Тема 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТРАХОВАНИЯ
§1. Необходимость и содержание
государственного регулирования национальной страховой системы
Необходимость внешнего централизованного регулирования национальной страховой системы обусловлена как огромным социально-экономическим значением страхования, так и специфическими особенностями страхования как финансового посредничества. Страховщики несут денежные обязательства перед клиентами и могут оказаться неспособными их выполнить вследствие реализации многочисленных рисков своей деятельности, связанных как со страховой, так и с инвестиционной составляющей.
Государственное регулирование страхового рынка – это процесс воздействия государства на деятельность субъектов страхового рынка и его рыночную среду посредством системы административно-правовых и экономических инструментов с учетом изменения экономической конъюнктуры и приоритетов социально-экономического развития страны, направленный на содействие развитию надежного и устойчивого страхового рынка, способствующего повышению социальной и экономической стабильности в обществе. Иначе говоря, целью государственного регулирования выступает содействие максимальной реализации функций страхования.
Обобщенно задачи государственного финансового регулирования можно сформулировать следующим образом:
- обеспечение выполнения обязательств субъектами страхового дела (обеспечение платежеспособности страховщиков и страховых брокеров);
- создание финансовых механизмов защиты страхователей в случае банкротства страховщиков и невыполнения обязательств страховыми брокерами;
- развитие страхового рынка и повышение его конкурентоспособности (стимулирование увеличения капитализации страховщиков, роста спроса страхователей, развития отдельных сегментов или инфраструктуры страхового рынка).
Регулирующая роль государства на страховом рынке проявляется: созданием законодательной базы его функционирования; установлением в интересах общества и отдельных его членов обязательных видов страхования; формированием страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг; созданием инфраструктуры страхового рынка и эффективной системы государственного надзора за деятельностью страховщиков и т.д.
Государственное регулирование страхового рынка преимущественно имеет финансово-правовой характер, что обусловлено как спецификой страхового бизнеса, являющегося разновидностью финансового посредничества, так и универсальностью, многообразием финансовых рычагов государственного воздействия. Во многих странах государственное регулирование страхового рынка в XIX в. началось с применения именно таких инструментов финансового регулирования: установления требований к собственному капиталу, регулирования страховых тарифов и порядка размещения страхового фонда, введения особого режима налогообложения страховщиков.
В настоящее время государственное финансовое регулирование осуществляется с помощью широкого спектра различных инструментов, оказывающих влияние на основные финансовые показатели страховщиков (размер собственного капитала, страховых резервов, прибыли и т.д.), определяющих общие направления и параметры их инвестиционной деятельности, перестраховочной политики, взаимоотношений со страхователями, обеспечивающих защиту страхователей в случае неплатежеспособности страховых компаний. С помощью налогов регулируется спрос страхователей на различные виды страхования, осуществляется влияние на прилив капитала в отрасль, а с помощью бюджетных расходов стимулируется формирование дополнительного спроса и предложения по приоритетным направлениям страховой защиты, оказывается влияние на развитие инфраструктуры страхового рынка, предупреждаются случаи банкротства страховщиков и т.д.
Важное направление государственного регулирования – защита национальных операторов страхового рынка от чрезмерной конкуренции. За 25 лет политика протекционизма сильно ослабла, в настоящее время сохраняются следующие ограничения и запреты:
1) установлена предельная квота участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале всех страховщиков, зарегистрированных на территории РФ – 50% (фактическое значение доли иностранного капитала около 18%, преобладают инвестиции европейских страховщиков – Германии, Франции, Италии и т.д.);
2) страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета федеральным органам исполнительной власти (страхователям), страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций;
3) филиалы иностранных страховщиков получат право работать в России через 9 лет после вступления России в ВТО, т.е. в августе 2021 года;
4) на территории России запрещена посредническая деятельность (агентов и брокеров) от имени иностранных страховщиков (за исключением договоров перестрахования).
Что касается антимонопольного регулирования в сфере страхования, то оно в России реализуется по следующим основным направлениям:
- более тщательный контроль за деятельностью страховщиков с доминирующим положением (определяется как доля страховщика, включая аффилированные с ним структуры, в страховой премии по видам страхования на федеральном рынке – от 10%);
- возможный запрет на сделку по покупке акций страховщика (доли в капитале) другим страховщиком, если такая сделка приведет к ограничению конкуренции;
- наложение штрафов на страховщиков и страховых посредников, нарушающих права страхователей при заключении договоров в части ограничении конкуренции.
Функции органа страхового надзора. Выполнение регулирующей функции государства возлагается на орган государственного страхового надзора. До 2011 г. страховой надзор в России осуществляла Федеральная служба страхового надзора РФ. С 2011 г. по 1 сентября 2013 года страховой надзор осуществляла ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам), а с 1 сентября 2013 года ее функции перешли к Банку России, в структуре которого создан Департамент страхового рынка. Основные функции страхового надзора: 1) регистрация страховых компаний, в ходе которой выявляется профессиональная пригодность, финансовое положение страховых организаций; 2) ведение единого государственного реестра страховщиков, их объединений, а также реестра страховых брокеров; 3) лицензирование страховой деятельности; 4) обеспечение прозрачности страхового рынка; 5) контроль за соблюдением страхового законодательства и за финансовой устойчивостью страховых компаний, в т.ч. посредством института кураторства; 6) работа по жалобам страхователей и т.д.
Для осуществления своих функций надзорные органы регулярно получают бухгалтерскую, статистическую и надзорную отчетность страховщиков, вправе проводить выездные проверки, требовать дополнительную информацию и отчетность от страховщиков, при выявленных нарушениях давать предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий либо отзывать лицензии. В отношении каждого страховщика установлен куратор из состава работников ЦБ РФ, который ведет досье на страховщика и проводит мониторинг его деятельности с расчетом показателей по установленной методике в целях обеспечения стабильности на страховом рынке.