Система управления развитием региона




Введение

 

Существующая в настоящее время система управления регионом недостаточно эффективна и сформирована; она отвергает старые формы и методы при отсутствии или недостаточной развитости новых структур и достаточно эффективных механизмах для реализации функций управления. Для управления экономикой региона в развитии нужно провести реструктуризацию в системе управления регионом.[1]

Основой для ее структурной перестройки должно послужить введение в структуру системы такой организационной составляющей, которая бы осуществляла обеспечение, анализ, мониторинг, сопровождение, прогноз, консалтинг экономического роста региона.

Все это обуславливает актуальность исследования региональной экономики как системы и определяет объект, предмет, цель и задачи работы.

Объект исследования – региональная экономика.

Предмет исследования – региональная экономика как система.

Цель работы – исследовать основные элементы региональной экономики и взаимосвязь между ними.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотрена система управления развитием региона

2. Исследована система управления экономикой региона с кибернетической точки зрения

3. Выявлены особенности состояния и развития экономики Челябинской области

 

Система управления развитием региона

 

Экономика России – это многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр-регион) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящих в систему мирохозяйственных связей.

Проводимый в конце XX в. курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределения полномочий между федеральным Центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливает внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития.

Под регионом понимается уровень субъекта РФ (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (район, город и т.д.).[2]

Региональная экономика является мезоуровнем – средним звеном между макро- и микроуровнем. Как мезоуровень она обладает характерными особенностями. Региональная экономика является подсистемой народного хозяйства, причем нельзя рассматривать ее как изолированную часть в народном хозяйстве государства.

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, на которой развивается система связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами и организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования выступает область. Область в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации. Она обладает такими полномочиями в экономической и правовой сферах, которыми не обладают звенья более низкого уровня иерархии. Эти права предоставляются не формально, они закрепляют те свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

В регионе, являющемся социально-экономической системой, действуют как бы три, на наш взгляд, основные подсистемы – государственная, в том числе самого субъекта Федерации; муниципальных образований и отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Физические и юридические лица, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных органов власти. Однако, они в значительной степени также являются объектом управления региона через различные инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального заказа и пр.

Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально- экономических проблем. Единое поле деятельности всех подсистем региона диктует и единый критерий оценки управления регионом – улучшение экономической и социальной ситуации в регионе. Базой для решения этой задачи служит развитие региона. Следовательно, необходимо функционирование такой системы управления регионом, которая обеспечивала бы устойчивое экономическое развитие субъекта Федерации.

В настоящее время в регионах РФ требуется реформирование системы регионального управления. Сложившаяся в стране рыночная экономика часто не учитывает финансовые, хозяйственные, управленческие и социальные различия между субъектами Федерации. Поэтому необходимо осуществлять такую систему регионального управления, в основе которой находилась бы региональная составляющая.

Самый важный и главный объект системы регионального управления – экономические интересы и отношения, проявляющиеся в самих субъектах Федерации. Главные цели регионального управления: преодоление системного кризиса в регионе; обеспечение роста экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти; укрепление финансового положения региона за счет его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций, нормативной целевой помощи федерального Центра; повышение уровня жизни населения; сокращение безработицы, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса; выравнивание уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также отношений с федеральным Центром.

Система регионального управления охватывает многообразные сферы экономических отношений: отношения собственности, финансово-кредитную, налогово-бюджетную системы, организационно-управленческие, производственно-экономические, аграрные отношения, недропользование, социальные и этнические процессы, законодательство, характер связи между ними по вертикали и горизонтали, меры и действия региональных властей по регулированию экономических процессов на территории региона, в системе межрегионального взаимодействия и с Федеральным Центром.

Эти отношения должны осуществляться в рамках конституционно-правовых норм и строиться на следующих принципах:

1) реальное равенство всех субъектов Федерации в отношениях как с федеральным Центром, так и между собой;

2) однотипность условий (правовых, налоговых, имущественных) и возможностей (организационных, инфраструктурных) деятельности каждого субъекта Федерации;

3) учет особенностей территориальной специализации каждого регионального субъекта в зависимости от природных ресурсов, климатических, транспортных и иных условий;

4) самостоятельность в мерах и действиях регионов по обеспечению полной или максимально возможной самодостаточности финансово-бюджетных ресурсов и их целевого использования;

5) взаимодействие по расширению сотрудничества между регионами в целях укрупнения общего товарного рынка, технологического и информационного пространства;

6) согласование действий по взаимопомощи регионов в освоении природных ресурсов, решении экологических проблем, занятости, социально-этнических задач;

7) справедливость в разрешении споров и противоречий между субъектами Федерации, возникающих по административно-территориальным, ресурсным, межэтническим и другим вопросам;

8) ответственность руководителей региональных органов власти за принятые или своевременно не принятые решения и действия;

9) неангажированность региональных субъектов власти в распределении бюджетных и внебюджетных средств, в поддержке частного сектора, в борьбе с преступностью и коррупцией в региональных и местных органах власти.[3] региональный экономика кибернетический челябинский

Эти принципы предопределяют и выбор методов реализации регионального управления. К важнейшим из них относят: системное прогнозирование; постановка реальных среднесрочных целевых задач и методов ступенчатого решения долгосрочных; инициативный поиск финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов; многофункциональное регулирование экономических и социальных процессов; координация целей и действий на всех уровнях отношений; действенный оперативный контроль.

Большинство из названных принципов и методов не учитываются или реализуются в регионе частично, с серьезными нарушениями прав и обязанностей и со стороны федерального Центра и со стороны субъекта Федерации. Поэтому нет достаточных оснований считать, что система управления регионом сформирована.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: