Методические рекомендации




Проблема сознания является одной из самых актуальных и дискуссионных в истории философии, поскольку от ее решения зависит наш ответ на основной вопрос философии: «Что первично?».

Во все времена истории человеку было интересно узнать, что такое сознание, как оно произошло, как оно функционирует, какую имеет структуру, что в сознании доминирует – сознательное или бессознательное, разум или инстинкты? Самое парадоксальное во всей этой ситуации, что изучать свое собственное сознание человек может только с помощью самого сознания)))

До сих пор в философии и науке не существует однозначного определения сознания. Сознание - это человеческая форма деятельности, которая ориентирована на отражение и преобразование окружающей действительности. Сначала человек отражает действительность в образах сознания, мыслеформах и чувствах. Затем он стремится воздействовать на окружающий мир, при этом процесс воздействия также порождает определенные образы сознания, мыслеформы и чувства. В философии и науке на протяжении всех времен ведется дискуссия – что первично? Сознание, порождающие образы действительности (идеи), или действительность (бытие), порождающая образы сознания?

В узком смысле слова сознание – это способность человека отражать окружающий мир, оценивать его, давать самооценку, вырабатывать определенную программу поведения. Как правило, все эти процессы происходят на уровне осознания и самосознания. Таким образом, говоря, что человек пребывает в сознании, мы имеем ввиду, что в данный момент он осознает, что с ним происходит.

В широком смысле слова сознание – это психическая жизнь человека (душа), состоящая из трех основных уровней – подсознания, осознания, сверхсознания. Условно к подсознанию относят инстинкты, рефлексы, архетипы, процессы ощущения и восприятия, сон и сновидение, неосознаваемые желания и влечения и др. Осознание связано на прямую с процессами мышления, самоконтроля, самосознания и самооценки, с волевыми процессами. Сверхсознание подразумевает способность человека вырабатывать идеалы и подчинять им свою жизнь, заниматься творчеством с полной самоотдачей, входить в высшие (мистические) состояния сознания.

Одним из первых в современной науке и философии проблему соотношения сознательного и подсознательного (бессознательного) поставил и рассмотрел З. Фрейд, основоположник психоанализа. Рассматривая учение психолога, необходимо проанализировать структуру человеческой личности (Оно, Я, Сверх-Я), теорию подсознания и его роль в жизни человека. Рекомендуется обратить внимание на раннее учение о либидо и позднее учение об инстинктах жизни и смерти.

Дальнейшее свое развитие психоанализ получил в учении К. Г. Юнга, ученика и оппонента З. Фрейда. Необходимо рассмотреть структуру личности по К. Г. Юнгу, учение о коллективном и личномподсознании, проанализировать их значение. Обратить внимание на учение об архетипах и комплексах. Рекомендуется провести сравнительную характеристику учений З. Фрейда и К. Г. Юнга, сделать выводы относительно принципиальных расхождений их взглядов на человека.

Не менее сложной и дискуссионной является проблема соотношения мышления и слова. Рассматривая этот вопрос, обратить внимание на то, как в современной философии и науке решаются следующие вопросы: Что первично - мышление или слово? Как влияет процесс мышления на слово? Существует ли обратная связь между словом и мышлением? Какие особенности процессов мышления наблюдаются у людей, говорящих на нескольких языках? Возможно ли взаимопонимание между людьми, говорящими на разных языках? Каким образом мышление влияет на здоровье человека?

Сделайте личные выводы относительно вопросов, обсуждаемых на семинаре.

Вопросы для самоподготовки:

1. Какое значение для философии и науки имеет учение З. Фрейда?

2. Укажите и проанализируйте структуру личности по З. Фрейду.

3. Какие инстинкты З. Фрейд считал основными?

4. В чем заключается основная проблема жизни человека и его личности?

5. Что преобладает в человеке – сознательное или бесознательное?

6. В чем принципиальное отличие учений К. Г. Юнга и З. Фрейда?

7. Укажите и проанализируйте структуру личности по К. Г. Юнгу.

8. Что такое архетип?

9. Какое значение для философии и науки имеет учение К. Г. Юнга?

10. Что первично - мышление или слово? Как влияет процесс мышления на слово? Существует ли обратная связь между словом и мышлением?

11. Какие особенности процессов мышления наблюдаются у людей, говорящих на нескольких языках? Возможно ли взаимопонимание между людьми, говорящими на разных языках?

12. Каким образом мышление влияет на здоровье человека?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: