Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие





Совмещая на едином графике линии спроса (D) и предложения (S), получаем графическое изображение равновесия в координатах «цена – объем».

 
 

 

 


Совпадение их интересов приводит к формированию рыночной цены. При равновесной цене на рынке наблюдается равенство величин спроса и предложения (Qd = Qs), при равновесном объеме – равенство цен производителя и потребителя (Pd = Ps).

 
 

 


В точке равновесия Е рынок сбалансирован, ни у кого из рыночных агентов нет стимулов к изменению ситуации. Это означает, что рыночное равновесие обладает свойством устойчивости – в случае возникновения неравновесного состояния рыночные агенты мотивированы к возвращению рынка в равновесие.

 
 


Воздействие неценовых факторов спроса и/или предложения вызывает изменение соответствующих функций и сдвиг соответствующих кривых: спроса и/или предложения

 

В экономической теории существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

       
   

 

 


       
   

 


Л. Вальрас   А. Маршалл
Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене P1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.   Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 – Р2. Маршалл исходил из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный – моделью А. Маршалла.  

 

 

Рыночное равновесие считается устойчивым, если рынок, выведенный из состояния равновесия, способен вновь вернуться к нему под влиянием лишь своих эндогенных (внутренних) факторов. В этом случае говорят о саморегулирующемся механизме рынка.

       
 
   
Равновесие может быть: устойчивым и неустойчивым локальным и глобальным
 

 


Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения цены спроса от цены предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса.

       
   
 

 


Абсолютное   Относительное
имеет место в случае установления единой равновесной цены   имеет при небольших отклонениях от нее

 

 

абсолютное равновесие (а), относительное равновесие–(б).

 

 

Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом (а) устойчивость достигается лишь в интервале от Р2 до Р3. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (б), то устойчивость носит глобальный характер

 

Т

Т


Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний. Если они носят затухающий характер, равновесие устанавливается по истечении времени ТЕ (а), если равномерный или взрывной, – (б, в), то цена равновесия не формируется

 

 

Т

 
 

 

 


.

 

 

Паутинообразная модель абстрагируется от естественных колебаний урожайности и других стихийных, непредсказуемых явлений, типичных для сельскохозяйственного производства. Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения.

 

E

           
   
   
 

 


Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения S круче кривой спроса D (а). Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер. Возможен вариант (б), когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.   Если угол наклона кривой спроса D круче угла наклона кривой предложения S (в). В этом случае колебания носят взрывной характер, и равновесие не наступает.  

 

Нестандартный вид кривых спроса или предложения, а также специфические условия рынка отдельных товаров и услуг предполагают возможность отсутствия точек равновесия в положительном диапазоне значений цены или количества, а также существования более чем одной точки равновесия

 
 

 

 


Случай а) предполагает рынок товаров, производство которых технически возможно, но экономически нецелесообразно из-за очень высоких издержек. На таком рынке равновесие достигается при нулевом объеме выпуска, т. к. при любом положительном объеме производства цена предложения будет выше цены спроса. К такому рынку можно отнести, например, рынок услуг «космического туризма». Случай б) возможен на рынке труда, где кривую предложения иногда изображают в виде дуги. Это объясняется тем, что после достижения определенного уровня заработной платы предложение труда снижается. Если при этом кривая спроса имеет нормальный убывающий вид, возможно существование двух точек равновесия.

 

 

Модель рынка, описывающая взаимосвязи ее переменных за некоторый фиксированный период времени (год, неделя и т. д.), называется статистической. Введение в модель зависимости спроса, предложения цен во времени преобразует ее в динамическую модель.

 

 

Понятие излишка потребителя и излишка производителя было введено в экономическую теорию А. Маршаллом.

Излишек (рента) потребителя представляет собой разницу между максимальной ценой, которую уплатил бы потребитель за то количество товара, на которое он предъявляет спрос, и фактически уплаченной суммой.

 

 

Излишек производителяэто разница между рыночной ценой, которую получили производители за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы его продать.

 

 

Сумма излишков потребителей и производителей образует общественную выгоду, возникшую в связи с существованием рыночного равновесия.

 
 

 


 

 

 
 

 


Практически все страны с рыночной экономикой используют как прямые (например, фиксированные, твердые цены), так и косвенные (налоги и субсидии) методы регулирования цен

 
 

 


В распоряжении государства имеются методы установления верхнего («потолка») и нижнего («пола») пределов цены

 

 

«Потолок» цен представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу  

 

             
   
 
   
 
   
Результатом введения «потолка» цен является устойчивый товарный дефицит. В этих условиях правительство часто вынуждено нормировать (карточки, списки, талоны и т. п.) товары первой необходимости в интересах более справедливого их распределения.  
 
 

 

 


Примером установления нижнего уровня цен является законодательство о минимальной заработной плате, а также поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию. Результатом установления нижнего уровня цены является устойчивый избыток продукции. Поэтому правительство должно «выкупить» этот излишек либо принять меры к его ликвидации путем ограничения предложения или расширения спроса на данный продукт.

 

Государство, также устанавливает или определенные фиксированные цены на отдельные товары, или ценовые границы («коридоры»), или пороговые значения цен, выше либо ниже которых цены изменятся не могут.

 

 

Основными косвенными средствами воздействия государства на рыночный механизм являются: налоги и субсидии.

 
 


Налоги

 

 

 


Субсидии можно рассматривать как отрицательные налоги. Следовательно, субсидии уменьшают затраты производителей, а потому сдвигают линию предложения вниз на размер субсидии. В результате равновесная цена снижается, а равновесное количество возрастает. Как и при налогообложении, частью субсидии распорядится продавец [(PG+G) - P ] x G, а другая ее часть поступит в бюджет покупателя (P* - PG) x QG.

Используя лицензии и квоты, государство может регулировать количество обращающегося на рынке товара.

Например, введение квоты на импорт иностранного товара воздействует на рыночное предложение, а, следовательно, на рыночную цену.

Вследствие введения квоты изменяется линия предложения. Она становится ломаной – возрастающей до квотируемого объема, и вертикальной, независимой от цены, после его достижения.

Новое равновесие достигается в точке Е; при этом цена намного выше равновесной, что может стимулировать незаконное предложение («контрабанду»).

Литература

1. Гальперин, В. М., Игнатьев, С. М., Моргунов, В. И. Микроэкономика: В 2 т. / общ.ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экон. шк., 1998. – Т. 1. – Гл. 4.

2. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: учеб. / МГИМО (У) МИД РФ, АНХ при Правительстве РФ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2001. – Гл. 5.

3. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов по экон. спец. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – Гл. 3.

4. Пиндайк, Р., Рубинфельд, Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000. – Гл. 2.

5. Самуэльсон, П. Э., Нордхауз, В. Д. Экономика: учеб. пособие / пер. с англ. – 16-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. дом «Вильямс», 2000. – Гл. 4.

6. Тарануха, Ю. В., Земляков, Д. Н. Микроэкономика: учеб. / под общ. ред. А. В. Сидоровича / МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2002. – Гл. 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: