Введение в процесс подготовки информационного сообщения —
от идеи до выпуска в эфир:
— редакционные цели (получение задания). СБОР НОВОСТЕЙ: для этого хороши все способы. Рутинный обход или обзвон служб: милиция, пожарные, скорая помощь, спасатели и т. д. Встречайтесь обязательно лично и всегда будьте вежливы и предупредительны. Помните: вам еще не раз придется к ним обращаться и что объем и качество информации, которую они предоставляют, напрямую зависит от того, какие отношения у вас сложатся. Часто вы можете найти сюжет просто «держа глаза и уши открытыми». В городе построили новую стоянку на месте детской площадки. Заколоченное досками здание. Каково передвигаться по городу людям с ограниченными возможностями? Заметили что-то необычное — вперед! Кроме этого, конечно же, и собственные источники редакции;
— подготовка сюжета (получение дополнительной информации). Используется все: книги, газеты, журналы, радио, интернет, естественно, справочники и энциклопедии. Записная книжка: обязанность каждого репортера новостей — внести в записную книжку информацию обо всех запланированных мероприятиях, будь то день и время соревнований, дата педагогического совета или выставки собаководов.
Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).
— съемки на месте события (стенд-апы — корреспондент, находясь на месте съемки, обращается непосредственно к зрителям, глядя в камеру; синхроны — интервью или сообщение непосредственных участников событий, о которых рассказывает репортаж; видеоряд — «картинки», снятые оператором; лайфы — живые картинки, которые можно использовать без комментария автора).
Небольшое отступление: не каждый синхрон — интервью, но каждое интервью — синхрон. Пример: оператор снял разговор двух людей, который вы решили использовать в своем сюжете — это синхрон, но не интервью. Такой синхрон еще называют «лайфом».
— редактирование репортажа
(«черновой» материал, подготовка монтажного листа). Монтажный план сюжета. Проверенные формы чаще всего дают лучший результат, если вы делаете первые шаги в своей профессии.
Самая простая схема построения материала:
— суть (то, что в газете называется ЛИД — в начале статьи, чаще всего, выделенный шрифтом). Иногда дают синхронном или лайфом;
— не более одного абзаца закадрового текста, с последующим подтверждением
синхроном или лайфом;
— предыстория, которая объединяет тему материала с тем, что происходило ранее;
— дополнительная информация по теме;
— информация о перспективе развития событий.
Определите, в каком виде вы будете представлять материал зрителю. Вот типичные формы подачи материала:
а) хронологический (после первых кадров и информации, материал излагается
в порядке, в котором происходят события);
б) поступенчатый (весь материал разделяется на подтемы, которые рассматриваются как бы отдельно друг от друга. Но в завершении сюжета корреспондент должен собрать весь материал в единый репортаж);
в) детективный (происходящее на экране идет в хронологическом порядке, но результат становится известен зрителю в самом конце);
г) очерковый (цель — поделиться впечатлением. Основная мысль подается в самом начале, в дальнейшем она развивается с помощью аналогий, участников событий);
д) аналитический (суть — точка зрения экспертов — свидетели событий — дальнейшее развитие ситуации).
— обеспечение качества («чистовой» монтаж, подготовка сюжета к выпуску в эфир). Озвучание (тонирование). Напишите закадровый текст после завершения съемок. Подготовьте сценарий таким образом, чтобы текст сразу подводил к первому вопросу в интервью.
Критерии, по которым отбираются новости для эфира:
Своевременность. Новости должны быть информацией последней минуты. Однако гонка за постоянным обновлением информации не должна отрицательно сказываться на смысловом наполнении сюжета.
Информация, а не объяснения! Тележурналисты подбирают материалы, которые относительно просты и не требуют сложных разъяснений. Максимальная продолжительность репортажа 2—3 минуты, более обычная: минута-полторы. Нужно свести суть сложного материала к нескольким простым, емким предложениям.
Воздействие аудио- и видеоматериалов. Наличие аудио- и видеоматериалов является одним из основных критериев отбора новостей для эфира.
Крупные категории новостей.
Общественные отношения — политика, экономика, скандалы, права человека, образование, оборона, медицина, религия, СМИ (пресса и вещание), международные отношения, терроризм.
Окружающая среда — загрязнение, переработка отходов, строительство дорог, глобальное потепление, озон, сельское хозяйство, продукты питания, изменения в генетике, тропические леса, движение «зеленых», погода, дикая природа, ядерная энергетика и оружие, альтернативная энергия.
Люди — члены королевских семей, олигархи, политики и их окружение, шоу -бизнес, кино, ТВ, скандалы, развлечение, криминал, выигравшие в лотерею, известные артисты.
Катастрофы — трагедии, землетрясения, пожары, голод, наводнения, войны, авиакатастрофы, ДТП, взрывы, покушения….
Криминальные вести — закон и порядок, ТВ расследования, криминальные сводки, взятие заложников, преступность, ограбление века, наказание, тюрьмы, приговоры суда, голодовки, наркотики, коррупция.
Спорт — состязания, репортажи, знаменитости, поведение болельщиков.
Отдых — здоровье, море, садоводство, путешествия, отпуск, питание, авто, деньги, музыка, искусство, театр.
Наконец, странные, необычные, интригующие истории, животные, дети, характеры. На эфирных каналах они называются «Бантик».
Некоторые термины.
«Шпигель » — это анонсирование новостных материалов в начале информационной программы. Как правило идет в виде «картинок» из сюжетов с закадровым коротким сообщением. Иногда с использованием стенд-апов авторов репортажей.
«Подводка » — «предисловие» ведущего информационной программы.
«Отводка » — «послесловие» ведущего. В идеале: чем закончилось (или грозит) с плавным переходом на подводки нового сюжета.
«Отбивка » — короткий «переход» логотипа программы между репортажем и ведущим в студии. Либо (на региональных каналах) между сюжетами, когда ведущего нет.