РОССИЯ В 19 веке.
Александр I (1801-1825)
Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
«Дней Александровых прекрасное начало…». А.С.Пушкин
• Александр I обещал вернуть все екатерининские порядки и продолжить реформы Екатерины II.
• Александра воспитывала бабушка императрица Екатерина II. Благодаря ей, он получил хорошее образование и воспитание в европейских традициях. Александр много читал, знал немецкий, французский и английский языки. Он был красив и умен. Умел беседовать с людьми и нравиться окружающим.
Главные вопросы в России:
Ø Крестьянский вопрос.
Ø Осуществление конституционных идей.
Внутренняя политика:
1 этап: 1801-1812/14гг. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ:
Ø Отмена деспотичных распоряжений Павла1.
Ø Реформы государственного управления.
Ø Изменения в крестьянском законодательстве.
Ø Преобразования в сфере народного образования
2 этап: 1812/14-1825гг. КОНСЕРВАТИВНЫЙ:
Ø Решение крестьянского вопроса.
Ø Осуществление конституционных идей.
Ø Снижение расходов на армию, создание резерва обученных войск.
Ø Изменение политики в сфере образовании
• Отмена деспотичных распоряжений Павла I.: Восстановление жалованных грамот дворянству и городам. Указ об упразднении Тайной экспедиции (политический сыск). Указ о возвращении репрессированных Павлом 1 (12 тыс.дворян). Отмена ограничений в гражданской одежде.
Александр I хотел изменить жизнь российского общества, для чего начал проводить реформы
Вокруг императора сплотилась группа молодых людей: П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, которые помогали ему управлять страной. Эта группа получила название «Негласный комитет».
|
Реформы государственной системы России связано с деятельностью М.М. Сперанского:
ü 1802 – учреждение 8 министерств, Комитет министров;
ü 1802 – указ о расширении прав Сената: «хранитель законов», высшая судебная инстанция, орган надзора за администрацией;
ü 1810 – учреждение Государственного Совета
ü 1809 г. - проект под названием " Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Сперанский предложил ввести строгое разделение властей:
ü министерства - исполнительная власть,
ü Государственная дума- законодательная власть,
ü Суды были бы независимы и подчинялись Сенату.
ИТОГ: замыслы Сперанского не были реализованы.
Изменения в крестьянском законодательстве:
ü 1801 – указ о праве покупки земли купцами, мещанами, гос.крестьянами;
ü 1803 - указ «О вольных хлебопашцах»:помещик мог отпустить крепостного крестьянина на волю с землей за выкуп;
ü 1809 – указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, публиковать объявления о продаже крестьян;
ü 1804-1805 – запрещение в Прибалтике продавать крестьян без земли;
ü Крестьянские повинности фиксировались
Преобразования в сфере народного образования:
Ø 1803 - положение «Об устройстве учебных заведений»: 4 ступени
приходские училища- 1 год, уездные училища – 2 года, губернские гимназии – 4 года, университеты (для дворян).
Ø Открыты университеты:
1802 – Дерпт, 1803 – Вильно, 1804 – Харьков и Казань
1804 – университетский устав, новый цензурный устав
|
Ø Создание привилегированных лицеев:
1805 - Демидовский в Ярославле,
1811 - Царскосельский лицей, в котором учился А.С. Пушкин.
Попытка решения крестьянского вопроса:
Указы об освобождении крестьян без земли: 1816 – Эстония, 1817 – Латвия, 1819 – Литва
1822 – восстановление права помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян
• 1818 – проект А.А.Аракчеева: покупка государством земель и наделение крестьян землей по 2 десятины на душу (НЕ РЕАЛИЗОВАН)
• 1819 – проект Д.А.Гурьева: разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа(НЕ РЕАЛИЗОВАН)
Осуществление конституционных идей:
Ø 1815 – введение Конституции в Царстве Польском (входила в состав Российской империи)
Ø 1821 – проект Конституции «Государственная уставная грамота Российской империи» Н.Н.НовосильцевА. ИТОГ: НЕ БЫЛ ОБНАРОДОВАН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Снижение расходов на армию:
Ø 1816 - созданы Военные поселения. Руководил созданием: А.А. Аракчеев.
Военными поселянами были бывшие крепостные крестьяне. Они должны были одновременно нести военную службу и заниматься крестьянским трудом, т.е. обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Военные поселения не оправдали себя. Крестьяне из-за непродуманности приказов начальников часто голодали. Поднимали восстания и бунты, за что были расстреляны или сосланы в Сибирь.
Причины неудачи реформ:
- боязнь разделить участь Павла I,нерешительность;
-недостаточная общественная поддержка планов;
-противоречивость стремления к реформам и желания сохранить самодержавие;
- сопротивление чиновничества.
|
Проекты реформ тем не менее подготавливали почву для будущих преобразований
• Эпоха царствования Александра I – это время проведения либеральных реформ.
• Сам император, воспитанный в духе просвещения, стремился изменить многовековой крепостнический порядок.
• Многое, из того, что планировалось не было сделано. Довольно часто реформы были просто половинчаты и оставались только на бумаге.
НО:
Реформаторские поиски составили ту основу, на которой потом разрабатывались новые проекты государственной власти.
Внешняя политика:
ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
1805 г. – III антифранцузская коалиция: Россия, Англия, Австрия, Неаполитанское королевство
ИТОГ: Поражение австро-русских войск под Аустерлицем.
1806-1807 гг. – IV антифранцузская коалиция: Россия, Англия, Пруссия, Швеция
ИТОГ: 1807 г. – поражение русско-прусских войск под Фридландом
1807 г. – Тильзитский мир:
1. Франция и Россия объявлялись союзниками
2. Россия присоединялась в континентальной блокаде Англии
3. Признавались завоевания Наполеона в Европе
4. За счет Пруссии образовалось польское государство(герцогство Варшавское)
5. Согласие Наполеона на присоединение к России Финляндии, Молдавии и
Валахии
1808-1809гг - русско-шведская война. ИТОГ: Финляндия была присоединена к России.
ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:
Русско-турецкая война 1806-1812 гг: Захват Молдавии, Валахии, крепостей на Дунае и на Кавказе. Разгром турецкого флота адмиралом Д.Н. Сенявиным. 1811 г. – разгром турок у Рущука (М.И. Кутузов). ИТОГ: Бухарестский мир 1812 г. Бессарабия, 200 км кавказского побережья Черного моря.
Русско-иранская война 1804-1813 гг. Захват территории к северу от реки Аракс (дагестанские, азербайджанские, армянские, грузинские земли). ИТОГ: Гюлистанский мир 1813 г. Дагестан, Северный Азербайджан, Грузия.