ОТО БГПК Агарина И. Н., Дерябина Н.И.




Терминологический словарь

Для подготовки студентов к квалификационному экзамену по ПМ.1 Преподавание по программам начального общего образования

12+

Барнаул 2017

Печатается по решению редакционно-издательской комиссии КГБПОУ «БГПК»

(протокол № от апреля 2017г.)

Составители: Агарина И. Н., Дерябина Н.И., преподаватели филологических дисциплин

Рецензент: Чепурнова О. Н., преподаватель русского языка Алтайского института экономики, филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики

Терминологический словарь. Для подготовки студентов специальностей 44. 02. 02 «Преподавание в начальных классах», 44.02. 05 «Преподавание в начальных классах коррекционно-развивающего обучения» к квалификационному экзамену по ПМ.2 Преподавание по программам начального общего образовани /сост. И. Н. Агарина, Н.И.Дерябина-Барнаул: БГПК,2017.- с.

Важной задачей подготовки учителей начальной школы является формирование понятийного мышления, данный процесс невозможен без овладения терминологической базой. В словарь включены термины, знание которых обязательно для будущих специалистов. Словарь адресован и студентам, и преподавателям педагогических колледжей.

ОТО БГПК Агарина И. Н., Дерябина Н.И.

Введение

Немаловажную роль в практическом развитии методики и особенно в ее теоретическом обосновании играет система понятий (понятие – мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения) и терминов (термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие).

Как и в любой науке, в методике обучения ее основные понятия служат опорой, фундаментом и в то же время показателем уровня ее развития: ведь познание – это «...процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий...»1. Опираясь на обобщение практики, живого опыта, научное знание формируется в понятиях, в их развертывании, в определении этих понятий по законам логики. Построение научной теории всегда начинается с введения строгих и точных определений.

Чтобы успешно сдать к(разработать этап урока «Введение в тему», отвечающего требованиям системно-деятельностного подхода и ФГОС НОО, учитель должен уметьграмотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока

Данный словарь поможет подготовить студентов – будущих учителей к работе в новых условиях, связанных с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО. При определении учебного содержания, ориентированного на изучение особенностей реализации требований ФГОС НОО, важно учитывать необходимость формирования у студентов представлений о дидактических требованиях стандарта к современному уроку; выработки умений методически грамотно проектировать уроки русского языка, обучения грамоте,уроки письма, литературного чтения разной целевой направленности; определять УУД, формируемые при изучении определенной темы; приобретения собственного опыта практической разработки уроков русского языка с учетом требований ФГОС, отбора дидактического материала. Пособие адресовано студентам и содержит материалы, направленные на формирование у будущего учителя начальных классов методического мышления и профессионально значимых умений.

 

абзац. 1. Компонент текста, состоящий из одной фразы или нескольких фраз и соответствующий микротеме (подтеме), обладающий относительной самостоятельностью, единством содержания, законченностью и внутренними логическими и грамматическими связями. В устной речи А. выделяется интонационно: его первые предложения произносятся с большей силой голоса, чем последующие, а между А. делается пауза длиннее, чем между предложениями внутри А. Обычно А. совпадает со «сложным синтаксическим целым». В диалоге А. совпадает с каждым отдельным высказыванием говорящих.

Делить текст на А. обучают начиная со II класса вплоть до окончания средней школы (с IV класса – самостоятельно). В процессе обучения сочинению школьники составляют А. по каждому пункту плана, что соответствует микротеме, позже строят А. на основе микротем, анализируют смысловые и грамматические связи внутри А. А. служит основой совершенствования, редактирования сочинений и других текстовых упражнений.

2. Отступ в начальной строке печатного и рукописного текста, красная строка; делать А. (писать с красной строки) обучают в I классе.

адаптация текста – его упрощение, облегчение, приспособление для обучения. Состоит в замене или отбрасывании трудных слов, в упрощении синтаксических конструкций, в сокращении объема текста, устранении трудных образов, фразеологических единиц, диалогов и пр. Наибольшей А. подвергаются тексты, предназначенные для диктантов или изложений в младших классах, а также тексты, используемые для изучения русского языка как неродного. Однако традицией русской методики всегда являлось бережное отношение к тексту художественного произведения: наша методика гордится тем, что на уроках русского языка, даже в начальных классах, используются подлинные, не адаптированные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, М. М. Пришвина и других мастеров слова.

адресат речи (перципиент) – тот, к кому обращена речь, кто ее воспринимает. Говорящий и пишущий всегда учитывает своего А., возможности его восприятия и понимания, его интересы и пр. Умение правильно учитывать А.р. является одним из неотъем-

лемых качеств хорошей речи, и этому обучают в школе, разрабатывается соответствующая методика. От А.р. к говорящему поступают сигналы о результатах восприятия – так называемая обратная связь: ответы, реплики, а также выражение лица, мимика, жесты. Контакт с А.р. облегчает процесс речи (см. статью Речь).

азбука. 1. Совокупность букв, письменных знаков, принятых в той или иной графической системе языка; алфавит. Буквы располагаются в определенном (алфавитном) порядке. Алфавит как система изучается в I, затем в IV классе. Алфавитный порядок используется в учебных словарях, справочниках для поиска статей, слов.

2. То же, что букварь: учебная книга для обучения грамоте; другие пособия для первоначального обучения: разрезная А., А. в картинках, А. рассыпная, А. на кубиках и пр.

азбука в картинках – пособие для обучения грамоте детей, как правило, до школы; обычно – в виде книжки, иногда – игры. Содержит яркие, запоминающиеся картинки на каждую букву алфавита: А – аист, Б – белка, В – ворона, Г – гусь и т. д. Под картинкой – изображение буквы, иногда – напечатанное слово. Прием усвоения звука и буквы с помощью картинки широко используется в русской букваристике.

активизация словаря учащегося – работа учителя и учащегося, направленная на расширение активного словаря каждого учащегося; А.с.у. состоит во включении новых, еще не активизированных слов в различные упражнения с заданием использовать их в составляемых предложениях, словосочетаниях, текстах.

Конкретные приемы А.с.у.: составление словосочетания и предложения с заданным словом; обязательное употребление указанных слов в устном пересказе и письменном изложении, в устном рассказе и письменном сочинении (изложения и сочинения по опорным словам); правка написанного текста изложения и сочинения с целью разнообразия лексики; устные и письменные замечания о языке сочинения при взаимном рецензировании и т. п.

Слово считается активизированным в том случае, когда учащийся употребит его самостоятельно и правильно хотя бы одни раз. В процессе А.с.у. усваивается сочетаемость слова с другими словами, формируются грамматические умения, углубляется понимание значений слов, в том числе и переносных. А.с.у. является необходимым и завершающим компонентом системы словарной работы в школе.

активный словарь учащегося – та часть его словаря, которая используется им в его самостоятельной устной или письменной речи: в диалогах, рассказах, пересказах прочитанного, в сочинениях и пр., т. е. без специального задания учителя употребить именно указанные слова.

 

алгоритмы в обучении русскому языку. Алгоритм – точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом единообразного решения любой задачи определенного типа.

анализ языка художественного произведения – вид языкового анализа; предполагает работу учащихся (под руководством учителя) по обнаружению, выделению и объяснению значения и функций изобразительно-выразительных средств языка

аудиовизуальный метод – один из методов обучения языку, предполагающий использование одновременно звуковых и зрительных технических средств обучения: кинофильмов, телепередач, озвученных диафильмов, видеозаписей, экранных пособий, а такжедругих форм совмещения зрительных и слуховых восприятий.

 

аннотация – резюме, краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элемент оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности. Составление А. – один из видов упражнений в связной речи учащихся, вид реферативной работы, близкий к сжатому изложению. (Используется не ранее VI класса.)

аппликация – методический прием, используемый преимущественно в младших классах при иллюстрировании сочинений, изложений, устных рассказов и пересказов, а также читаемых художественных произведений. Представляет собой изготовление картинок, иллюстраций, составленных из наклеенных или нашитых на основу фигур, деталей разных цветов. В начальных классах служит средством связи уроков русского языка с уроками труда.

аргумент (-ы) – структурный (-е) элемент(-ы) рассуждения: тезис развивается и доказывается в сочинении-рассуждении с помощью А. А. могут быть самыми разнообразными: приведение примеров из современной жизни или из истории, из художественной литературы и других искусств, ссылки на мнения авторитетных людей, логические доказательства, изложение собственных целей, задач, собственного понимания путей решения поставленных целей и задач, опровержение чужих мнений, с которыми автор не согласен, и т. п. От качества А., приведенных автором сочинения-рассуждения, зависит убедительность, стройность сочинения, реализация его замысла. А. обобщаются в выводах.

аргументация – доказательство, обоснование высказанной мысли. Хорошая А. – одно из основных качеств связной речи, главным образом научной, «деловой» речи. Отсутствие А. может расцениваться как логический недочет сочинения, устного сообщения, доклада.

 

артикулирование звуков – образование звуков речи посредством движений органов речи: языка, губ, мягкого нёба; анализ положения и движений органов речи при произношении того или иною звука; подготовка органов речи к произношению того или иного звука. Каждый звук в русском языке может быть артикуляционно охарактеризован на доступном для учащихся уровне.

архаизм – устаревшее слово, или словосочетание, или грамматическая форма. В художественной литературе Л. используется как изобразительный прием с различными стилистическими функциями, помогая писателю передать колорит эпохи, уточнить речевую характеристику персонажа.

аудирование – восприятие речи на слух и понимание ее, один из четырех видов речевой деятельности наряду с говорением, письмом и чтением. Методика А. (восприятия речи) пока разработана мало, несмотря на то что, по данным обследований, на уроке до 50% звучащей речи учащихся и учителя не воспринимается или не осознается определенной частью учащихся. Причины низкого уровня А.: недостаточное внимание учащихся, отсутствие интереса к материалу, плохая слышимость из-за ослабленного слуха учащихся или из-за шума на уроке, использование учителем труднопонимаемых слов или слишком сложных и крупных синтаксических конструкций.

афоризм – устойчивое изречение, содержащее обобщенную и законченную мысль о явлении действительности, обычно на темы нравственных отношений, о жизни людей и пр. А. бывает построен в лаконичной, яркой, запоминающейся форме..

Б

беседа на уроках русского языка – метод обучения, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам учителя. Представляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающееся постановкой цели и завершающееся выводами. Учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию нового и к выводам, к обобщениям. Б. активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – задача, которую решают учащиеся. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная; беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться наблюдениями над языком, выполнением упражнений по орфографии,

букварный период обучения грамоте – время изучения в I классе букв по букварю (в отличие от добукварного и послебукварного периодов). На протяжении Б. п. дети овладевают слоговым чтением.

 

воображение в развитии речи – процесс мысленного создания новых образов па основе элементов прошлого опыта. Обеспечивает создание программы действий в тех случаях, когда проблемная ситуация неопределенна. В. бывает пассивное и активное, последнее – воссоздающее и творческое. Творческое В. лежит в основе большинства видов сочинения и других речевых упражнений учащихся: рассказов по сюжетным картинам, по данному началу или концу, сочинений о будущем, типа развития сюжета рассказа, в основе творческих пересказов и изложений, устного рисования, составления картинного плана и т. п. Поэтому развитие В., в первую очередь – творческого, необходимо для успешного развития речи учащихся.

Существенную роль В. играет в обучении другим языковым умениям: чтению, аудированию, орфографии и пунктуации. На механизме В. основано

выборочный диктант – вид слухового или зрительного диктанта; в отличие от других видов диктанта, предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы (или грамматические формы) на изучаемое правило. Проводится с целью развития внимания, умения обнаруживать изучаемые или повторяемые явления; позволяет экономить время на уроке. Пример: при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в ходе В. д. учащиеся выписывают словосочетания «существительное + прилагательное», правильно согласуют второе с первым, пишут нужное окончание, подчеркивают его, в скобочках указывают падеж, число, род. В. д. допускает дополнительные задания в виде подчеркиваний, кратких примечаний и пр. Могут быть обзорные В. д.: все случаи употребления ь после шипящих, а также его отсутствия.

выборочный пересказ, выборочное изложение – вид устного пересказа, письменного изложения как приемов развития речи. В В. п., в. и. воспроизводится какая-то одна из частных тем (микротем) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например пересказать все, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; все, что характеризует картины природы в тексте. В. п., в. и. могут быть связаны с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием учителя, с желанием самого учащегося. Проводятся, как правило, не ранее II класса; служат основой подготовки к сочинениям типа характеристики героев литературных произведений, а в вариантах научного текста – основой обучения конспектированию и тезированию. В. п., в. и. связаны со сжатыми (краткими) пересказами, изложениями.

внутрипредметные связи – связи между различными сторонами (уровнями) изучаемого языка: его фонетикой и фонологией, графикой, орфографией, словообразованием, лексикой, образованием морфологических форм, сочетаний слов и предложений, сверх-фразовых единств, значением слов и других единиц языка.

воспитание внимания на уроках русского языка – одно из условий успешного обучения. Внимание – направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуационную значимость.

воспитывающее обучение русскому языку – один из главных дидактических принципов. Основные воспитательные возможности уроков русского языка: а) четкая организация познавательнойдеятельности учащихся, применение активной методики, атмосфера поиска, высокий уровень интересов, требовательность, творческая взаимопомощь, атмосфера честности и правдивости; б) привитие уважения и любви к русскому языку, понимание его богатства, выразительных возможностей, его международной роли, создание хорошей речевой среды на уроке, воспитание умения ценить родной язык, развитие чувства языка, хорошего вкуса: использование лучших произведений литературы, высокая культура устной и письменной речи, звучащей на уроке; в) использование на уроках для анализа и упражнений таких текстов, которые своим содержанием воспитывают любовь к Родине и ее природе, стремление к подвигу, ко всему прекрасному, благородному, высоконравственному, текстов, отражающих жизнь нашего народа, в том числе – местных материалов, использование соответствующей лексики; г) формирование материалистического мировоззрения и диалектического мышления на основе материала по языку

выбор метода, приема, упражнения определяется: во-первых, спецификой изучаемого материала (так, при изучении склонения имен прилагательных целесообразен выборочный диктант – школьники записывают имена прилагательные в сочетании с теми существительными, к которым они относятся); во-вторых, воспитательно-образовательными целями и задачами (для воспитания познавательной активности школьников используются те методы и приемы, которые требуют высокой самостоятельностиучащихся, ставят их в условия необходимости решения проблемных задач);в-третьих, возможностями самих учащихся, особенностями их интересов, уровня знаний и умений (хорошо подготовленные учащиеся могут выполнить упражнения с более высокой степенью самостоятельности, решить проблемную задачу по грамматике, составить алгоритм орфографического действия и т. п.); в-четвертых, особенностями языковой среды, окружения (в диалектной среде шире привлекаются литературные образцы, звукозаписи; в нерусской среде используется метод сопоставления языков и т. д.). В какой-то степени В. м. определяется особенностями личного опыта и мастерства учителя. Так, у одного учителя шире применяется метод беседы, другой больше внимания уделяет письменным работам учащихся. В. м. рассматривается как одно из важнейших условий оптимизации обучения.

выразительное чтение. 1. Одна из сторон навыка чтения. Под В. ч. в школе понимают устное чтение наизусть или по книге, правильно передающее идейное содержание произведения, его образы и предполагающее строгое соблюдение орфоэпической нормы. Признаки В. ч.: 1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп, умение их регулировать; 2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, отрицания, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски – радостную и грустную, восторженную иироническую и пр. Образцом В. ч. служит профессиональное художественное чтение, которое отличается от школьного В. ч. степенью глубины, полноты и яркости передачи идейного содержания и образов произведения. Методические средства развития В. ч. у учащихся: анализ содержания и образов, подготовка к В. ч., слушание образцового чтения, особенно – одного произведения разными чтецами, анализ этого чтения; различные формы инсценирования: от чтения по ролям – до подготовки спектакля; составление «партитур» предстоящего чтения; подготовка «словесного действия» (по К. С. Станиславскому); конкурсы на лучшего чтеца, литературные утренники и вечера, концерты. Основой В. ч. учащихся служит тренировка их речевого аппарата, развитие дикции (для этого используются специальные упражнения, скороговорки, «распевки» и пр.), а также изучение закономерностей русского произношения, ударения и интонаций.

 

грамматические ошибки – ошибки, обычно относимые к числу речевых, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики; ошибки в образовании форм слов – склонения или спряжения, в образовании сравнительной степени прилагательных, кратких форм прилагательных, в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий, в их употреблении и пр., а также в образовании словосочетаний или предложений. Нередко Г. о. возникают под влиянием просторечия и диалектов. Иногда Г. о. называют орфографические ошибки, связанные с грамматикой, например ошибки в написании безударных падежных окончаний: такое употребление термина неверно.

грамматические игры – методические приемы, обеспечивающие занимательность обучения; применяются на уроках и во внеклассной работе.

группировка – упражнение, широко применялось в методике русского языка в XIX в. В современной школе используется в I классе наряду с классификацией. Состоит в распределении данных слов по группам на основе каких-либо определенных признаков: например, Г. данных слов по частям речи; по назначению или принадлежности (тарелка, кастрюля – в одну группу; сосна, береза, дуб – в другую). Рекомендуется группировать слова также по типу орфограмм: слова с безударными гласными в корне, слова с приставками.

декламация – выразительное чтение художественного произведения, один из эффективных приемов обучения орфоэпии, интонациям, логическим ударениям, паузам и пр., развития дикции. Способствует общему повышению культуры речи, формирует чутье языка, развивает фонематический слух.

диалог – вид устной речи (реже – письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин полилог) говорящих лиц.

дифференцированный подход в обучении русскому языку – форма организации учебного труда учащихся (по мнению некоторых авторов, метод) на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных по национальному составу классах – по степени владения русским языком.

 

диагностика в обучении русскому языку – научно обоснованное определение причин тех или иных недочетов, ошибок, пробелов в знаниях, например: Д. орфографических ошибок того или иного типа. Д. ошибок помогает их предупреждать, устраняя причины, их вызывающие, а также позволяет прогнозировать возможные недостатки или положительные явления. Так, на основании Д., например, орфоэпических ошибок может быть определен тот уровень орфоэпических умений и навыков учащихся, который будет достигнут за указанный срок, например за два года.

жаргонизм – слово из жаргона (искусственного языка), понятного лишь определенному кругу людей, например Ж. преступного мира (см. «Вор» Л. Леонова). В художественной литературе используется для языковой характеристики определенной среды. В речи учащихся Ж. – отклонения от литературной нормы, речевые (стилистические) ошибки, состоящие в неоправданном использовании жаргонных слов и оборотов речи.

загадки на уроках русского языка – вид дидактического материала; фольклорный жанр. Используются в I классе при обучении грамоте, во всех классах как языковой материал для анализа и упражнений. З. отличаются четкостью построения фразы, лаконичностью, образностью: Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат (небо, звезды, месяц); Семьдесят одежек, а все без застежек (кочан капусты) и пр. В целях развития речи проводится также составление З. учащимися, преимущественно во внеклассной работе. Составляются сборники загадок и пословиц.

закрепление знаний, умений и навыков – вид учебной деятельности учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала. 3. з. осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также путем выполнения практических действий – упражнений

звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – метод, впервые в России введенный К. Д. Ушинским (по его терминологии, метод письма-чтения, или исторический) и усовершенствованный В. П. Вахтеровым, В. А. Флеровым, С. П. Редозубовым и др. Основные черты метода: за основу обучения берется звук; звуки выделяются из речевого потока, из слов путем их анализа; вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся; синтез идет вслед за анализом: составление слов, предложений; единицей чтения является слог (так называемое позиционное чтение); чтение с первых шагов – осознанное, поэтому читаемые тексты близки и понятны детям; обучение направлено на развитие мышления: аналитико-синтетические упражнения, беседы, наблюдения, работа с картинками, с наглядным материалом и пр.; обучение письму не отрывается от чтения, идет либо впереди чтения (в системе К. Д. Ушинского), либо после него (в современных букварях). З. а.-с. м. о. г. используется в русской школе с середины 60-х годов XIX в. с небольшим перерывом (1923 – 1935) по настоящее время. Современные буквари (В. Г. Горецкого и др.) составляются в соответствии с основными, принципиальными положениями этого метода.

зоркость орфографическая – способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы.

имитационный метод в обучении языку – метод, в котором преимущественное внимание уделяется не задачам коммуникации, выражения своей мысли, не теории изучаемого языка, а подражанию предлагаемым образцам.

индивидуальный подход в условиях коллективной работы класса – один из принципов обучения. Предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика. На уроке – это внимание учителя к каждому учащемуся, помощь индивидуального характера, вопросы и задания, учитывающие индивидуальные возможности и недочеты в знаниях,

исследовательский метод в обучении русскому языку – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

 

 

каллиграфия (чистописание) – умение писать четко, разборчиво, в соответствии с утвержденными образцами-прописями, красиво. К. может быть доведена до уровня искусства. На уроке отводится 5 – 7 мин на каллиграфические упражнения; индивидуальные недочеты устраняются в индивидуальных занятиях вне урока.

канцеляризм – речевая ошибка (стилистическая): использование слова, оборота речи, фразы, обычно употребляемых в официально-деловых текстах, в «канцелярском» стиле, в несвойственном им контексте, например из книги К. И. Чуковского «Живой как жизнь»: человек спрашивает девочку лет четырех: «Девочка, ты по какому вопросу плачешь?»

картинный словарь русского языка – пособие для учащихся, используется главным образом при изучении русского языка как неродного. В К. с. на каждое слово дается предметная картинка, иногда – сюжетная, а также предложение или небольшой связный текст. Служит средством наглядности, занимательности обучения, помогает в работе над значением слова

касса букв и слогов – пособие, используемое в работе с учащимися I класса в период обучения грамоте. Представляет собой набор карточек из твердой бумаги, на которых напечатаны буквы и слоги. Из этих карточек учащиеся составляют слова и предложения на наборном полотне или на классной доске. К. б. и с. изготовляются разных размеров – для работы у доски или за партой. Составление слов из букв и слогов способствует их запоминанию, учит соотносить звук и букву, развивает орфографическую зоркость. (Ср. Азбука подвижная (разрезная).)

 

ключевые слова – важнейшие термины (слова и словосочетания), которые даются в виде небольшого списка, с толкованиями или без них, в начале статьи, книги, доклада с целью обратить на эти слова внимание читателя, помочь ему быстрее сориентироваться в замысле предлагаемого труда. К. с. служат средством обучения письму рефератов, тезисов, статей и пр

коммуникативные методыобучения языку – методы, комплексы методических приемов, опирающиеся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию

 

компиляция – использование в своем докладе, сочинении чужих, заимствованных фактов, материалов и текста без самостоятельной мысли, без творчества, без собственного вклада. Рассматривается как существенный недочет. В дореволюционной методике термин использовался без отрицательной окраски для обозначения ученических работ, близких к рефератам.

культура речи учащихся – владение нормами устного и письменного литературного языка (орфоэпия, ударение, словоупотребление, орфография, морфология, синтаксис), а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.

логические упражнения – вид упражнений по языку, включаемых обычно в систему развития речи в младших классах. Широкое развитие получили в пособиях XIX в. – у Е. О. Гугеля, К. Д. Ушинского, Н. А. Корфа. В основе Л. у. лежат операции группировки, выделения частей целого, подчинения видовых понятий родовым, классификации, сравнения, описания, определения понятий, построения суждений и умозаключений, противопоставления и другие аналитические и синтетические операции. Л. у. выполняются на словарном материале, а также путем составления словосочетаний, предложений и связных текстов (например, типичным Л. у. является сочинение типа сравнительного описания). Л. у. включаются в современные учебники и методические пособия.

 

методы исследования в методике русского языка: методический эксперимент – поисковый (ориентирующий); констатирующий (так называемые «срезы»); формирующий, или обучающий; контрольный. Эксперимент может протекать в обычных, естественных условиях работы учителя и в лабораторных, более строгих, специально организованных условиях. Метод наблюдений, изучение и обобщение передового опыта учителей и коллективов. Метод бесед с учащимися, анкетирование и интервью, беседы с учителями, родителями – метод экспертных оценок (эксперты – учителя). Изучение школьной документации – тетрадей учащихся, журналов, дневников учителей и пр. Изучение истории – методического наследства. Изучение применимости тех или иных лингвистических, психолингвистических или психологических теорий к обучению языку и пр.

методы обучения русскому языку – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение целей обучения. Различаются М. о. общие – их разрабатывает дидактика – и методы частные. И те, и другие М. о. р. я. представляют собой комплексные последователи-

методические (поурочные) разработки – вид практического пособия для начинающего учителя; содержит примерное планирование материала по курсу русского языка на полугодие, на год, а также примерные конспекты (планы) уроков. М. р. помогают учителям (иногда – даже опытным) глубже понять идеи и возможности, заложенные в учебниках русского языка и других пособиях, облегчают труд учителя. М. р. – это образцы, которые могут помочь учителю построить свой урок.

Наблюдение – один из методов обучения. Состоит в организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимися явлений, в частности – языковых явлений, фактов. Н. организуется по определенному плану, в ходе беседы, где вопросы учителя дают направление Н. Н. индуктивное: в процессе Н. накапливаются факты, выделяются признаки явления, предмета, они обобщаются, делается вывод; Н. дедуктивное: до Н. формулируется гипотеза, а в процессе Н. накапливаются факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу, затем следует вывод. Н. сочетается с беседой, словом учителя, упражнениями.

наборное полотно – пособие, используемое главным образом в I классе в период обучения грамоте. Представляет собой планшет, на котором учащиеся расставляют карточки с напечатанными на них буквами. Служит для выполнения синтетических упражнений – для составления слогов, слов, предложений. Вырабатывает у учащихся умения в области соотнесения звуков и букв, формирует орфографическую зоркость. Н. п. используется как на доске для всего класса, так и каждым учеником на парте, индивидуально.

пассивный словарь учащегося – совокупность слов, понимаемых им, но не употребляемых в собственной речевой практике.

подготовка учителя к уроку – комплекс действий учителя, направленных на достижение оптимального результата урока. Складывается из: а) определения места данного урока в цикле уроков по теме или разделу; б) анализа результатов предыдущих уроков, проверки тетрадей и пр.; в) осмысления образовательной и воспитательной цели данного урока; г) установления объема учебного материала, меры умений, над которыми будет проводиться работа на уроке, д) выбора материала из учебника, сбор-пика диктантов, других пособий для данного урока; е) выверки материала с точки зрения культуры речи, обогащения словаря учащихся, развития их речи; ж) определения необходимой индивидуальной работы на уроке; з) подготовки наглядных и иных пособий для урока; и) составления плана (конспекта) урока; к) прогнозирования итога урока, определения перспективы последующих уроков.

Приступая к новой теме, учителя готовятся одновременно к нескольким урокам, создавая их систему, определяя преемственную связь между ними, распределяя материал, виды работы, обеспечивая разнообразие типов уроков.

познавательная активность учащихся в процессе обучения русскому языку – проявление дидактического принципа активности в обучении. Состоит в самостоятельной познавательной деятельности, направляемой учителем, в овладении учащимися умениями и навыками учебного труда. П. а. у. характеризуется возрастанием степени самостоятельности, степени сложности познавательных умений. П. а. у. имеет место при изучении нового материала, при закреплении, при повторении, при выполнении упражнений. В педагогической науке разрабатываются уровни познавательной

активности и самостоятельности учащихся в обучении. Выделение уровней позволяет говорить о степени самостоятельности и познавательной активности учащихся и с этой точки зрения оценивать

практическая направленность обучения русскому языку – один из аспектов дидактического принципа единства теории и практики. П. н. отражает цели и задачи обучения русскому языку. Предполагает преимущественное внимание учителя к вооружению учащихся практическими умениями и навыками по языку, которые им необходимы в жизни и в дальнейшем обучении разным предметам: овладению речью, чтением, письмом, орфографией, орфоэпией, интонациями, выразительностью устной речи и чтения, навыком восприятия чужой речи, умениями в области грамматического анализа, в пользовании словарями и т. п. П. н. обучения русскому языку не противоречит теоретической работе, усвоению знаний: вся практическая работа, где это возможно, опирается на теоретические знания, на правила, закономерности, языковые понятия. В то же время П. н. не может замыкаться лишь на выполнении упражнений, способствующих закреплению теории, ее цель – обслуживание многосторонних потребностейучащихся в коммуникации, познавательной деятельности, письме, чтении и пр.

приемы обучения русскому языку



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: