О чем свидетельствует клиническая картина?




1) Гемолитико-уремический синдром

2) Синдром дегидратации 2 степени

3) Гиповолемический шок

4) Нейротоксикоз

5) ДВС-синдром

2. Какая основная задача инфузионной терапии в первый час от ее нача­ла в данном случае?

1) Дезинтоксикация

2) Восстановление дефицита жидкости

3) Восстановление массы тела

4) Восстановление объема циркулирующей крови

5) Коррекция КЩС

В семье одновременно заболело двое детей дошкольного возраста. По клинической картине заподозрен сальмонеллез. Какой путь передачи инфекции наиболее вероятен в данном случае?

1) Пищевой

2) Контактно-бытовой

3) Воздушно-капельный

4) Воздушно-пылевой

5) Водный

4. Ребенок в возрасте 4 месяцев, находящийся на искусственном вскармливании, болен в течение 4 дней. Состояние очень тяжелое. Вял, безучастен, кожа холодная на ощупь, цианотично - мраморной окраски, резко снижены тургор и эластичность, черты лица заост­рившиеся, температура тела субфебрильная. Все дни рвота 1-2 раза в сутки, обильный водянистый желтого цвета стул. Потеря массы за время болезни 500г. Живот вздут, перистальтика слабая.

Какая патология наиболее вероятна в данном случае?

1) Дизентерия

2) Сальмонеллез

3) Эшерихиоз

4) Иерсиниоз

5) Ротавирусный гастроэнтерит

Чем вероятнее всего, обусловлена тяжесть состояния у данного ребенка?

1) Токсикозом с эксикозом

2) Гемолитико-уремическим синдромом

3) Бактериальной токсемией с ОПН 4) Перитонитом

5) Нейротоксикозом

6. Вирусные гепатиты характеризуются следующими патогенетическими синдромами:

1. Цитолизом

2. Холестатическим

3. Иммуновоспалительным

4. Геморрагическим

7. О затяжном течении вирусного гепатита В свидетельствует длительная, более 3-х месяцев, циркуляция в крови:

1. HBs Ag

2. НВе Ag

3. ДНК HBV

4. НВс Ag

8. Тяжесть вирусного гепатита А оценивается прежде всего по:

1. Синдрому интоксикации

2. Титру HAV IgM в сыворотке крови больного

3. Уровню общего билирубина

4. Уровню печеночно-клеточных ферментов

9. Из перечисленных ниже в настоящее время у детей наиболее часто встречаются следующие инфекционные заболевания:

1.ОРВИ

2. Гепатит А

3. Острые кишечные инфекции

4. Дифтерия

В какие возрастные периоды чаще встречается гепатит А?

1. До 1 года

2. 1-2 года

3. 3-8 лет

4. 9-15 лет

5. Старше 15 лет

Какой период заболевания гепатитом А характеризуется наибольшей концентрацией вируса в фекалиях, моче?

1. Инкубационный

2. Преджелтушный (продромальный)

3. Начало желтушного периода

4. Разгар желтушного периода

5. Реконвалесценции

12. Пути передачи вируса гепатита А:

1. Воздушно-капельный

2. Трансплацентарный

3. Парентральный

4. Фекально-оральный

Эталон ответа к тесту:

1 - 3 2 - 4 3 - 1 4 - 3 5 - 1 6–1, 2, 3
7– 1,2, 3 8– 1, 3 9– 1,2, 3 10- 3 11- 2 12- 4

4) Решить ситуационные задачи:

Ситуационная тест-задача с эталоном ответа:

Тест-Задача

Ребенок 2 года 10 мес., поступил в стационар на 3-й день болезни (10.12.04) с диагнозом "Гастроэнтерит".

Эпиданамнез: посещает детский сад, где 7.12.04 года заболели одновременно 3 ребенка и воспитатель со сходной клинической симптоматикой.

Заболевание у ребенка началось остро: повысилась температура тела до 380С, появилась рвота, боли в животе. Через 6 часов от начала заболевания на фоне сохраняющейся лихорадки и повторной рвоты появился жидкий, водянистый стул, необильный желтого цвета, без патологических примесей до 12 раз в сутки.

При поступлении в стационар состояние средней тяжести, температура тела 37,20С, рвота нечастая (3 раза), аппетит снижен, пьет охотно, стул жидкий, вялый, жалуется на боли в животе. Кожные покровы суховатые, бледные. Язык слегка обложен, суховат, слизистая оболочка полости рта влажная. Умеренная гиперемия и зернистость задней стенки глотки и дужек. Тургор тканей снижен. В легких жестковатое дыхание, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, приглушены, умеренная тахикардия (148 в минуту). Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения, ритм правильный. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации, но болезненный в области эпигастрия, в верхней половине живота урчание. Печень выступает на 0,5 см ниже края реберной дуги, селезенка - у края реберной дуги. Стул жидкий, непереваренный с резким кислым запахом, ас небольшой примесью прозрачной слизи и зелени.

В последующие 3 дня состояние оставалось средней степени тяжести (сохранялась вялость, сниженный аппетит, тошнота, рвоты не было, температура тела нормализовалась), стул - кашицеобразный, без патологических примесей, 3-4 раза в сутки. На 7-й день болезни состояние удовлетворительное, появился аппетит, стул нормализовался.

Результаты лабораторных исследований:

Общий анализ крови: - Нв - 120 г/л, эритроциты - 4х1012/л, лейкоциты - 5,6х109/л, п/я - 4%, с/я - 36%, лимфоциты - 4%, моноциты - 10%, эозинофилы - 3%, СОЭ - 6 мм/час.

Копрограмма: большое количество неизмененных мышечных волокон, значительное увеличение содержания жирных кислот и внеклеточного крахмала, эритроциты - нет, лейкоциты - 3-5 в поле зрения.

Бактериологическое исследование кала на кишечную группу - обнаружен Proteus mirabilis 102/гр., патогенные грибы семейства кишечных не обнаружены.

РЛА (реакция латекс-агглютинации) с ротавирусным диагностикумом (+++), РСК на 7-й день болезни - в крови обнаружены антитела к ротавирусу в титре 1:200.

ЗАДАНИЯ:

1. Какой клинический диагноз следует поставить?

2. Какие клинические симптомы характерны для данного заболевания?

3. Возможный источник и путь заражения.

4. Какие симптомы определяют тяжесть заболевания?

5. Были ли показания для госпитализации в стационар?

6. Какой патогенез диарейного синдрома?

7. Критерии выписки из стационара.

8. Противоэпидемические мероприятия в очаге.

Эталоны ответов к тест - задаче:

1. Ротавирусная инфекция. Типичная, среднетяжелая. Гастроэнтерит.

2. Умеренная лихорадка, повторная рвота, боли в животе, жидкий водянистый стул, симптомы токсикоза с эксикозом, катаральные явления в ротоглотке.

3. Вирусоноситель или больной стертой формой среди работников пищеблока. Путь заражения - пищевой.

4. Лихорадка, частота рвоты, частота стула, степень обезвоживания.

5. Нет, среднетяжелую форму заболевания можно лечить в домашних условиях.

6. Нарушение всасывания воды из просвета кишечника за счет накопления осмотически активных дисахаридов. Усиление перистальтики кишечника.

7. Клиническое выздоровление.

8. Изоляция больного, экстренное извещение в СЭС, заключительная дезинфекция, медицинское наблюдение за очагом в течение 7 дней, экстренная профилактика иммуноглобулинами орального применения - 3-5 дней.

Ситуационные задачи для внеаудиторной самостоятельной работы:

Задача №1

Ребенок 1 год 6 месяцев.

Жалобы: на внезапно появившуюся рвоту, жидкий стул до 4-6 раз в день, насморк. Стул жидкий, водянистый, пенистый, желтого цвета.

Анамнез заболевания: Заболел остро накануне вечером, когда появились выше перечисленные симптомы.

Эпидемический анамнез: У старшего брата 5 лет три дня назад был жидкий стул в течение суток, стул нормализовался без всякого лечения.

Объективно: ребенок вялый, состояние средней тяжести. Температура 37,4оС. Кожные покровы чистые, бледные, суховаты. Слизистая оболочка носа и глотки гиперемирована. Дыхание пуэрильное, проводится во все отделы, без хрипов. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс 115 в минуту. Живот мягкий, слегка болезненный в области пупка, несколько вздут. Печень не увеличена. Диурез адекватный.

Общий анализ крови: эритроциты - 4,5х1012/л, гемоглобин - 138г/л, лейкоциты - 6,5х109/л, СОЭ 4мм/ч.

Копрограмма: стул неоформленный, с остатками непереваренной пищи, клетчатка ++, нейтральный жир ++, слизь (-), бактерии -, лейкоциты -, эритроциты -.

ЗАДАНИЯ:

1. Ваш предварительный диагноз?

2. Дополнительный план обследования.

3. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз?

4. Каковы основные принципы лечения?

5. Существуют ли методы специфической профилактики данного заболевания?

Задача N 2

Девочка 5 лет.

Жалобы: на слабость, ноющие боли в животе, снижение аппетита, тошноту, изменение цвета мочи и кала, желтушность кожи.

Анамнез заболевания: заболела остро, когда повысилась температура до 38,2оС, появились слабость, головная боль, тошнота. Через 2 дня температура нормализовалась, но сохранялась анорексия, недомогание, отмечалась 2-х кратная рвота и ноющая боль в животе, изменился цвет испражнений.

Эпидемический анамнез: пьет некипяченую воду, контакт с инфекционными больными отрицает, в детском саду карантина нет. Парентеральных вмешательств не было.

Осмотр: состояние средней степени тяжести, самочувствие не страдает. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки умеренно иктеричны, чистые. Неяркая гиперемия миндалин. Язык влажный, обложен белым налетом. Со стороны сердца и органов дыхания изменений нет. ЧСС 100 ударов в минуту, ЧД 24 в минуту. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации, печень выступает из-под края реберной дуги на 3,5 см, умеренной плотности, болезненная при пальпации. Селезенка не пальпируется. Моча темная, кал обесцвечен.

Биохимический анализ крови - общий билирубин - 112 мкмоль/л, конъюгированный - 80 мкмоль/л, тимоловая проба - 16 ед, ПТИ - 90%, АЛТ - 5,6 ммоль/л /ч.

ЗАДАНИЯ:

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Какие исследования необходимы для подтверждения диагноза?

3. На каких клинических и биохимических тестах основана ранняя диагностика данного заболевания?

4. С какими заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?

5. Назначьте лечение.

6. Каковы противоэпидемические мероприятия в очаге?

Задача №3

Девочка 7 мес.

Жалобы: на подъем температуры тела до 38оС, рвоту, частый жидкий стул.

Анамнез заболевания: ребенок заболел остро 3 дня назад, с подъема температуры до 38оС, трехкратная рвота. Беспокоит учащенный до 8-10 раз в день обильный пенистый жидкий стул желтого цвета без видимых патологических примесей, оставляющий большое водное пятно на пеленке.

Эпидемический анамнез: контакт с инфекционным больным не выявлен.

Осмотр: состояние девочки при поступлении в стационар среднетяжелое. Кожные покровы бледные, теплые на ощупь, сухие, слизистые, ярко-красные, суховаты. Большой родничок 1,5х1,5 см, сглажен. Температура тела 38,5оС, пульс 130 в минуту, АД 85/40 мм. рт. ст. Границы сердца в пределах возрастной нормы. Тоны сердца частые, громкие, пульс удовлетворительного наполнения. Дыхание с обеих сторон везикулярное. Перкуторный звук легочный, ЧД - 28 в мин. Живот вздут, при пальпации напрягает, тонкий кишечник урчащий.

ОАК: Гемоглобин - 140 г/л, эритроциты - 5,6х1012/л, лейкоциты - 4,9х109/л, п/я - 1%, с - 48%, Э - 3%, Л - 48%, М - 4%, Б - 2%, СОЭ - 12 мм/час.

Копрограмма: консистенция - кашицеобразная, цвет желтый, нейтральный жир +++, непереваренная клетчатка ++, крахмал внеклеточный +, слизь - 0, лейкоциты - 0, эритроциты - 0.

ЗАДАНИЯ:

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Какие исследования необходимо провести для обоснования окончательного диагноза?

3. Оцените лабораторные данные.

4. Каков механизм развития данной патологии?

5. С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальный диагноз?

6. Назначьте лечение.

5) Список препаратов для выписывания рецептов:

Фестал Регидрон Энтерофурил Гепабене Виферон Панкреатин Фуразолидон Эссенциале Рибоксин Бактисубтил

Пример выполнения задания:

Выписать препарат нитрофуранового ряда для лечения кишечной инфекции ребенку 6 лет.

a. Фуразолидон (производное нитрофуранов) дозируется детям 10 мг/кг/сут в 4 приема.

b. Рассчитаем суточную дозу ребенку 6 лет: масса тела в 6 лет равна (10+2х6)=22кг. 10мг х 22кг=220 мг/сут.

c. Фуразолидон выпускается в таблетках по 0,05 г в упаковке по 20 штук.

d. Rp.: Tab. Furazolidoni 0,05

D.T.d. №20.

S. Внутреннее. По 1 таблетке 4 раза в сутки.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Шабалов Н.П. (под ред.) Педиатрия. Учебник для медицинских вузов. 4-е издание, исправленное и дополненное. – С-Пб., СПЕЦЛИТ, 2007- 911с.

Дополнительная:

1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. – Спб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2009. – 1008 с.

2. Берман Р.Э. Педиатрия по Нельсону: в 5 т.: пер. с англ./ Под ред. А.А. Баранова. – Т.1. – М.: ООО «Рид Элсивер», 2009. – 824 с.

3. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник. 6-е изд. В двух томах. Т.1. – СПб: Питер, 2007. – 928 с.

4. Детские болезни. Учебник для студентов медицинских вузов. 2-е издание./Под ред.акдемика РАМН А.А. Баранова. – Издательская группа «ГЕОТАР-Медиа», 2009. – 1008 с.

5. Инфекционные болезни у детей.Под ред. В.В. Ивановой. Москва. 2002. –923с.

6. Инфекционные болезни у детей. Под ред. Д. Мари. Пер. с англ. – М., Практика, 2006. – 928 с.

7. Воротынцева Н.В., Мазанкова Л.Н. Острые кишечные инфекции у детей.. – М.: Медицина, 2001. – 480с.

8. Лечение вирусных гепатитов у детей. Под ред. А.А. Баранова, П.Ф. Учайкина, Т.И. Чередниченко и др. М., 2003. - 128 с.

9. 4. Острые кишечные инфекции у детей. Учебное пособие для студентов медицинских вузов./ Сост.: Н.Н. Кораблева, О.П. Баженова, В.Г. Плотникова. – Киров, 2006. – 144 с.

10. Статьи в периодической печати. Научно-практические журналы «Детские инфекционные болезни», «Педиатрия», «Вопросы современной педиатрии», «Вопросы практической педиатрии», «Лечащий врач».

 

Методические рекомендации подготовлены

доцентом кафедры Н.Н. Кораблевой

 

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры

протокол №___ от «_______________»

 

Зав. кафедрой, д.м.н. М.А. Мурашко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: