1) Гемолитико-уремический синдром
2) Синдром дегидратации 2 степени
3) Гиповолемический шок
4) Нейротоксикоз
5) ДВС-синдром
2. Какая основная задача инфузионной терапии в первый час от ее начала в данном случае?
1) Дезинтоксикация
2) Восстановление дефицита жидкости
3) Восстановление массы тела
4) Восстановление объема циркулирующей крови
5) Коррекция КЩС
В семье одновременно заболело двое детей дошкольного возраста. По клинической картине заподозрен сальмонеллез. Какой путь передачи инфекции наиболее вероятен в данном случае?
1) Пищевой
2) Контактно-бытовой
3) Воздушно-капельный
4) Воздушно-пылевой
5) Водный
4. Ребенок в возрасте 4 месяцев, находящийся на искусственном вскармливании, болен в течение 4 дней. Состояние очень тяжелое. Вял, безучастен, кожа холодная на ощупь, цианотично - мраморной окраски, резко снижены тургор и эластичность, черты лица заострившиеся, температура тела субфебрильная. Все дни рвота 1-2 раза в сутки, обильный водянистый желтого цвета стул. Потеря массы за время болезни 500г. Живот вздут, перистальтика слабая.
Какая патология наиболее вероятна в данном случае?
1) Дизентерия
2) Сальмонеллез
3) Эшерихиоз
4) Иерсиниоз
5) Ротавирусный гастроэнтерит
Чем вероятнее всего, обусловлена тяжесть состояния у данного ребенка?
1) Токсикозом с эксикозом
2) Гемолитико-уремическим синдромом
3) Бактериальной токсемией с ОПН 4) Перитонитом
5) Нейротоксикозом
6. Вирусные гепатиты характеризуются следующими патогенетическими синдромами:
1. Цитолизом
2. Холестатическим
3. Иммуновоспалительным
4. Геморрагическим
7. О затяжном течении вирусного гепатита В свидетельствует длительная, более 3-х месяцев, циркуляция в крови:
1. HBs Ag
2. НВе Ag
3. ДНК HBV
4. НВс Ag
8. Тяжесть вирусного гепатита А оценивается прежде всего по:
1. Синдрому интоксикации
2. Титру HAV IgM в сыворотке крови больного
3. Уровню общего билирубина
4. Уровню печеночно-клеточных ферментов
9. Из перечисленных ниже в настоящее время у детей наиболее часто встречаются следующие инфекционные заболевания:
1.ОРВИ
2. Гепатит А
3. Острые кишечные инфекции
4. Дифтерия
В какие возрастные периоды чаще встречается гепатит А?
1. До 1 года
2. 1-2 года
3. 3-8 лет
4. 9-15 лет
5. Старше 15 лет
Какой период заболевания гепатитом А характеризуется наибольшей концентрацией вируса в фекалиях, моче?
1. Инкубационный
2. Преджелтушный (продромальный)
3. Начало желтушного периода
4. Разгар желтушного периода
5. Реконвалесценции
12. Пути передачи вируса гепатита А:
1. Воздушно-капельный
2. Трансплацентарный
3. Парентральный
4. Фекально-оральный
Эталон ответа к тесту:
1 - 3 | 2 - 4 | 3 - 1 | 4 - 3 | 5 - 1 | 6–1, 2, 3 |
7– 1,2, 3 | 8– 1, 3 | 9– 1,2, 3 | 10- 3 | 11- 2 | 12- 4 |
4) Решить ситуационные задачи:
Ситуационная тест-задача с эталоном ответа:
Тест-Задача
Ребенок 2 года 10 мес., поступил в стационар на 3-й день болезни (10.12.04) с диагнозом "Гастроэнтерит".
Эпиданамнез: посещает детский сад, где 7.12.04 года заболели одновременно 3 ребенка и воспитатель со сходной клинической симптоматикой.
Заболевание у ребенка началось остро: повысилась температура тела до 380С, появилась рвота, боли в животе. Через 6 часов от начала заболевания на фоне сохраняющейся лихорадки и повторной рвоты появился жидкий, водянистый стул, необильный желтого цвета, без патологических примесей до 12 раз в сутки.
При поступлении в стационар состояние средней тяжести, температура тела 37,20С, рвота нечастая (3 раза), аппетит снижен, пьет охотно, стул жидкий, вялый, жалуется на боли в животе. Кожные покровы суховатые, бледные. Язык слегка обложен, суховат, слизистая оболочка полости рта влажная. Умеренная гиперемия и зернистость задней стенки глотки и дужек. Тургор тканей снижен. В легких жестковатое дыхание, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, приглушены, умеренная тахикардия (148 в минуту). Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения, ритм правильный. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации, но болезненный в области эпигастрия, в верхней половине живота урчание. Печень выступает на 0,5 см ниже края реберной дуги, селезенка - у края реберной дуги. Стул жидкий, непереваренный с резким кислым запахом, ас небольшой примесью прозрачной слизи и зелени.
В последующие 3 дня состояние оставалось средней степени тяжести (сохранялась вялость, сниженный аппетит, тошнота, рвоты не было, температура тела нормализовалась), стул - кашицеобразный, без патологических примесей, 3-4 раза в сутки. На 7-й день болезни состояние удовлетворительное, появился аппетит, стул нормализовался.
Результаты лабораторных исследований:
Общий анализ крови: - Нв - 120 г/л, эритроциты - 4х1012/л, лейкоциты - 5,6х109/л, п/я - 4%, с/я - 36%, лимфоциты - 4%, моноциты - 10%, эозинофилы - 3%, СОЭ - 6 мм/час.
Копрограмма: большое количество неизмененных мышечных волокон, значительное увеличение содержания жирных кислот и внеклеточного крахмала, эритроциты - нет, лейкоциты - 3-5 в поле зрения.
Бактериологическое исследование кала на кишечную группу - обнаружен Proteus mirabilis 102/гр., патогенные грибы семейства кишечных не обнаружены.
РЛА (реакция латекс-агглютинации) с ротавирусным диагностикумом (+++), РСК на 7-й день болезни - в крови обнаружены антитела к ротавирусу в титре 1:200.
ЗАДАНИЯ:
1. Какой клинический диагноз следует поставить?
2. Какие клинические симптомы характерны для данного заболевания?
3. Возможный источник и путь заражения.
4. Какие симптомы определяют тяжесть заболевания?
5. Были ли показания для госпитализации в стационар?
6. Какой патогенез диарейного синдрома?
7. Критерии выписки из стационара.
8. Противоэпидемические мероприятия в очаге.
Эталоны ответов к тест - задаче:
1. Ротавирусная инфекция. Типичная, среднетяжелая. Гастроэнтерит.
2. Умеренная лихорадка, повторная рвота, боли в животе, жидкий водянистый стул, симптомы токсикоза с эксикозом, катаральные явления в ротоглотке.
3. Вирусоноситель или больной стертой формой среди работников пищеблока. Путь заражения - пищевой.
4. Лихорадка, частота рвоты, частота стула, степень обезвоживания.
5. Нет, среднетяжелую форму заболевания можно лечить в домашних условиях.
6. Нарушение всасывания воды из просвета кишечника за счет накопления осмотически активных дисахаридов. Усиление перистальтики кишечника.
7. Клиническое выздоровление.
8. Изоляция больного, экстренное извещение в СЭС, заключительная дезинфекция, медицинское наблюдение за очагом в течение 7 дней, экстренная профилактика иммуноглобулинами орального применения - 3-5 дней.
Ситуационные задачи для внеаудиторной самостоятельной работы:
Задача №1
Ребенок 1 год 6 месяцев.
Жалобы: на внезапно появившуюся рвоту, жидкий стул до 4-6 раз в день, насморк. Стул жидкий, водянистый, пенистый, желтого цвета.
Анамнез заболевания: Заболел остро накануне вечером, когда появились выше перечисленные симптомы.
Эпидемический анамнез: У старшего брата 5 лет три дня назад был жидкий стул в течение суток, стул нормализовался без всякого лечения.
Объективно: ребенок вялый, состояние средней тяжести. Температура 37,4оС. Кожные покровы чистые, бледные, суховаты. Слизистая оболочка носа и глотки гиперемирована. Дыхание пуэрильное, проводится во все отделы, без хрипов. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс 115 в минуту. Живот мягкий, слегка болезненный в области пупка, несколько вздут. Печень не увеличена. Диурез адекватный.
Общий анализ крови: эритроциты - 4,5х1012/л, гемоглобин - 138г/л, лейкоциты - 6,5х109/л, СОЭ 4мм/ч.
Копрограмма: стул неоформленный, с остатками непереваренной пищи, клетчатка ++, нейтральный жир ++, слизь (-), бактерии -, лейкоциты -, эритроциты -.
ЗАДАНИЯ:
1. Ваш предварительный диагноз?
2. Дополнительный план обследования.
3. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз?
4. Каковы основные принципы лечения?
5. Существуют ли методы специфической профилактики данного заболевания?
Задача N 2
Девочка 5 лет.
Жалобы: на слабость, ноющие боли в животе, снижение аппетита, тошноту, изменение цвета мочи и кала, желтушность кожи.
Анамнез заболевания: заболела остро, когда повысилась температура до 38,2оС, появились слабость, головная боль, тошнота. Через 2 дня температура нормализовалась, но сохранялась анорексия, недомогание, отмечалась 2-х кратная рвота и ноющая боль в животе, изменился цвет испражнений.
Эпидемический анамнез: пьет некипяченую воду, контакт с инфекционными больными отрицает, в детском саду карантина нет. Парентеральных вмешательств не было.
Осмотр: состояние средней степени тяжести, самочувствие не страдает. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки умеренно иктеричны, чистые. Неяркая гиперемия миндалин. Язык влажный, обложен белым налетом. Со стороны сердца и органов дыхания изменений нет. ЧСС 100 ударов в минуту, ЧД 24 в минуту. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации, печень выступает из-под края реберной дуги на 3,5 см, умеренной плотности, болезненная при пальпации. Селезенка не пальпируется. Моча темная, кал обесцвечен.
Биохимический анализ крови - общий билирубин - 112 мкмоль/л, конъюгированный - 80 мкмоль/л, тимоловая проба - 16 ед, ПТИ - 90%, АЛТ - 5,6 ммоль/л /ч.
ЗАДАНИЯ:
1. Поставьте предварительный диагноз.
2. Какие исследования необходимы для подтверждения диагноза?
3. На каких клинических и биохимических тестах основана ранняя диагностика данного заболевания?
4. С какими заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?
5. Назначьте лечение.
6. Каковы противоэпидемические мероприятия в очаге?
Задача №3
Девочка 7 мес.
Жалобы: на подъем температуры тела до 38оС, рвоту, частый жидкий стул.
Анамнез заболевания: ребенок заболел остро 3 дня назад, с подъема температуры до 38оС, трехкратная рвота. Беспокоит учащенный до 8-10 раз в день обильный пенистый жидкий стул желтого цвета без видимых патологических примесей, оставляющий большое водное пятно на пеленке.
Эпидемический анамнез: контакт с инфекционным больным не выявлен.
Осмотр: состояние девочки при поступлении в стационар среднетяжелое. Кожные покровы бледные, теплые на ощупь, сухие, слизистые, ярко-красные, суховаты. Большой родничок 1,5х1,5 см, сглажен. Температура тела 38,5оС, пульс 130 в минуту, АД 85/40 мм. рт. ст. Границы сердца в пределах возрастной нормы. Тоны сердца частые, громкие, пульс удовлетворительного наполнения. Дыхание с обеих сторон везикулярное. Перкуторный звук легочный, ЧД - 28 в мин. Живот вздут, при пальпации напрягает, тонкий кишечник урчащий.
ОАК: Гемоглобин - 140 г/л, эритроциты - 5,6х1012/л, лейкоциты - 4,9х109/л, п/я - 1%, с - 48%, Э - 3%, Л - 48%, М - 4%, Б - 2%, СОЭ - 12 мм/час.
Копрограмма: консистенция - кашицеобразная, цвет желтый, нейтральный жир +++, непереваренная клетчатка ++, крахмал внеклеточный +, слизь - 0, лейкоциты - 0, эритроциты - 0.
ЗАДАНИЯ:
1. Поставьте предварительный диагноз.
2. Какие исследования необходимо провести для обоснования окончательного диагноза?
3. Оцените лабораторные данные.
4. Каков механизм развития данной патологии?
5. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз?
6. Назначьте лечение.
5) Список препаратов для выписывания рецептов:
Фестал Регидрон Энтерофурил Гепабене Виферон | Панкреатин Фуразолидон Эссенциале Рибоксин Бактисубтил |
Пример выполнения задания:
Выписать препарат нитрофуранового ряда для лечения кишечной инфекции ребенку 6 лет.
a. Фуразолидон (производное нитрофуранов) дозируется детям 10 мг/кг/сут в 4 приема.
b. Рассчитаем суточную дозу ребенку 6 лет: масса тела в 6 лет равна (10+2х6)=22кг. 10мг х 22кг=220 мг/сут.
c. Фуразолидон выпускается в таблетках по 0,05 г в упаковке по 20 штук.
d. Rp.: Tab. Furazolidoni 0,05
D.T.d. №20.
S. Внутреннее. По 1 таблетке 4 раза в сутки.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Шабалов Н.П. (под ред.) Педиатрия. Учебник для медицинских вузов. 4-е издание, исправленное и дополненное. – С-Пб., СПЕЦЛИТ, 2007- 911с.
Дополнительная:
1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. – Спб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2009. – 1008 с.
2. Берман Р.Э. Педиатрия по Нельсону: в 5 т.: пер. с англ./ Под ред. А.А. Баранова. – Т.1. – М.: ООО «Рид Элсивер», 2009. – 824 с.
3. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник. 6-е изд. В двух томах. Т.1. – СПб: Питер, 2007. – 928 с.
4. Детские болезни. Учебник для студентов медицинских вузов. 2-е издание./Под ред.акдемика РАМН А.А. Баранова. – Издательская группа «ГЕОТАР-Медиа», 2009. – 1008 с.
5. Инфекционные болезни у детей.Под ред. В.В. Ивановой. Москва. 2002. –923с.
6. Инфекционные болезни у детей. Под ред. Д. Мари. Пер. с англ. – М., Практика, 2006. – 928 с.
7. Воротынцева Н.В., Мазанкова Л.Н. Острые кишечные инфекции у детей.. – М.: Медицина, 2001. – 480с.
8. Лечение вирусных гепатитов у детей. Под ред. А.А. Баранова, П.Ф. Учайкина, Т.И. Чередниченко и др. М., 2003. - 128 с.
9. 4. Острые кишечные инфекции у детей. Учебное пособие для студентов медицинских вузов./ Сост.: Н.Н. Кораблева, О.П. Баженова, В.Г. Плотникова. – Киров, 2006. – 144 с.
10. Статьи в периодической печати. Научно-практические журналы «Детские инфекционные болезни», «Педиатрия», «Вопросы современной педиатрии», «Вопросы практической педиатрии», «Лечащий врач».
Методические рекомендации подготовлены
доцентом кафедры Н.Н. Кораблевой
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры
протокол №___ от «_______________»
Зав. кафедрой, д.м.н. М.А. Мурашко