5.1. Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов обучающихся, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально – экономического развития региона и национально – культурных традиций.
5.2. Количество учебных групп в отделениях хоккея с шайбой, шорт-трека, фигурного катания, велоспорта и других олимпийских видов спорта, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей и других специалистов), привлекаемых Учреждением для работы с обучающимися, (в т.ч. непосредственно в одном отделении) определяются Учреждением, исходя из установленного Учредителем задания и утвержденной Учреждением сметы расходов и доходов.
5.3. Образовательный и учебно-тренировочный процесс в Учреждении проводится по принципу поэтапности в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.
Для обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха обучающихся в период зимних и летних каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря в пределах ассигнований, выделяемых на содержание Учреждения.
5.4. Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки Учреждение использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
- анализ физического развития и освоения спортивных навыков обучающихся;
- сдача контрольных нормативов;
- просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
5.5. Учреждение осуществляет образовательный и учебно-тренировочный процесс на 5-ти этапах спортивной подготовки:
- спортивно-оздоровительный этап (весь период);
- этап начальной подготовки (до 3-х лет в зависимости от вида спорта);
- учебно-тренировочной этап (4-5 лет);
- этап спортивного совершенствования (3 года);
- этап высшего спортивного мастерства (до 5 лет и более).
5.6. Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и устанавливается тренерским советом Учреждения в зависимости от специфики вида спорта, задач и периода подготовки. Объем учебно-тренировочной нагрузки может быть сокращен не более чем на 25%, начиная с учебно-тренировочного этапа свыше двух лет обучения.
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательной работы в Учреждении является занятие продолжительностью 45 минут. Продолжительность занятий для групп укомплектованных дошкольниками в возрасте от 4 до 6 лет – 30 минут, от 6 до 7 лет – 35 минут.
Объем тренировочной нагрузки, продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в учебных группах не должен превышать:
- в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки – 2-х академических часов;
- в учебно-тренировочных группах – 3-х академических часов;
- в спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства - 4-х академических часов.
В объем тренировочной нагрузки входят все формы работы.
5.7. Для анализа и корректировки своей деятельности Учреждение использует
следующие критерии:
1) на спортивно-оздоровительном этапе:
- уровень общей физической подготовки;
- уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
2) на этапе начальной подготовки:
- стабильность состава обучающихся, уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;
- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;
- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.
3) на учебно-тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.
4) на этапе спортивного совершенствования:
- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- зачисление обучающихся Учреждения в школы высшего спортивного мастерства.
5) на этапе высшего спортивного мастерства:
- стабильность успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
- достижение результатов уровня сборных команд Российской Федерации.
5.8. Поступление в Учреждение производится по заявлению обучающихся при согласии родителей (законных представителей) и при предъявлении медицинского заключения о состоянии здоровья обучающихся.
5.9. На этап начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в избранном виде спорта.
5.10. На учебно-тренировочный этап, как правило, зачисляются только практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.
5.11. На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены выполнившие норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России в индивидуальных видах спорта и выполнившие норматив не ниже первого юношеского разряда в игровых видах спорта.
5.12. На этапе высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации.
5.13. Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяется непосредственно Учреждением и оформляется приказом директора Учреждения.
5.14. Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности и в соответствии с параметрами приведенными в таблице №1.
Таблица №1
Этапы подготовки | Период обучения | Минимальная наполняемость групп (чел.) | Максимальный количественный состав группы (чел.) | Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки час/нед.) |
Спортивно-оздоровительном | Первый год | 20-25 | ||
Второй год | 20-25 | |||
Начальной подготовки | Первый год | 15-22 | ||
Второй год | 12-22 | |||
Третий год | 12-22 | |||
Учебно-тренировочный | Первый год | 10-22 | 20-30 | |
Второй год | 8-22 | 20-30 | ||
Третий год | 6-22 | 16-30 | ||
Четвертый год | 4-22 | 16-25 | ||
Пятый год | 2-22 | 16-25 | ||
Спортивного совершенствования | До года | 1-22 | 14-25 | |
Свыше года | 1-22 | 12-25 | ||
Высшего спортив-ного мастерства | Весь год | 1-22 | 8-25 |
Примечания:
Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки.
Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, предусмотрен указанными режимами нагрузки (работы), начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25%.
5.15. При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности разница в уровне их спортивного мастерства не должна превышать двух спортивных разрядов.
5.16. Перевод обучающихся (т.ч. досрочно) в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки проводится решением тренерского совета на основании выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача. Обучающимся, не выполнившим предъявляемые требования, предоставляется возможность продолжить обучение повторно на том же этапе подготовки.
5.17. Учреждение организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией Учреждения для каждого вида спорта отдельно.
5.18. Языками обучения в Учреждении являются государственные языки Республики Башкортостан и России.
5.19. Обучающиеся на любом этапе многолетней подготовки могут быть отчислены в случае:
- ухудшения состояния здоровья на основании заключения врачебно-физкультурного диспансера;
- не освоения обучающимися минимальных объемов тренировочных нагрузок, утвержденных учебным планом;
- прекращения занятий по собственной инициативе;
- грубых и неоднократных нарушений Устава Учреждения, о чем Учреждение должно информировать родителей (законных представителей).
5.20. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта Учреждения проводятся в соответствие с годовым учебным планом, рассчитанным на 52 недели учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях Учреждения или по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.
5.21. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика. Обязательность работы по индивидуальным планам устанавливается на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
5.22. Расписание занятий составляется администрацией Учреждения по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. Содержание учебно-тренировочных занятий должно соответствовать утвержденным образовательным программам.
5.23. По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего мастерства, корме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы.
5.24. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах – трех академических часов при менее чем четырех разовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю – четырех академических часов.
5.25. Учреждение для подготовки обучающихся в личных и командных видах спортивных дисциплин проводит учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к муниципальным, региональным и до 18 дней к всероссийским и международным соревнованиям.
5.26. Группы спортивного совершенствования и группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в муниципальную, региональную сборные команды, и 250 дней для подготовки спортсменов, включенных в состав сборных команд Российской Федерации.
5.27. В целях предупреждения нарушения здоровья у обучающихся Учреждения предусматривается:
- диспансерное обследование не менее двух раз в год;
- дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях после болезни или травм;
- контроль за использованием обучающимися фармакологических средств.
5.28. Выпускниками учреждения являются обучающиеся, прошедшие все этапы многолетней подготовки. Выпускникам Учреждения выдается карта спортсмена с указанием уровня развития их физических качеств и рекомендациями по дальнейшему спортивному совершенствованию, разрядная книжка спортсмена. Зачисление и выпуск обучающихся оформляется приказом директора Учреждения. Обучающиеся, направленные на повышение спортивного мастерства в школы-интернаты спортивного профиля, школы олимпийского резерва, высшего спортивного мастерства или в иные клубы более высокого уровня считаются обучающимися данного Учреждения и могут выступать за ее команды.
5.29. Учреждение при определение перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимым для качественного проведения учебно-тренировочной работы, руководствуются «Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем» (приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 года №345) и «Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования (приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 года №345) и «Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования (приказ Госкомспорта России от 3 марта 2004 года №3 190/л). В случае отсутствия собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов Учреждения предусматриваются расходы на арендную плату в размере согласно заключенным договорам.
5.30. С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса Учреждение может иметь специализированный автотранспорт.
5.31. Штатное расписание Учреждения утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда.
5.32. Учреждение самостоятельно определяет структуру управления деятельностью Учреждения, утверждает штатное расписание, осуществляет распределение должностных обязанностей, устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации», в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условия выполняемой работ, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах имеющихся средств.
5.33. Для расчета заработной платы тренерам-преподавателям директор Учреждения ежегодно на начало календарного года утверждает тарифицированный список по установленной форме.