Чувственное и рациональное познание мира




1. Внимание как регуляторный процесс. Характеристика его основных видов. Качества внимания.

2. Ощущения: виды и свойства.

3. Отличие восприятия от ощущений, виды и свойства восприятия. Иллюзии восприятия.

4. Репрезентативные системы восприятия информации.

5. Память: основные процессы, виды. Закономерности памяти. Развитие и нарушения памяти.

6. Особенности мышления человека как высшей формы познавательной деятельности, его формы, виды, качества.

7. Воображение как познавательный процесс и основа творческого мышления.

8. Понятие и структура интеллекта. Основные подходы к изучению и измерению интеллекта.

 

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

1. Роль внимания в различных видах профессиональной деятельности.

2. Значение ощущений в жизни человека.

3. Экстрасенсорные способности человека.

4. Законы и загадки восприятия человека.

5. Интеллект: норма и отклонения.

6. Индивидуальные особенности развития и нарушения памяти.

7. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека. Мнемотехника.

8. Психология творческого мышления.

9. Влияние воображения на эмоциональное, физическое и физиологическое состояние организма человека.

10. Гендерные особенности познавательных процессов.

Практические задания

1. Выполните самостоятельно психологические тесты:

· Прогрессивные матрицы Дж. Равена.

· Тест структуры интеллекта (ТСИ-2).

2. Изучите психологические характеристики внимания и познавательных процессов и заполните в тетради таблицу:

 

Психический процесс   Определение   Свойства Классификация видов Исследователи Индивид. особенности Методы развития
Внимание            
Ощущения            
Восприятие            
Память            
Мышление            
Воображение            

3. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): внимание, раздражитель, ощущения, рецептор, репрезентативные системы, порог ощущений (абсолютный и разностный), сенсибилизация, адаптация, восприятие, иллюзии восприятия, память, мнемоника, представления, амнезия, эйдетизм, запоминание, воспроизведение, забывание, узнавание, реминисценция, мышление, абстракция, анализ, индукция, дедукция, интеллект, коэффициент интеллекта (IQ), инсайт, обобщение, понятие, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, воображение, творчество, креативность, агглютинация, акцентирование, мечта, грёзы.

 

СЕМИНАР 5.Личность: теории, основные понятия

1. Соотношение объема и содержания понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Основные подходы к определению личности и ее структуры в зарубежной и отечественной психологии.

3. Биогенетические теории личности.

4. Социогенетические теории личности.

5. Характеристика психогенетических теорий личности.

6. Воля – основные признаки, функции, этапы волевого действия.

7. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства.

 

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

1. Отклонения в развитии личности. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

2. Проблема развития личности в работах зарубежных психологов.

3. Роль эмоций в развитии личности.

4. Сравнительный анализ основных теории эмоций.

5. Исследование личности в трудах отечественных психологов.

6. Влияние стресса на психологическое и соматическое здоровье человека.

7. Психологические приемы регуляции эмоциональных состояний.

8. Гендерные особенности типологических свойств личности.

9. Роль воспитания в развитии эмоциональной сферы личности.

Практические задания

1. Выполните самостоятельно психологические тесты:

· Исследование самооценки личности (Н.М. Пейсахов).

· Шкала локус-контроля (Дж. Ротер).

2. Изучите основные теории личности и заполните в тетради таблицу:

 

Подходы к изучению личности Теории личности, относящиеся к данному походу и их основатели Движущие силы и условия развития личности
Биогенетический    
Социогенетический    
Психогенетический    

 

3. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): человек, индивид, личность, индивидуальность, кризис личностного развития, комплексы, эмоции, чувства, воля, функции эмоций (приспособительная, сигнальная, побудительная, подкрепляющая, коммуникативная), виды эмоций и эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, страх, стресс, фрустрация).

 

СЕМИНАР 6. Структура личности

1. Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды мотивов и потребностей.

2. Направленности личность как «центральное ядро личности». Виды направленности.

3. Типы темперамента и их психофизиологические характеристики. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

4. Характер человека и факторы, влияющие на его формирование. Типологии характера. Психографология.

5. Акцентуации характера.

6. Уровни и условия развития способностей.

 

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

1. Направленность личности и профессиональное самоопределение.

2. Развитие мотивационно-потребностной сферы человека.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Выбор профессии.

4. Типологии характеров (конституционная теория Э. Кречмера, социальная типология характера Э. Фромма, физиогномика, астрология, хиромантия и др.).

5. Исследование личности в трудах отечественных психологов.

6. Влияние семьи на развитие личности ребенка.

7. Психология гениальности.

8. Творческие способности и успешность профессиональной деятельности.

Практические задания

1. Выполните самостоятельно психологические тесты:

· Определение направленности личности (Б. Басс).

· Личностный опросник (Г.Ю. Айзенк).

· Формула темперамента (А. Белов).

· Определение акцентуаций характера (К. Леонгард).

2. Изучите типы темперамента и заполните в тетради таблицу:

Типы темперамента Свойства нервной системы Проявления темперамента в поведении и деятельности
положительные отрицательные
Сангвинический      
Холерический      
Флегматический      
Меланхолический      

 

Изучите акцентуации характера и заполните таблицу*:

Тип акцентуации Особенности проявления Рекомендации для коррекции и преодоления акцентуации Рекомендуемый вид профессиональной деятельности
положительные отрицательные
         

*В таблицу запишите 5 акцентуаций, которые вы у себя выявили или по которым вы набрали больше всего баллов, выполняя тест «Определение акцентуаций характера» (К. Леонгард).

 

3. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): направленность личности, знания, умения, навык, мировоззрение, убеждение, интересы, идеалы, склонности, желания, потребности, влечения, мотивация, темперамент, акцентуация характера, одаренность, талант, гениальность, идиотия, дебильность, имбицильность, социализация, установка, ценностные ориентации, задатки, способности.

 

СЕМИНАР 7.Межличностные отношения и общение

1. Общение как социально-психологическая категория. Функции и виды общения.

2. Понятие и классификация групп.

3. Вербальные и невербальные средства общения.

4. Характеристика демократического, авторитарного и либерального стилей общения.

5. Коммуникативная компетентность в структуре профессиональной компетентности современного специалиста.

6. Факторы, определяющие систему межличностных отношений в группе.

7. Конфликты: сущность, типология и медиация.

8. Способы профилактики и разрешения конфликтов.

Темы для докладов и самостоятельной

исследовательской работы

1. Типы отношений людей в группе.

2. Положительное и отрицательное влияние группы на личность.

3. Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе.

4. Общение как фактор развития личности.

5. Конфликт поколений: причины и способы преодоления.

6. Технология разрешения конфликтной ситуации.

7. Манипулятивное воздействие в межличностных отношениях и в средствах массовых коммуникаций.

8. Гендерные особенности поведения людей в конфликтных ситуациях.

9. Медиация и профилактика конфликтных взаимодействий.

10. Психологические особенности взаимодействия с конфликтными личностями.

 

Практические задания

1. Выполните самостоятельно психологические тесты:

· Методика диагностики эмпатических способностей

(В.В. Бойко).

· Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

· Тест «Описания поведения в конфликтной ситуации»

(К. Томас).

· Тест «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон).

2. Изучите стили общения и заполните в тетради таблицу:

 

Стили общения Как проявляется в общении с равным по статусу человеком. Является ли оптимальным и почему? Как проявляется в общении начальника с подчинёнными. Является ли оптимальным и почему? Как проявляется в общении родителей с ребёнком. Является ли оптимальным и почему?
Авторитарный      
Демократический      
Либеральный      

 

3. Работа с основными понятиями (запишите в словарь определения): общение, речь, вербальные средства общения, невербальные средства общения, коммуникативная компетентность, группа, коллектив, роль (социальная), статус, толерантность, отношения, социометрия, коммуникативная компетентность, конфликт (объективный, субъективный, конструктивный, деструктивный, внутриличностный, межличностный и др.), конфликтогены, стратегии поведения в конфликтных ситуациях (соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс), профилактика конфликтов, манипуляции в общении.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

 

1. Направления научной психологии в Западной Европе и США.

2. Развитие отечественной психологии.

3. Закономерности и законы развития психики.

4. Жизненные цели и ценностные ориентации личности.

5. Психология одаренности.

6. Роль общения в психическом развитии человека.

7. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

8. Любовь как высшее чувство.

9. Любовь и дружба в разные исторические эпохи.

10. Причины возникновения агрессии и коррекция агрессивного поведения.

11. Типы и причины неприязненных отношений между людьми.

12. Психологическая феноменология одиночества. Преодоление одиночества.

13. Психология семейных отношений.

14. Стресс и стрессоустойчивость личности.

15. Депрессия. Причины, признаки и способы преодоления.

16. Внутриличностный конфликт и кризис личности.

17. Психологические проблемы молодой семьи.

18. Защитные механизмы психики.

19. Резервы психики. Приемы активизации резервов.

20. Формирование психологической культуры личности.

21. Влияние неформальных молодежных объединений на личность.

22. Психология творчества.

23. Креативность как одна из составляющих профессиональной деятельности современного специалиста.

24. Сон и сновидения: сущность, причины, проблемы.

25. Типы конфликтных личностей и их поведение в конфликтных ситуациях.

26. Психология лидерства.

27. Имидж делового человека.

28. Индивидуальный стиль деятельности молодого специалиста.

29. Невербальные средства общения.

30. Проблема самоопределения личности.

31. Влияние деструктивных культов и сект на личность.

32. Проблемы наркозависимости молодежи.

33. Здоровье и здоровый образ жизни: сущность и факторы, их определяющие.

34. Свобода воли и личная ответственность.

35. Выдающиеся психологи и их теории.

36. Перспективы развития современной психологии.

37. Влияние саногенного и патогенного мышления на человека.

38. Коммуникативная культура современного специалиста.

39. Толерантность в межличностных отношениях.

40. Коммуникативная компетентность как часть профессиональной компетентности современного специалиста.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!