КОСМИЧЕСКИЙ ОРГАЗМ ПОСРЕДСТВОМ ТАНТРЫ 6 глава




Будда учил, как восстановить эту чистоту сознания, как освободиться от прошлого, потому что, пока вы не будете свободны от прошлого, вы будете оставаться в оковах, вы будет рабом. Прошлое лежит на вас тяжким грузом, из-за этого прошлого вы никогда не знаете настоящего. Прошлое известно, настоящее является малым атомарным моментом. Вы все время упускаете настоящее из-за прошлого, а это прошлое вы все время проецируете в будущее. Прошлое проецируется в будущее, и оба являются ложными, фальшивыми. Прошлого уже нет, будущему еще только предстоит быть. И того и другого нет, а то, что есть, скрыто между этими двумя, которых нет.

Будда искал, он переходил от одного учителя к другому. Он искал, он приходил ко многим учителям, ко всем известным учителям. Он расспрашивал их, он позволял им что-то делать с ним, он взаимодействовал с ними. Он подвергал себя различным лишениям и испытаниям, но он не реализовывался, и трудность была в следующем: учителя интересовались будущим, некото­рым освобожденным состоянием где-то после смерти, после того, как жизнь закончится. Они интересовались каким-то Богом, какой-то нирваной, какой-то мокшей - некоторым состоянием освобожденности - где-то в будущем, а Будду интересовали здесь и сейчас, так что у них не было точек соприкосновения. Он говорил каждому учителю: «Меня интересует здесь и сейчас, как быть тотальным, целостным и чистым здесь и сейчас». И они обычно говорили: «Применяй этот метод, делай это, и если ты будешь делать его правильно, то когда-то, в будущем, в какой-то будущей жизни, в каком-то будущем состоянии ты достиг­нешь».

Рано или поздно он оставлял каждого из учителей, а затем он попытался дойти до всего самостоятельно. Что он делал? Он делал очень простую вещь. Раз вы уже узнали это, то оно кажется очень простым и очевидным, но если вы не знаете этого, то это так трудно, так тяжело, это кажется невозможным. Он делал только одну вещь: он оставался с настоящим моментом. Он забыл про свое прошлое и про свое будущее. Он сказал: «Я буду здесь и сейчас. Я буду просто существовать». Если вы сможете существовать лишь одно мгновенье, то вы узнаете вкус - вкус вашего чистого сознания. И раз вы узнали его вкус, вы уже никогда не сможете забыть его. Тогда его вкус, его аромат остается с вами, и этот аромат становится вашей трансформа­цией.

Есть много способов того, как раскрыть себя, избавив от прошлого, как смахнуть пыль и взглянуть в зеркало вашего собственного ума. Все эти техники и являются различными способами, но каждая техника требует глубокого понимания - запомните это. Эти техники не являются механическими, пото­му что они предназначены для раскрытия сознания. Они не являются механическими. Вы можете использовать их механи­чески, и если вы используете их механически, вы можете приобрести некоторое спокойствие ума, но это не будет изна­чальной чистотой. Вы можете приобрести некоторое безмолвие, но это безмолвие будет культивированным. Это тоже принадлежит пылевой части ума, а не его изначальному слою. Не используйте эти техники механически. Необходимо глубокое понимание, а при наличии понимания они могут помочь вам раскрыть свою сущность.

 

57. Будь невозмутим желаниями

 

Первая техника свидетельствования: В настроении крайнего желания будь невозмутима.

 

В настроении крайнего желания будь невозмутима: когда желание охватывает вас, вы приходите в возбуждение. Конечно, это естественно. Желание овладевает вами, и тогда ваш ум начинает волноваться, на его поверхности появляется рябь. Желание тянет вас куда-то в будущее; прошлое толкает вас куда-то в будущее. Вы возмущены, вы неспокойны. Имеется желание, следовательно, вы не можете быть в покое.

В этой сутре говорится: В настроении крайнего желания будь невозмутима. Но как быть невозмутимым? Желание озна­чает беспокойство, возмущение; так, как быть невозмутимым - причем в моменты крайнего желания? Вы должны будете проделать некоторые эксперименты; только тогда вы поймете, что это значит. Вы в гневе, гнев охватывает вас, вы на время становитесь безумным, одержимым, вы перестаете быть здраво­мыслящим. Вспомните внезапно о том, что следует быть невозмутимым - как если бы вы разделись. Станьте внутри обнаженным, снимите с себя гнев как одежду, разденьтесь. Гнев все еще будет там, но теперь вы будете в той точке внутри себя, которая не подвержена возмущениям.

Вы будете знать, что гнев здесь, но на периферии. Он здесь подобно горячке. Периферия волнуется, периферия возмущена. Но вы можете смотреть на это со стороны. Если вы сможете смотреть на это, вы будете невозмутимы. Станьте свидетелем этого, и вы будете невозмутимы. Эта невозмущенная точка и есть ваш изначальный ум. Изначальный ум не может быть возмущенным, он никогда не бывает в волнении, - но вы никогда не смотрите на него. Когда вас охватывает гнев, вы начинаете отождествлять себя с гневом. Вы забываете, что гнев есть нечто, отличное от вас. Вы становитесь с ним единым целым, вы начинаете действовать посредством его, вы начинаете что-то делать посредством его.

Нужно сделать две вещи. Когда вы в гневе, ваша ярость направлена на кого-то другого, на объект вашего гнева. Тогда вы переместились на другого. Гнев как раз посередине между вами и другим. Вот я здесь, тогда там гнев, а там вы - объект моего гнева. От гнева я могу двигаться в двух направлениях. Я могу двигаться к вам, тогда вы становитесь центром моего сознания, объектом моего гнева. Тогда мой ум становится сфокусирован­ным на вас, на том, кто обидел меня. Это один путь, по которому вы можете перемещаться от гнева. Есть и другой путь: вы можете перемещаться к самому себе. Вы не перемещаетесь к тому человеку, который, как вы считаете, вызвал ваш гнев. Вы перемещаетесь к человеку, который испытывает гнев; вы пере­мещаетесь к субъекту, а не к объекту.

Обычно мы всегда перемещаемся к объекту. Если вы перемещаетесь к объекту, то пылевая часть вашего ума возму­щается, и вы будете чувствовать, что вы возмущены, обеспоко­ены. Если вы движетесь внутрь, в центр своего собственного существа, то вы сможете стать свидетелем этой пылевой части; вы сможете увидеть, что возмущена пылевая часть ума, но вы не возмущены. Вы можете поэкспериментировать подобным образом на любом желании, на любом возмущении вашего ума.

В ваш ум приходит сексуальное желание; все ваше тело охвачено им. Вы можете двигаться к объекту, привлекающему вас сексуально, к объекту вашего желания. Объект может присутствовать перед вами, а может и отсутствовать. Вы можете двигаться к объекту и в воображении. Но тогда вы будете становиться все более и более возмущенным. Чем больше вы будете удаляться от своего центра, тем более возмущенным вы будете становиться. Возмущение, в действительности, всегда пропорционально этой дистанции. Чем на большем расстоянии вы находитесь от центра, тем в большей степени вы возмущены; чем ближе вы к центру, тем меньше вы возмущены. Если вы точно в центре, то нет никакого возмущения.

В циклоне имеется центр, который является невозмущен­ным - в циклоне гнева, в циклоне секса, в циклоне любого желания. Точно в центре нет никакого циклона, а циклон не может существовать без безмолвного центра. Гнев также не может существовать без чего-то внутри вас, что лежит за пределами гнева.

Запомните следующее: ничто не может существовать без своей противоположности. Противоположное является необхо­димым. Без него нет никакой возможности для существования чего-либо. Если бы внутри вас не было центра, остающегося неподвижным, то невозможно было бы никакое движение. Если бы внутри вас не было центра, остающегося невозмущенным, то для вас невозможно было бы никакое возмущение. Проанализи­руйте это, понаблюдайте это. Если бы в вас не было центра абсолютного покоя, то как бы вы могли почувствовать, что вы возмущены? Вам требуется сравнение. Для сравнения вам нужны две точки.

Предположим, что человек болен: он чувствует, что он болен только потому, что где-то внутри него существует точка, центр абсолютного здоровья. Вот почему он может сравнивать. Вы говорите, что у вас болит голова. Откуда вы знаете об этой боли, об этой головной боли? Если бы вы сами были головной болью, то вы бы не знали о ней. Вы должны быть чем-то другим - наблюдателем, свидетелем, тем, кто может сказать: «У меня болит голова».

Эта боль может быть почувствована только чем-то, что само болью не является. Если вы больны, если у вас жар, то вы можете почувствовать это, потому что сами вы жаром не являетесь. Жар не может почувствовать, что у него жар; требуется кто-то, кто находится вне него. Требуется полярно противоположная точка. Когда вы в гневе и если вы чувствуете, что вы в гневе, то это означает, что внутри вас существует точка, которая еще не возмущена и которая может быть свидетелем. Вы можете не смотреть на эту точку, но это другое дело. Вы можете не видеть самого себя в этой точке, но это другое дело. Но она всегда здесь в своей первоначальной чистоте; она здесь.

В этой сутре говорится: В настроении крайнего желания будь невозмутима. Что вы можете для этого сделать? Эта техника не предназначена для подавления. Эта техника не утверждает, что когда вы в гневе, подавите его и оставайтесь невозмущенными - нет! Если вы будете подавлять, вы породите еще большее возмущение. Если имеется гнев и усилия по его подавлению, то возмущение будет удваиваться. Когда имеется гнев, закройте ваши двери, медитируйте на гнев, позвольте гневу быть. Вы остаетесь невозмущенными и не подавляете его.

Подавить чувство легко и выразить его легко. Мы делаем и то и другое. Мы выражаем чувство, если ситуация позволяет и если это удобно и не опасно для вас. Если вы можете причинить вред другим, а другие не могут навредить вам, то вы будете выражать свой гнев. Если это опасно, если другой может вам навредить больше, если ваш босс или кто-то другой, на кого вы сердитесь, является более сильным, то вы будете подавлять гнев.

Выражение и подавления являются легкими, трудным является свидетельствование. Свидетельствование — это ни то и ни другое; это не подавление, это не выражение. Это не выраже­ние, потому что вы не изливаете свой гнев на объект гнева. Это также и не подавление. Вы позволяете ему быть выраженным - выраженным в вакууме. Вы медитируете над ним.

Встаньте перед зеркалом и выразите свой гнев - и будьте свидетелем этого. Вы один, поэтому вы можете медитировать над этим. Делайте все, что вы хотите, но только в вакууме. Если вы хотите кого-нибудь побить, бейте пустое небо. Если вы хотите сердиться, сердитесь; если вы хотите пронзительно кричать, кричите. Но проделывайте это в одиночку и воспринимайте себя как точку, которая смотрит на все это, на весь этот спектакль. Тогда это превращается в психологическую драму, вы можете смеяться над ней, и все это может превратиться для вас в глубокое очищение, в катарсис. Потом вы будете чувствовать себя облегченным, но вы не только облегчитесь от этого, посредством этого вы что-то приобретете. Вы станете более зрелым; для вас будет иметь место некоторый рост. И теперь вы будете знать, что даже в том случае, когда вы гневаетесь, внутри вас имеется центр, который остается невозмущенным. Теперь пытайтесь раскрыть этот центр все больше и больше; если вами овладевает желание, его легко раскрыть.

Вот почему тантра не против желаний. Она учит тому, что нужно не избегать желаний, но всегда помнить о центре, который остается невозмущенным. Поэтому тантра утверждает, что использовать можно даже секс. Двигайтесь в секс, но оставайтесь невозмущенными. Будьте свидетелем. Все время будьте наблюдающим. Все, что бы ни случилось, случается на периферии; вы просто посторонний наблюдатель, зритель.

Эта техника может быть очень полезной; она может ока­заться очень выгодной для вас. Но исполнять ее очень трудно, поскольку, когда вы становитесь возмущенными, вы про все забываете. Вы можете забыть о том, что вы должны медитиро­вать. Тогда попробуйте следующее: не ждите того момента, когда к вам придет гнев. Не ждите момента! Просто закройтесь в комнате и думайте о последнем случае переживания гнева, когда вы становились безумным. Вспомните этот случай, снова проиграйте его. Это будет не трудно. Снова проиграйте его, воссоздайте его, оживите его. Вспомните о том, что кто-то обидел вас, вспомните, что было сказано, и как вы реагировали на это. Отреагируйте снова, ответьте ему.

Вы, возможно, и не знаете, что ум является устройством для записи на магнитофонную ленту. А сегодня ученые говорят, теперь это научный факт, что если к вашим запоминающим центрам прикоснуться электродами, то начнется воспроизведе­ние записи. Вы, например, были когда-то сердиты: инцидент записан в той же самой последовательности, в которой все происходило, так, как будто в вашем мозгу имеется устройство записи. Если к нему прикоснуться электродами, то оно начнет воспроизведение. Вы снова испытаете те же самые чувства. Ваши глаза снова начнут наливаться кровью, ваше тело опять начнет бросать в дрожь и в жар, все будет воспроизводиться снова. Если убрать электроды, все прекратится. Если вы снова вложите в это энергию, то все снова начнется с самого начала. Сейчас говорят, что ум является записывающим устройст­вом, и вы все можете воспроизвести. Но не просто вспоминайте, оживляйте. Начните снова переживать соответствующие чувства, и ум получит о них представление. Этот случай вернется к вам; вы оживите его. При его оживлении оставайтесь невозму­щенными. Начните с прошлого. Это легко, потому что теперь это игра, реальная ситуация далеко отсюда, не здесь. И если вы сможете проделывать это, тогда вы будете в состоянии проделы­вать это и в ситуации, когда гнев действительно здесь, в реальной ситуации. И это можно делать с каждым желанием, это должно быть сделано с каждым желанием.

Это повторное проигрывание чего-то из прошлого сделает многое. Каждый имеет в своем уме шрамы, незалеченные раны. Если вы снова воссоздадите соответствующую ситуацию, вы снимете с себя бремя. Если вы сможете отправиться в свое прошлое и сделать что-то, что оказалось незавершенным, то вы снимете с себя бремя вашего прошлого. Ваш ум станет более свежим; пыль будет стерта. Вспомните в своем прошлом нечто, что, по вашему мнению, осталось приостановленным. Вы хотели убить кого-то, вы хотели любить кого-то, вы хотели этого или того, и все это осталось незавершенным.

Эти незавершенные дела нависли в уме, как облака. Они оказывают влияние на все, что вы делаете, и на все, чем вы являетесь. Эти облака должны быть рассеяны. Возвращайтесь назад во времени, верните желания, которые остались невыпол­ненными, оживите еще свежие раны. Они будут залечены. Вы станете более цельным; благодаря этому вы приобретете умение оставаться невозмущенным в возмущенной ситуации.

В настроении крайнего желания будь невозмутима. Гурджиев очень часто использовал эту технику. Он создавал опре­деленные ситуации, но для создания таких ситуаций нужна школа. Вы не можете делать это в одиночку. Гурджиев имел небольшую школу в Фонтенбло; он был мастером придумывания различных задач. Он знал, как придумывать ситуации. Вы входите в комнату, там уже сидит ваша группа. Вы входите в комнату, где сидит группа, и вдруг там делается что-то такое, что вызывает ваш гнев. И это делается так естественно, что вы никогда не подумаете, что эта ситуация создана специально для вас. Но это специальный прием. Кто-то оскорбляет вас, сказав что-нибудь, и вы начинаете возмущаться. Тогда все начинают помогать этому возмущению, и вы просто свирепеете. И когда вы находитесь уже у той черты, когда вы можете взорваться, Гурджиев кричит: «Вспомните! Вспомните о не возмущении!»

Ситуация может быть создана, но только в школе, где много людей работает над собой. И когда Гурджиев кричит: «Вспомни­те! Вспомните о не возмущении!», то вы теперь знаете, что это искусственно созданная ситуация. Возмущение не может исчез­нуть внезапно, немедленно, потому что оно имеет уже физичес­кие корни. Ваши железы уже выбросили в кровь порцию яда; вашему телу уже нанесен ущерб.

Гнев не может исчезнуть так внезапно. Даже теперь, когда вы знаете, что вы обмануты, что никто не окорблял вас и не имел в виду ничего плохого, трудно будет что-нибудь сделать. Гнев здесь, ваше тело наполнено им, - но внезапно ваша температура снижается. Гнев остается только в теле, только на периферии. В центре вы внезапно охлаждаетесь, и вы знаете, что внутри вас существует точка, в которой нет никакого возмуще­ния. Вы начинаете смеяться. Ваши глаза красны от гнева; ваше лицо искажено до звериного, но вы начинаете смеяться. Теперь вы знаете два места - точку, в которой вы не возмущены, и возмущенную периферию.

Вы можете помочь себе. Ваша семья может стать школой; вы можете помочь друг другу. Школой могут стать друзья, они могут помочь друг другу. Вы можете решить со своей семьей. Вся семья может решить, что сейчас должна быть создана ситуация для отца или для матери, и тогда вся семья работает для создания такой ситуации. Когда отец или мать полностью выйдут из себя, тогда все начинают смеяться и говорят: «Оста­вайся полностью невозмущенным». Вы можете помочь друг другу; переживания являются просто чудесными. Раз вы узнали, что внутри вас имеется охлаждающий центр, действующий в горячих ситуациях, то вы не сможете забыть его, и тогда в любой горячей ситуации вы вспомните о нем, вызовете его, восстановите его.

На Западе в настоящее время используется одна техника, техника психотерапии; она называется психологической драмой. Она помогает, и она также основана на технике, подобной этой. В психологической драме вы просто играете роль, вы просто играете в игру. Сначала это игра, но рано или поздно она захватывает вас. А когда вы увлечены игрой, ваш ум начинает функционировать, потому что ваш ум и ваше тело функциони­руют автоматически. Они функционируют автоматически!

Таким образом, если вы наблюдаете актера, который играет в психологической драме и который в ситуации гнева действи­тельно начинает сердиться, то вы можете подумать, что он просто играет, но это не так. Он действительно может стать сердитым; теперь он может совсем и не играть. Теперь он захвачен желанием, возмущением, чувством, настроением, и если он действительно захвачен этим, то только тогда его игра выглядит реальной.

Ваше тело не может знать, играете вы или делаете все по-настоящему. Вы, вероятно, наблюдали иногда в своей жизни, что вы просто играли, что вы сердитесь, и не заметили, как гнев стал реальным, или вы просто играли и не испытывали никаких сексуальных чувств. Вы играли со своей женой или подругой, или вы играли с мужем, а затем вдруг это стало реальным. Тело воспринимает это, тело может быть обмануто. Тело не может знать, реально это или нереально, особенно в сексе. Если вы только воображаете, то тело думает, что это реально.

Сексуальный центр тела в наибольшей степени связан с воображением, так что одним только воображением вы можете вызвать половой оргазм. Вы можете обмануть тело. Во сне вы можете иметь семяизвержение; даже во сне тело может быть обмануто. Вы не делаете любовь ни с кем; вы занимаетесь любовью только во сне, в фантазиях, в воображении. Но тело может освобождаться от сексуальной энергии, вы можете даже почувствовать глубокий оргазм. Что происходит? Как обманы­вается тело? Тело не может знать, что является реальным, а что - нереальным. Раз вы начинаете делать что-то, то тело думает, что это что-то реальное, и начинает вести себя соответствующим образом.

Психологическая драма - это техника, основанная на подобных методах. У вас нет гнева, вы просто играете гнев, - а затем вы втягиваетесь в него. Но психологическая драма прекрасна, потому что вы знаете, что вы просто играете, а затем на периферии гнев становится реальным, но как раз позади него скрыты вы и наблюдаете за ним. Теперь вы знаете, что вы возмущены, хотя гнев и присутствует и возмущение тоже присутствует. Возмущение здесь и все же возмущения нет.

Это ощущение двух сил, действующих одновременно, дает вам трансценденцию, выход за пределы, а затем при реальном гневе вы сможете почувствовать это. Раз вы узнали, как это почувствовать, то вы сможете почувствовать это и в реальной ситуации. Используйте эту технику; она изменит всю вашу жизнь. Раз вы знаете, как оставаться невозмутимым, то мир не будет страданием для вас. Тогда ничто не сможет создать беспорядок в вас; ничто, в действительности, не сможет повре­дить вам. Теперь для вас не существует страданий, а раз вы знаете это, то вы можете вести себя совсем по-другому.

Гурджиев обычно использовал эту технику. Он умел изме­нить выражение своего лица в любой момент. Он мог смеяться, он мог улыбаться, он мог выглядеть счастливым в присутствии вас, но вдруг он внезапно становился сердитым без всякой причины. Говорят, что он стал таким специалистом в этом искусстве, что если два человека сидели рядом с ним, каждый со своей стороны, то он мог сердиться одной половиной своего лица и улыбаться другой половиной. Тогда один человек мог потом говорить: «Какой прекрасный человек Гурджиев», а другой говорил: «Какой же это плохой человек!» Для человека, сидящего с одной стороны, он выглядел улыбающимся, а с другой стороны он выглядел сердитым.

Раз вы можете отделить свой центр от периферии, то вы сможете делать это. Раз центр полностью отсоединен, если вы можете оставаться невозмущенным в гневе, в любом желании, то вы сможете играть с этими желаниями, с гневом, с возмуще­ниями.

Эта техника предназначена для того, чтобы создать внутри вас ощущение двух крайних случаев. Они здесь, две полярные противоположности здесь. Раз вы осознали эти полярности, то вы в первый раз стали хозяином самого себя. В противном случае хозяевами являются другие; вы же являетесь просто рабом.

Ваша жена знает, ваш сын знает, ваш отец знает, ваши друзья знают, что вас можно тянуть и толкать в разные стороны. Вас можно возмущать, вас можно сделать счастливым или несчаст­ным. Если кто-то другой может сделать вас счастливым или несчастным, то вы не хозяин, вы просто раб. Власть находится у другого. Одним только движением руки он может сделать вас несчастным; всего лишь маленькой улыбкой он может сделать вас счастливым.

Так что вы просто зависите от милости кого-то другого; этот другой может сделать с вами что угодно. И если возникает соответствующая ситуация, то все ваши реакции являются просто заранее известными реакциями, а не сознательными действиями. Вы просто реагируете известным образом. Если кто-то обижает вас, и вы становитесь сердитыми, то ваш гнев не является действием, это реакция. Если кто-то высоко оценивает вас, и вы начинаете улыбаться и чувствовать себя хорошо, прекрасно, то это реакция, а не действие.

Будда проходил по деревне, собрались несколько человек. Они были против него и оскорбляли его. Будда слушал, а затем сказал: «Я должен добраться вовремя до другой деревни, так могу ли я идти теперь? Если вы сказали все, что хотели сказать, если вы закончили, то я могу идти. Если же у вас имеется еще что-то, что вы хотели сказать мне, то, возвращаясь назад, я буду ждать вас здесь же. Вы можете прийти и сказать мне».

Эти люди были просто удивлены. Они не могли ничего понять. Они оскорбляли его, обзывали нехорошими словами, поносили его, поэтому они сказали: «Но мы и не говорим тебе ничего, мы поносим и оскорбляем тебя».

Будда сказал: «Вы можете делать это, но если вы ждете какой-то реакции от меня, то вы пришли поздно. Если бы десять лет назад вы пришли ко мне с такими словами, я бы реагировал. Но теперь я знаю, как действовать, теперь я хозяин самого себя; вы не можете заставить меня сделать что-либо. Так что вы должны будете вернуться. Вы не можете возмутить меня; ничто не может возмутить меня, потому что я знаю свой собственный центр».

Это знание центра или это обоснование в центре делает вас хозяином. В противном случае вы раб, причем раб многих - не только одного хозяина, но многих. Все являются вашими хозяевами, вы являетесь рабом всей вселенной. Естественно, что вы всегда будете в беде. При наличии такого большого количес­тва хозяев, тянущих и толкающих вас в различных направлени­ях и измерениях, вы никогда не собраны, вы никогда не целостны, вы растянуты по многим направлениям, вы в страда­нии. Только хозяин самого себя может переступить через страдания, выйти за их пределы.

 

58. Смотри в мир как на спектакль

Вторая техника свидетельствования: Эта так называемая вселенная кажется обманом, выставкой картин. Чтобы быть счастливой, так и воспринимай ее.

 

Весь этот мир - всего только спектакль, так что не относитесь к нему очень серьезно. Серьезность приведет вас к беде, вы попадете в беду. Не относитесь ко всему серьезно. Ничто не является серьезным; весь этот мир является просто спектак­лем.

Если вы сможете смотреть на весь мир как на спектакль, то вы восстановите свое изначальное сознание. Пыль собирается именно потому, что вы так серьезны. Эта серьезность порождает проблемы, а мы так серьезны, что даже тогда, когда мы смотрим спектакль, мы собираем пыль. Зайдите в кинотеатр и посмотри­те на зрителей. Не смотрите на экран, забудьте про картину; не смотрите на экран, просто посмотрите на зрителей в зале. Кто-то будет плакать, и слезы будут течь по его щекам, кто-то будет смеяться, кто-то будет сексуально возбужденным. Вы только посмотрите на людей. Что они делают? Что с ними происходит? А ведь на экране нет ничего, кроме картинок - картинок из света и тени. Экран пуст.

Но как же они становятся возбужденными, возмущенны­ми? Они плачут, кричат, смеются. Картина является не просто картиной, фильм является не просто фильмом. Они забыли, что это всего лишь придуманная история, они воспринимают это серьезно. Она становится «живой»! Она «реальна»! И это проис­ходит везде, не только в кинотеатре. Посмотрите на жизнь вокруг вас. Что это?

На этой земле жило много людей. В том месте, где вы сидите, похоронено, как минимум, десять мертвых тел, и они тоже были таким же серьезными, как вы. Теперь их больше нет. Куда ушли их жизни? Куда ушли их проблемы? Они сражались - сражались за каждый дюйм земли, и вот - земля здесь, а их нет.

Я не говорю, что их проблемы не были проблемами. Они были проблемами - так же, как и ваши проблемы. Они были серьезными - проблемы жизни и смерти. Но где все их пробле­мы? И если человечество однажды исчезнет, то земля останется, деревья будут расти, реки будут течь, и солнце будет вставать; земля никак не почувствует нашего отсутствия и не спросит, куда девалось человечество.

Посмотрите вокруг: посмотрите назад, посмотрите вперед, посмотрите во всех направлениях, в которых вы присутствуете, в которых присутствует ваша жизнь. Все это выглядит как длительный сон, и все, что вы воспринимаете так серьезно в данный момент, в следующий момент станет бесполезным. Вы его даже не запомните.

Вспомните вашу первую любовь, вспомните, какой серьез­ной она была. От нее зависела ваша жизнь. Теперь вы совсем не помните ее, она забыта. И все, о чем вы думаете, что сегодня от него зависит ваша жизнь, будет забыто. Жизнь есть поток, ничего не остается. Это как кинофильм, в нем все изменяется и превращается во что-то другое. Но в какой-то момент вы чувствуете, что это очень серьезно, вы возмущены, взволнованы. В этой технике говорится: Эта так называемая вселенная кажется обманом, выставкой картин. Чтобы быть счастливой, так и воспринимай ее.

В Индии мы называем этот мир не творением Бога, а спектаклем, игрой, лилой. Это понятие лилы кажется прекрас­ным, потому что понятие творения кажется слишком серьез­ным. Христианский, иудейский Бог очень серьезен. За одно-единственное неподчинение Адам был выброшен из садов Эдема - и не только онбыл выброшен, но из-за него и все человечество. Он был нашим отцом, и мы страдаем из-за него. Бог кажется таким серьезным. Ему нельзя не подчиняться. А если ему не подчиниться, то он будет мстить, и месть его будет такой долгой.

Этот грех не кажется таким уж серьезным. Адам, в действи­тельности, совершил его из-за глупости самого Бога. Бог-отец сказал Адаму: «Не подходи к дереву, к Древу познания, и не ешь его плодов». Этот запрет превратился в приглашение, это вполне психологично. В этом большом саду привлекательным стало только это Древо познания. Ведь оно было запрещено.

Любой психолог может сказать, что Бог совершил ошибку. Если плоды с этого дерева нельзя было есть, то лучше бы было о них вообще не говорить. Для Адама не было бы никакой возможности попасть к этому дереву, а все человечество осталось бы в саду. Но эти слова, этот приказ: «Нельзя есть» породили беду; это «нельзя» и породило всю беду.

Поскольку Адам не подчинился, он был выброшен из рая, и месть кажется слишком уж долгой. И христиане говорят, что Иисус был распят только для того, чтобы искупить нашу вину - чтобы избавить нас от греха, совершенного Адамом. Таким образом, вся христианская концепция истории висит на двух личностях - на Адаме и на Иисусе. Адам совершил грех, а Иисус пострадал, чтобы избавить нас от этого греха, и позволил распять себя. Он пострадал так, что грех Адама можно было бы и простить. Но мне кажется, что Бог до сих пор не простил его. Иисус был распят, а человечество точно так же продолжает страдать.

Само понятие Бога как отца является неприятным, серьез­ным. По индийским понятиям Бог не творец. Бог - всего лишь игрок; он не серьезен. Это просто игра. Правила имеются, но это правила игры. Вы не должны к ним серьезно относиться. Ничто не является грехом - есть только ошибки, и вы страдаете из-за своих ошибок, а не из-за того, что Бог наказывает вас. Вы страдаете из-за правил, которым не следуете. Бог не наказывает вас. Все понятие лилы придает жизни смысл спектакля; она превращается в длинную пьесу. И данная техника основывается на подобном взгляде: Эта так называемая вселенная кажется обманом, выставкой картин. Чтобы быть счастливой, так и воспринимай ее.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!