйтесь о Господе» (Флп.4:4) - «Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:11) - «Радуйтесьивеселитесь,ибовеликавашанаграданаНебесах» (Мф. 5:12) - «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22) - «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор.6:10)
- «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28-30) - «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33) и вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин 16:20) - Какая же причина лишает нас радости жизни? Это - грех.

 

«Христианская аскетика – это, прежде всего, церковное, а не индивидуальное явление… Аскетика направлена на преображение естественных безличных желаний и потребностей, делая их проявлениями свободной личностной воли, которая созидает подлинную жизнь в любви » (Х. Яннарас). + Возрастание в любви освобождает нас от самой необходимости выбора между добром и злом. Любящий не выбирает - он поступает по любви.

ВЫВОДЫ: ______________________________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

Десятиминутка

 

Поиск смыслов (не долджно быть бессмысленности)

 

ПДД – религиозные установления – знаки. Они несут смысл. Если спросишь, почему этот знак здесь, ответят – здесь опасный участок, а здесь спуск, а там – подъем.

 

ПаисийВеличковский

Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. 18 в.

Ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.).

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авваПаисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. ПреподобныйПаисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.

Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

 

ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ

Есть один народ, живущий на морском побережье. И (удивительная вещь!) абсолютно не интересующийся морем, но занимающийся исключительно скотоводством и виноделием. Ценнейшие дары моря, которые находятся прямо перед ними, остаются в полном пренебрежении.

Современное монашество чем-то похоже на этот народ. Красивое и глубокое море безмолвия со своими дарами и ценностями, остается в полном пренебрежении. Зато мы стали опытными скотоводами, пася мирские страсти и упиваясь, как вином, духом мира сего. Говорю это, не унижая кого или осуждая. Нет, да не будет! Это от печали, что глубокое море безмолвия (в нем же, по выражению прп.Исаака Сирина, носится и плавает дельфин Божественных тайн и откровений) забыли мы, упиваясь миром.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: