Теоретико-литературного понятия




Литература

Амфилохиева, М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы: метод. пособие / М. В. Амфилохиева. - СПб.: Паритет, 2003. – 160 с.

Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: книга для учителя / Е. И. Анненкова и др.; под ред. М. Л. Семановой. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

Антипова, А. М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учеб. пособие / А. М. Антипова. - М.: Флинта: Наука, 2003. – 264 с.

Беленький, Г. И., Снежневская, М. А. Изучение теории литературы в средней школе: (IV - X кл.): пособие для учителя / Г. И. Беленький, М. А. Снежневская. - М.: Просвещение, 1983. – 256 с.

Браже, Т. Г. О литературе в школе: кн. для учителя / Т. Г. Браже. - СПб.: МИРС, 2008. – 394 с.

Зинин, С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / С. А. Зинин. – М.: Русское слово, 2006. – 240 с.

Каплан, М. Е. Русская классика в средней школе: анализ программных произведений в 9-11 кл.: учебное пособие / М. Е. Каплан. – М.: Антиква, 1999. – 222 с.

Проблемы филологического образования в средней и высшей школе: Х Голубков. чтения / Моск. пед. гос. ун-т; под общ. ред. Богдановой О. Ю. - Южно-Сахалинск, 2002. - 125 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов о преподавании словесности на историко-литературной основе в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки» и других за последние два года.

 

Фрагмент урока по изучению конкретного

теоретико-литературного понятия

Тема: Пейзаж и его функции в художественном произведении (на материале уроков в 5 и 10 классах).

Определение понятия: пейзаж (фр. раузаgе от рауз - страна, местность) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение.

Литературный материал: описание украинской ночи в повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (5 класс) и пейзаж в 3-й главе романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс).

Методы и приемы: выразительное чтение, комментарии, беседа по предложенным вопросам, сопоставление художественного текста с другими видами искусства.

Фрагмент 1. Описание украинской ночи в повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

Вопросы и задания классу:

а) подготовьте выразительное чтение отрывка из 2-й главы повести («Знаете ли вы украинскую ночь...»). Обратите внимание на эмоционально-экспрессивный строй текста, авторские знаки препинания;

б) каким настроением проникнуто описание? Выделите наиболее яркие образы, раскройте их значение (например: «необъятный небесный свод» «горит и дышит», «чудный воздух... движет океан благоуханий», сама ночь «божественна», «очаровательна»);

в) какое начало доминирует в описании - прозаическое или поэтическое? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста;

г) какова связь ночного пейзажа с основным повествованием? Как он перекликается с высоким строем души главных героев повести?

д) сравните гоголевское описание с картиной И. Н. Крамского «Русалки» и лирической сценой «Ночь на берегу пруда» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь». Что объединяет три произведения, принадлежащие к разным видам искусства? (Учащимся предлагается репродукция картины И. Н. Крамского и запись оперы Н. А. Римского-Корсакова);

е) подготовьте пересказ отрывка близко к тексту.

Фрагмент 2. Анализ пейзажа в 3-й главе романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Вопросы и задания классу:

а) подготовьте выразительное чтение отрывка из 3-й главы романа со слов: «Места, по которым они проезжали...» до «Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления...»;

б) какие значимые детали сопровождают «движущийся» пейзаж. Наблюдаемый Аркадием? В каком состоянии пребывает «деревня-кормилица» накануне реформ?

в) докажите, что перед нами так называемый «социальный пейзаж». Сравните его с пейзажем в стихотворении А. С. Пушкина «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...». Найдите у обоих авторов черты «натурального» метода;

г) как соотносится с деревенским пейзажем описание «берущей свое» весны? Найдите контрастные образы в описаниях («как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями», «все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы» и т.п.);

д) можно ли считать эту часть 3-й главы элементом экспозиции романа? Каково композиционное звучание отрывка?

Методический комментарий к представленному материалу.

Разработанные фрагменты уроков позволяют показать работу над теоретико-литературным понятием в развитии. Сказочно-романтический пейзаж в «Майской ночи», задающий общий тон повествования, и «говорящий» пейзаж в «Отцах и детях» - разные фазы постижения одного из важнейших элементов художественного текста. Выявление функций пейзажа, его связей с другими изобразительно-выразительными средствами художника способствует целостному восприятию поэтики данного произведения, обогащая теоретико-литературный инструментарий ученика-читателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: