Слушать клиента / слушать язык. Границы герменевтического в дазайн-анализе в свете философии языка М. Хайдеггера




Научно-практический семинар по дазайн-анализу

 

Минск, 10-11 июня 2017

 

За пределами значения и речи

 

Дазайн-анализ, исторически вышедший из классического психоанализа, вслед за таковым вполне обосновано может называться «разговорной терапией». Эта обоснованность тем более возрастала, чем большей (вопреки классическим психоаналитическим догмам) становилась степень вербального участия дазайн-аналитиков в разговоре со своими анализантами. Приоритетное место разговора в дазайн-аналитической психотерапии предопределило и приоритетную методологию – истолкование значений проговоренного содержания, или герменевтику. Бесспорность этих положений не должна, однако, привести к редуцированному пониманию дазайн-аналитической терапии – и в плане того, с чем она работает, и в плане того, как она работает. В этой связи целью семинара является рассмотрение феноменов и методологических вопросов, которые открывают внеречевое и внегерменевтическое измерения в коммуникации анализанта и аналитика.

 

На обсуждение выносятся следующие темы (список не является исчерпывающим):

 

- режимы речи и невербальные аспекты терапевтической коммуникации;

- феномен молчания и его роль в психотерапии;

- слушание и слышание в терапевтической коммуникации;

- внимание и внимательность;

- тело и его «немые свидетельства» в терапевтическом взаимодействии;

- интенсивность присутствия на сеансе;

- философские теории, помогающие осмыслить внеречевое и внегерменевтическое измерения психотерапевтического дазайн-анализа.

 

Программа семинара включает доклады (с последующим обстоятельным обсуждением), представление и анализ случаев, групповую супервизию.

 

Запланированы следующие выступления

 

Ирина Глухова (Минск)

О глубине терапевтических отношений

В поиске критериев эффективности психотерапии исследователи чаще всего обращаются к анализу роли и вклада терапевта, к его принадлежности к той или иной школе, к количеству часов, затраченных им на обучение и личную терапию. Количественные оценки различаются, однако ограниченность влияния перечисленных факторов ни у кого не вызывает сомнений. При этом оказывается, что примерно 40% вклада в результат дает такой трудноизмеримый феномен как «глубина терапевтических отношений» (relational depth). Мы постоянно – хоть по большей части и безуспешно – пытаемся схватить его в терминах невербальных телесных знаков, понимания и внимания, молчания и речи. В докладе глубина терапевтических отношений будет рассмотрена с двух точек зрения: плюралистического консультирования, предложенного британским экзистенциальным терапевтом Миком Купером, и dasein-аналитического подхода Алисы Хольцхей-Кунц.

 

Ирина Казакова (Санкт-Петербург)

Тематизация опыта молчания в феноменологической и

Дазайн-аналитической перспективе

Первоначальная аналитика позволяет наметить четыре фокуса тематизации феномена молчания в психотерапии. Первый связан с хайдеггеровским пониманием молчания как экзистенциального модуса речи, что позволяет рассмотреть такие его конститутивные моменты, как: то, о чем молчания, молчание как сообщение и молчание как извещение. Второй фокус тематизации предполагает дифференциацию двух видов опыта: молчания, как принадлежного речи, и внутренней тишины, как внеречевого опыта, а также исследование условий возможности последнего. Третий фокус тематизации связан с исследованием модусов собственно молчания, как то: промалчивание – как внутреннее движение к схватыванию и пониманию невысказываемого; умалчивание и замалчивание – как попытка сокрытия уже явленного присутствующего о чем речи; отмалчивание – как попытка негации непроявленного присутствия при том, что есть о чем сказать и т. д. И, наконец, исследование онтических модусов молчания в рамках психопатологического исследования: аутистическо-шизофреническое молчание как принципиальная невозможность озвучивания, истерическом упорствующее молчание, кататоническое молчание у депрессивного больного, травматическое молчание как несостоявшемся забвение, в котором принципиальным элементом свидетельства о травматическом опыте становится «некий изъян, а именно, что выжившие свидетельствуют о чем-то таком, о чем свидетельствовать невозможно» (Агамбен, Homo Socer).

 

Алексей Лызлов (Москва)

Слушать клиента / слушать язык. Границы герменевтического в дазайн-анализе в свете философии языка М. Хайдеггера

Понимание герменевтики как практики истолкования значения проговоренного содержания отвечает шлейермахеровскому видению границ герменевтики. Между тем, Дильтей, а затем Хайдеггер существенным образом пересматривают и расширяют эти границы. Этот пересмотр границ герменевтического в философии М. Хайдеггера происходит в контексте того процесса, который Г.-Г. Гадамер обозначает как "переход от мира науки к миру жизни", и завершается в поздних хайдеггеровских работах, где термины "герменевтика" и "герменевтическое" уже не употребляются. Если мы теперь обращаемся к дазайн-аналитической практике, правомерно поставить вопрос о том, как развиваемое Хайдеггером понимание герменевтического - от более ранних его работ (понимание как экзистенциал в БиВ) и до его поздней философии языка (язык как дом бытия) - будет выглядеть в работе с клиентом, и как в этой работе будут выглядеть границы герменевтического, языка и речи.

 

Наталья Артёменко (Санкт-Петербург)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: