Конкуренция и монополия.




Товар. Рынок. Деньги. Стоимость и цена. Закон спроса и предложения.

Конкуренция и монополия.

Товар. Как уже упоминалось, развитие процесса разделения труда привело к возникновению товарного производства. Каждый стал производить то, что у него лучше всего получается. Производитель создает продукт в надежде обменять его на другие необходимые ему изделия. Продукт, изготовленный специально для обмена, называется товаром

Понятие товара является центральным в рыночной экономике. Само возникновение рынка обусловлено появлением товарного производства. Ведь товар создается не для личного потребления, значит, возникает необходимость обмена его на другие товары. Как это происходит?

Рынок. Существует несколько определений рынка. Изначально этим понятием обозначалось место, где встречаются продавец и покупатель. Но в настоящее время это определение намного шире и характеризует обмен, организованный по законам товарного произ­водства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок — всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуг.

Первоначально товарный обмен имел примитивные формы и происходил в основном в виде бартера. Но интересы "продавца” и "покупателя” могут не совпадать, и тогда приходится совершать множество обменов, чтобы получить именно то, что требуется. К тому же никто не хочет проиграть при обмене. Например, владельцу овцы нужно приобрести топор. Допустим, одну овцу можно поменять на три топора, но владельцу овцы нужен всего один топор, а отдавать овцу только за один топор он не хочет. Как быть? Выход может быть только один: установить какой-либо товар мерилом всех других товаров и который будут принимать все продавцы. Так возникли деньги.

Деньги. Практически всю экономическую историю деньги были "товаром особого рода”. Особенностью денег является их универсальность, обладание общепризнанной и постоянной ценностью для всех участников рынка. Деньги выступают товаром-посредником в обмене всех других товаров.

В разные времена и в разных частях света люди использовали в качестве денег различные товары. Это были зерно, скот, драгоценные камни и металлы. Особенно долго в качестве денег использовались золото и серебро. Физические свойства благородных металлов (однородность, прочность, собственная ценность) идеально отвечали требованиям денежного обмена. К тому же деньги- металлы имеют одно важное свойство ■=. это делимость. Драгоценные металлы в любом количестве сохраняют свои полезные свойства и ценность. Появились золотые и серебряные монеты, в которых государство гаранти­ровало содержание определенного количества ценного металла.

В последние столетия вместо золотых и серебряных монет стали использоваться бумажные деньги—это своего рода "представители” золотых монет. Ценность бумажных денег гарантировалась золотом, и они свободно обменивались на золото. В нашем веке бумажные деньги разорвали свою связь с золотом.

Таким образом, деньги —особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сущность денег проявляется в их функциях.

Различают три основные функции денег: 1) средство обращения — они позволяют покупать и продавать товары; 2) мера стоимости — в деньгах мы оцениваем ценность предлагаемых на рынке товаров; 3) средство накопления — если товаропроизводитель вырученные от продажи товара деньги продолжительное время не использует на покупку других товаров, то его деньги выполняют функцию средства образования сокровищ.

Стоимость и цена товара. Все товары имеют свою цену. Покупая товар, мы признаем его определенную ценность для себя. Эта ценность в денежном выражении и есть цена товара.

Чем определяется цена товара? Существуют две взаимно противоположные концепции определения цены товара. Первая из них — теория стоимости Маркса. Согласно этой теории, каждый товар имеет "стоимость” и "цену”. По Марксу, в основе стоимости лежит только один производственный фактор — труд (любой товар есть результат труда). Следовательно, стоимость товара определяется величиной затраченного труда. Причем труд, воплощенный в товарах, становится не каким-то конкретным трудом, а трудом "вообще”. Величина представленного в каждом товаре труда определяет пропорции обмена этого товара на другие товары--* его стоимость, а следовательно, и цену как денежное выражение стоимости.

Другой подход объясняет стоимость товара затратами производителя на все факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательство). Но цена товара теряет свою связь со стоимостью и определяется субъективной оценкой покупателя. Ведь человек, покупающий на рынке товар, не интересуется затратами производителя, его интересует только полезность этого товара. Оценка покупателя становится более значимой, чем затраты производителя.

Совместив эти два подхода, мы получим теорию равновесной цены — баланса между ценой производителя и ценой покупателя. Цена производителя включает все расходы, а цена покупателя отражает полезность. Детально механизм установления равновесия между ценой производителя и ценой покупателя описывается законом спроса и предложения.

Закон спроса и предложения. В процессе рыночного ценообразования решающую роль играют спрос и предложение.

Спросом называется количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в данный период времени. Таким образом, не всякая потребность является спросом, а только та, которая обеспечена наличием денежных средств покупателя.

Так, спрос является двуединым понятием, связываю­щим количество покупаемых благ с их ценой. Эта связь проявляется в законе спроса, который гласит: чем ниже цена, тем большее количество товара будет куплено, и наоборот — чем выше цена, тем меньшее количество товаров люди готовы купить. Действительно, снижение цены на определенный товар дает возможность приобрести его людям, которые раньше не могли его покупать (из- за отсутствия необходимого количества денег).

 

Нужно различать изменение " величины спроса” и "самого спроса”. Цена товара влияет именно на величину спроса. Изменение в величине спроса выражается в движении по точкам кривой спроса. Неценовые же факторы перемещают всю кривую спроса. Это прежде всего изменения в доходах населения, качество и ассортимент товаров, вкусы, привычки покупателей, мода. Очень важным фактором является цена заменителей, т. е. товаров, способных удовлетворить ту же потребность. Спрос увеличивается и при росте численности населения.

Особо следует отметить, как на спрос влияют склонности потребителей. Например, изменение образа жизни вследствие увеличения доходов, роста культуры и технической грамотности, особенно молодежи, вызывает рост спроса на компьютеры, видеотехнику, автомобили и т. п.

Изменения в области спроса требуют адекватной реакции со стороны предложения. Что оно собой представляет?

Предложение — это та сторона рыночного процесса, которая характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, производимым и предлагаемым к продаже. Уровень цен и объем продаж изменяются однонаправленно: чем выше цены, тем больше поступает на рынок товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, будет сокращаться и его предложение.

На величину предложения, как и на величину спроса, самое большое влияние оказывает цена. По каждому из множества товаров и услуг цена дает информацию о необходимости сокращения или наращивания производства и предложения.

Здесь также следует различать величину предложения и само предложение. Как и на спрос, на предложение влияют неценовые факторы. Это, во-первых, рост конкуренции на рынках одноименных, взаимодополняемых и взаимозамещаемых товаров. Во-вторых, цены на факторы производства. При их росте увеличиваются затраты фирмы и предложение снижается. Это происходит потому, что многие менее эффективные производители в этой ситуации оказываются не в состоянии производить товары с прибылью и уходят с рынка. В-третьих, состояние технологий, от которых зависит объем производства. Чем лучше технологии, тем ниже затраты и выше предложение. В-четвертых, ожидание изменений цен на товары. Ожидание роста цен часто заставляет продавцов "придерживать” товары, поскольку они надеются позже получить за него более высокую цену. В-пятых, на предложение влияют налоги и субсидии. Рост налогов означает рост издержек, что заставляет производителя снизить предложение. И наконец, увеличение числа продавцов на рынке увели­чивает предложение независимо от цены. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена — равно­весной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца. При этом цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению (схема 4).

 

Конкуренция и монополия. Непременным условием существования рынка является конкуренция между товаропроизводителями. Нет конкуренции — нет рынка.

Конкуренция — соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Конкуренция является действенным рычагом регули­рования экономики, заставляет производителей товаров постоянно искать наиболее эффективные способы организации производства, экономичные технологии, дешевое сырье и материалы. Борьба за потребителя побуждает конкурирующие фирмы неизменно повышать качество выпускаемых товаров и оказываемых услуг.

Конкурентный рынок отличается тремя основными признаками:

1) на нем действуют много продавцов и покупателей, и никто не может диктовать цены;

2) продаваемые товары и услуги однородны и легко взаимозаменяемы;

3) в рынок легко вступить, а также легко его покинуть.

Противоположностью конкуренции является монопо­лия. При монополии существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, в расчете на получение наибольшей прибыли. Монополия — господствующее положение на рынке предприятия или группы предприятий, что позволяет им контролировать и определять цены. О ее существовании можно судить по тому, наблюдаются ли в действи­тельности нарушения рыночных механизмов, признаки монополистического поведения или нет. Внутри крупного бизнеса всегда скрыт потенциал монополизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в установлении господства на рынке.

В настоящее время натуральных монополий практи­чески нет, но существуют так называемые естественные монополии — местные телефонные компании, компании по снабжению электричеством, газом, водой. Как правило, подобные "естественные монополии” находятся в собствен­ности государства или действуют под его контролем.

Существование естественных монополий обусловлено осо­бым эффектом, связанным с масштабом производства — эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: