Менеджмент
М-ды управления, их сущность и класс-я.
Группы методов:
1 экономические –использование объективных экономических законов.
2 сферы действия:
а) экономические отношения государства с предприятиями и организациями – кредит, субсидии благоприятные условия;
б) экономические отношения предприятий и организаций др. с др.
В группу экономических методов управления предприятия включаются:
А) методы экономического стимулирования;
Б) методы ценообразования;
В) методы финансирования;
Г) методы кредитования, в том числе: внутрифирменное планирование.
2. организационно-распорядительные (административные) - совокупность приемов и методов управленческого воздействия с целью регулирования организационных отношений, возникающих в процессе совместной деятельности людей – правовое обеспечение управления.
К документам организационо-методических инструментов относятся:
1) должностные инструкции, которые устанавливают права функциональные обязанности лиц административно-управленческого и инженерно-технического персонала;
2) методические указания и рекомендации - описывают выполнение комплекса работ, связаны между собой и имеют общие целевые назначения;
3) методические инструкции определяют порядок, методы и формы работы;
4) рабочие инструкции определяют последовательность действий, из которых состоит рабочий или управленческий процесс.
3 социально-психологические. - конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри его, мероприятия по регулированию професс.-квалификационной структуры коллектива, по повышению професс.-технического уровня работников, улучшение жилищно-бытовых условий рабочих, по улучшению условий труда и охраны здоровья.
Психологические методы направлены на регулирование взаимоотношений между работниками по средствам создания оптимального психологического климата в трудовом коллективе.
В качестве соц.-психологических факторов используются: анкетирование, интервьюирование, применение спец. тестов, наблюдение, опросы и т.д.
Политика, стратегия и миссия организации. Стратегия интенс.и интеграц.развития, диверсификации, сокращения и др.
Политика организации – совокупность правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему.
Стратегия -постановка среднесрочных и долгосрочных целей,направленных на максимизацию доходов и прибыли.
Стратегия предприятия -программа действия,выявл.приоритетов вложений рес-сов,для достижения основных цели.
Миссия организации - философия и предназначение организации, смысл ее существования на рынке, отличие организации от остальных организаций.
В миссии провозглашаются:
- социальные обязательства и гражданская ответственность перед обществом;
- принципы отношения к различным группам общественности, к окружающей среде и т.д.
Большинству компаний для того, чтобы оставаться конкурентоспособными необходим постоянный рост. Этот рост может происходить по отношению к позиции "товар/рынок"*156 или осуществляться в рамках индустриальной цепочки. Постоянный приток дополнительных финансовых ресурсов помогает компании расширить свою рыночную долю и, следовательно, в большинстве случаев увеличить прибыльность. Это, в свою очередь, позволяет увеличить совокупные отчисления на инновации, продвижение, расширение сбытовой сети и т. п., а также нивелировать недостатки.
Виды стратегий:
• интенсивный рост — рост в рамках существующего базового рынка;
• рост посредством диверсификации — предполагает выход компании за границы своего рынка с новым товаром;
• интегративный рост — рост в рамках индустриальной цепочки.
Стратегия интенсивного роста может использоваться предприятием, если в ходе анализа рынка выясняется, что фирма еще не полностью исчерпала возможности роста в рамках существующих позиций "товар/рынок".
Стратегия роста через диверсификацию. В случае, если дальнейший рост компании в рамках ее традиционных сфер деятельности не возможен компания может выбрать стратегию диверсификации своей деятельности.
Стратегия сокращения - стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением целей ниже достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.
Организационная структура упр-я предприятием
Организационную структуру менеджмента - совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей фирмы.
элементы: звенья (отделы), уровни (совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией) и связи — горизонтальные и вертикальные.
Первое разделение: формальные и неформальные организационные структуры. а) формальная структура фирмы — это структура, выбранная и установленная менеджерами высшего уровня путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и пр.; б) неформальная структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречий их взглядов, интересов, целей и пр. Не формальная структура является отражением межличностных отношений в рамках формальной структуры.
Структуры делятся на:
1) Механистическая (бюрократическая) характеризуется большой сложностью, большим числом подразделений по горизонтали, недостаточность гибкости.
2) Органическая структура (адаптивная), более простая, имеет широкую информационную сеть, менее формализована.
1а) Функциональная структура — результат разделения управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою определенную задачу в управлении, т. е. выполняет определенную функцию.
1б) дивизиональная структура. Деление организации на отделы происходит по трем признакам: по продукту, группам покупателей и географическим регионам.
1в) Линейная структура. Все ее элементы находятся на прямой линии подчинения, от верхнего уровня до самого нижнего. Каждый уровень управления подчиняется вышестоящему. Линейная структура: плоскую и многоуровневую Линейная плоская структура имеет мало (2, 3) уровней и рассчитана на большое число работников, подчиняющихся одному руководителю. Линейная многоуровневая структура имеет низкую норму управляемости, т. е. небольшое число сотрудников подчиняется одному руководителю.
1г) Линейно-штабная структура. С ростом фирмы у ее руководства возникает необходимость в привлечении специальных экспертов.
2а) Проектная (программно-целевая) структура. - временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи.
2б) Матричная структура представляет собой комбинацию двух видов департаментации: по функциям и по продукту.
2в) Венчурные организации. Их характерными особенностями являются: рисковый бизнес, т. е. предприниматель выбирает совершенно новый объект и рискует своим капиталом В случае успеха предприниматель может получить высокие или сверхвысокие прибыли.