Проекты реформ тем не менее подготавливали почву для будущих преобразований




РОССИЯ В 19 веке.

Александр I (1801-1825)

Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

«Дней Александровых прекрасное начало…». А.С.Пушкин

• Александр I обещал вернуть все екатерининские порядки и продолжить реформы Екатерины II.

• Александра воспитывала бабушка императрица Екатерина II. Благодаря ей, он получил хорошее образование и воспитание в европейских традициях. Александр много читал, знал немецкий, французский и английский языки. Он был красив и умен. Умел беседовать с людьми и нравиться окружающим.

Главные вопросы в России:

Ø Крестьянский вопрос.

Ø Осуществление конституционных идей.

Внутренняя политика:

1 этап: 1801-1812/14гг. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ:

Ø Отмена деспотичных распоряжений Павла1.

Ø Реформы государственного управления.

Ø Изменения в крестьянском законодательстве.

Ø Преобразования в сфере народного образования

2 этап: 1812/14-1825гг. КОНСЕРВАТИВНЫЙ:

Ø Решение крестьянского вопроса.

Ø Осуществление конституционных идей.

Ø Снижение расходов на армию, создание резерва обученных войск.

Ø Изменение политики в сфере образовании

Отмена деспотичных распоряжений Павла I.: Восстановление жалованных грамот дворянству и городам. Указ об упразднении Тайной экспедиции (политический сыск). Указ о возвращении репрессированных Павлом 1 (12 тыс.дворян). Отмена ограничений в гражданской одежде.

Александр I хотел изменить жизнь российского общества, для чего начал проводить реформы

Вокруг императора сплотилась группа молодых людей: П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, которые помогали ему управлять страной. Эта группа получила название «Негласный комитет».

Реформы государственной системы России связано с деятельностью М.М. Сперанского:

ü 1802 – учреждение 8 министерств, Комитет министров;

ü 1802 – указ о расширении прав Сената: «хранитель законов», высшая судебная инстанция, орган надзора за администрацией;

ü 1810 – учреждение Государственного Совета

ü 1809 г. - проект под названием " Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Сперанский предложил ввести строгое разделение властей:

ü министерства - исполнительная власть,

ü Государственная дума- законодательная власть,

ü Суды были бы независимы и подчинялись Сенату.

ИТОГ: замыслы Сперанского не были реализованы.

Изменения в крестьянском законодательстве:

ü 1801 – указ о праве покупки земли купцами, мещанами, гос.крестьянами;

ü 1803 - указ «О вольных хлебопашцах»:помещик мог отпустить крепостного крестьянина на волю с землей за выкуп;

ü 1809 – указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, публиковать объявления о продаже крестьян;

ü 1804-1805 – запрещение в Прибалтике продавать крестьян без земли;

ü Крестьянские повинности фиксировались

Преобразования в сфере народного образования:

Ø 1803 - положение «Об устройстве учебных заведений»: 4 ступени

приходские училища- 1 год, уездные училища – 2 года, губернские гимназии – 4 года, университеты (для дворян).

Ø Открыты университеты:

1802 – Дерпт, 1803 – Вильно, 1804 – Харьков и Казань

1804 – университетский устав, новый цензурный устав

Ø Создание привилегированных лицеев:

1805 - Демидовский в Ярославле,

1811 - Царскосельский лицей, в котором учился А.С. Пушкин.

Попытка решения крестьянского вопроса:

Указы об освобождении крестьян без земли: 1816 – Эстония, 1817 – Латвия, 1819 – Литва

1822 – восстановление права помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян

1818 – проект А.А.Аракчеева: покупка государством земель и наделение крестьян землей по 2 десятины на душу (НЕ РЕАЛИЗОВАН)

1819 – проект Д.А.Гурьева: разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа(НЕ РЕАЛИЗОВАН)

Осуществление конституционных идей:

Ø 1815 – введение Конституции в Царстве Польском (входила в состав Российской империи)

Ø 1821 – проект Конституции «Государственная уставная грамота Российской империи» Н.Н.НовосильцевА. ИТОГ: НЕ БЫЛ ОБНАРОДОВАН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

Снижение расходов на армию:

Ø 1816 - созданы Военные поселения. Руководил созданием: А.А. Аракчеев.

Военными поселянами были бывшие крепостные крестьяне. Они должны были одновременно нести военную службу и заниматься крестьянским трудом, т.е. обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Военные поселения не оправдали себя. Крестьяне из-за непродуманности приказов начальников часто голодали. Поднимали восстания и бунты, за что были расстреляны или сосланы в Сибирь.

Причины неудачи реформ:

- боязнь разделить участь Павла I,нерешительность;

-недостаточная общественная поддержка планов;

-противоречивость стремления к реформам и желания сохранить самодержавие;

- сопротивление чиновничества.

Проекты реформ тем не менее подготавливали почву для будущих преобразований

• Эпоха царствования Александра I – это время проведения либеральных реформ.

• Сам император, воспитанный в духе просвещения, стремился изменить многовековой крепостнический порядок.

• Многое, из того, что планировалось не было сделано. Довольно часто реформы были просто половинчаты и оставались только на бумаге.

НО:

Реформаторские поиски составили ту основу, на которой потом разрабатывались новые проекты государственной власти.

Внешняя политика:

ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

1805 г. – III антифранцузская коалиция: Россия, Англия, Австрия, Неаполитанское королевство

ИТОГ: Поражение австро-русских войск под Аустерлицем.

1806-1807 гг. – IV антифранцузская коалиция: Россия, Англия, Пруссия, Швеция

ИТОГ: 1807 г. – поражение русско-прусских войск под Фридландом

1807 г. – Тильзитский мир:

1. Франция и Россия объявлялись союзниками

2. Россия присоединялась в континентальной блокаде Англии

3. Признавались завоевания Наполеона в Европе

4. За счет Пруссии образовалось польское государство(герцогство Варшавское)

5. Согласие Наполеона на присоединение к России Финляндии, Молдавии и

Валахии

1808-1809гг - русско-шведская война. ИТОГ: Финляндия была присоединена к России.

ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

Русско-турецкая война 1806-1812 гг: Захват Молдавии, Валахии, крепостей на Дунае и на Кавказе. Разгром турецкого флота адмиралом Д.Н. Сенявиным. 1811 г. – разгром турок у Рущука (М.И. Кутузов). ИТОГ: Бухарестский мир 1812 г. Бессарабия, 200 км кавказского побережья Черного моря.

Русско-иранская война 1804-1813 гг. Захват территории к северу от реки Аракс (дагестанские, азербайджанские, армянские, грузинские земли). ИТОГ: Гюлистанский мир 1813 г. Дагестан, Северный Азербайджан, Грузия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: