Методические рекомендации




В начале XIX века в мире господствовала философия Гегеля как «философия духа». Мир в ней представлялся в форме различных стадий воплощения познающего себя разума: «Все действительное разумно, все разумное действительно». Основой мира является Абсолютный дух. Это философский идеализм, которому традиционно противостоял материализм. Таким образом, в философии были разведены и противопоставлены друг другу активное, действующее, нематериальное начало - разум, дух и начало инертное, пассивное - материя.

Начавшийся в 30-40-е годы XIX века кризис философии был вызван критикой рационализма, который рассматривал разум как главную познавательную способность человека. Результатом кризиса стало рождение современных философских направлений, каждое из которых дало свой ответ на вопрос о роли разума в жизни человека и общества. Наиболее известными являются «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), философия деятельности (марксизм, прагматизм), философия науки (позитивизм, постпозитивизм, сциентизм), религиозная философия и экзистенциализм.

«Философия жизни» утверждает, что разум играет второстепенную роль в жизни человека. Что же играет главную роль? По мнению А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона – бессознательные, иррациональные, т.е. неосознаваемые человеком желания и влечения. Для А. Шопенгауэра это «воля к жизни», для Ф. Ницше – «воля к власти», для А. Бергсона – «интуитивный порыв».

«Философия жизни» - попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир - не дух и не материя. В его основе - активная жизненная сила. С точки зрения Шопенгауэра и Ницше - это воля. Она не разумна, не рациональна, представляет собой слепую, стихийную активность. Мир как бы сбрасывает с себя ореол порядка, добропорядочности, степенности, разумности и превращается в дикую игру сил и стихий. Страсть, необузданность, отвага, мужество, сила занимают в этом мире достойное место, рассматриваются как изначальные свойства жизни. Все, что их сдерживает и подавляет, есть признак слабости и болезни. Неслуча йно мораль, религия, разум - то, что больше всего ценила прежняя философия - попадают в разряд антиценностей.

Рассматривая философию Фридриха Ницше, необходимо выделить ее сильные и слабые стороны, воздержаться от односторонней оценки этого учения. С точки зрения профессиональной, академической философии Ницше не философ, или, по крайней мере, не совсем философ. Он отрицал ту философию, к которой привыкли до него - как систему, которая строится на дисциплине, стремится упорядочить знания о бытии.

Ницше философ-поэт. Его философия воплощена не в логике и строгой системе, а в художественных образах. В ней слишком много искусства. Ницше как бы пытается снова соединить философию и жизнь, сбросить с нее покрывало академизма и профессорской учености, делающее философию для многих недоступной. Поэтому именно Ницше считают наиболее ярким выразителем философии жизни, который воспринимал жизнь как главную ценность. В философии Ницше можно выделить две основные идеи: 1) идею «сверхчеловека»; 2) идею «переоценки всех ценностей». Идеал сверхчеловека противопоставляется современному человеку или массовому индивиду (человеку массы), которого Ницше характеризовал крайне отрицательно.

Важное место среди философских течений ХХ столетия занимает экзистенциализм (от лат. existentia – существование), который полностью сконцентрировал свое внимание на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями. Исходные идеи экзистенциализма позаимствованы из трудов датского мыслителя Серена Кьеркегора (1813-1855). Но только в ХХ веке он приобрел общемировой размах. Возникновение и распространение экзистенциализма связано с кризисом гуманизма в ХХ веке в результате переживания трагедии двух мировых войн. Философы разных стран и национальностей поставили перед человечеством вопрос о ценности человеческой жизни, ее хрупкости и трагедии смерти.

С известной долей условности экзистенциализм разделяют на религиозный (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Экзистенциалистические воззрения М. Хайдеггера (его фундаментальная онтология) стоят особняком: их, чаще всего, не причисляют ни к тому, ни к другому из указанных направлений.

Все современные школы экзистенциализма стремились решить такие вопросы как: сущность человеческой экзистенции, ее уникальность и неповторимость; смысл жизни и смерти человека; соотношение личности и массы; сущность человеческой свободы; смысл творчества и самореализации личности. Однако ответы на эти вопросы в религиозном и атеистическом экзистенциализме существенно отличаются. Это вызвано отношением к проблеме существования Бога, и тесно связанными с ней вопросами: случайно или закономерно возникновение человека в этом мире, существует ли единый для всех людей смысл жизни или каждый из нас должен найти свой собственный смысл?

Сделайте личные выводы относительно вопросов, обсуждаемых на семинаре.

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите и проанализируйте наиболее общие положения «философии жизни».

2. Почему мировоззрение Ницше определяют как аристократический анархизм?

3. Какие именно идеи Ницше наиболее повлияли на мировоззрение ХХ века?

4. Почему Ницше критиковал христианство?

5. Как Ницше понимал жизнь и власть, почему жизнь считал главной ценностью?

6. Какие идеи являются общими для всех школ экзистенциализма?

7. В чем принципиальное различие между религиозным и атеистическим экзистенциализмом?

8. Дайте определение экзистенции.

9. Какую роль играет в экзистенциализме проблема свободы и ответственности?

10. Как в экзистенциализме решается вопрос о соотношении личности и массы?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: