ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат является результатом творческой самостоятельной работы студента при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Содержание реферата должно быть выстроено в строгой логической последовательности и соответствовать принципам научности, доступности и практической значимости. В начале работы должно быть введение, где автором работы отражается актуальность и значимость выбранной темы для будущей профессиональной деятельности. В конце работы должны быть сформулированы выводы по изученному материалу и проделанной работе, собственное мнение автора работы по теме исследования. При подготовке реферата необходимо использовать не только источники из списка основной и дополнительной литературы, но и периодические издания, монографии, материалы электронных информационно-справочных ресурсов. Все использованные источники должны быть отражены в библиографическом списке, который помещается в конце работы в алфавитном порядке.
При подготовке реферата не следует ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, обращая внимание не только на выводы, но и на методику, применяемую при изучении той или иной проблемы. Чтение научной литературы должно быть критическим. Поэтому надо стремиться не только усвоить основное содержание, но и способ доказательства, раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов изучаемой работы, а так же выразить собственное отношение к идеям и выводам автора, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).
Оформление реферата
Правильность и аккуратность оформления работы студента, соответствующая нормам культуры интеллектуальной деятельности, учитывается при оценке работы. Реферат оформляется следующим образом:
1. Титульный лист должен соответствовать образцу (образец см. в приложении 1.).
2. На втором листе должен находиться план изложения темы работы с указанием страниц.
3. Библиографию помещают в конце работы в алфавитном порядке (не менее 7 источников).
4. Изложение необходимо вести в соответствии с пунктами плана, выделяя в тексте каждый последующий вопрос.
5. Схемы, таблицы, графики, рисунки следует размещать в приложении к работе.
6. Основные понятия, гипотезы, исследовательские вопросы и выводы следует выделять в тексте.
7. Работа выполняется на бумаге формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание текста по ширине страницы, стандартный абзацный отступ. Текст предполагает поля: сверху – 1 см., снизу – 2 см., справа – 2 см., слева – 2,5 см. Нумерация страниц внизу справа. Объем работы не менее 15 страниц.
ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)
1. Возникновение психологических знаний и их развитие в античный период и эпоху средневековья.
2. Развитие психологических знаний в 17 веке.
3. Развитие психологических знаний и выделение психологии в самостоятельную науку (19 век).
4. Предмет, объект современной психологии (20 век). Структура и функции психики.
5. Фрейдизм и психоаналитические направления в психологии.
6. Бихевиоризм. Гештальтпсихология.
7. Гуманистическая психология.
8. Трансперсональная психология. Нейро-лингвистическое программирование.
9. Трансакционный анализ Э. Берна.
10. Когнитивная психология.
11. Становление и развитие русской научной психологии (до 1917 года).
12. Отечественная психология (послереволюционный и современный период). Перспективы развития психологической науки.
13. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.
14. Система методов психологического исследования.
15. Развитие психики в филогенезе.
16. Физиологические основы работы психики.
17. Основные психологические характеристики сознания. Предпосылки возникновения сознания.
18. Понятие и структура личности. Факторы, определяющие развитие личности.
19. Теории личности.
20. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
21. Темперамент. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
22. Характер. Типологии характеров.
23. Формирование характера. Акцентуации характера.
24. Мотивационно-потребностная сфера личности. Направленность личности.
25. Способности: общая одаренность и специальные способности. Развитие способностей.
26. Общение. Функции общения. Средства общения.
27. Характеристика основных видов общения.
28. Общая и профессиональная коммуникативная компетентность личности.
29. Типология групп. Влияние группы на личность и личности на группу.
30. Межличностные отношения в группе. Методы исследования системы межличностных отношений в группе.
31. Конфликт: сущность, классификация, управление.
32. Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
33. Деятельность человека: структура и психологическая характеристика основных видов деятельности.
34. Виды и качества внимания. Связь внимания с познавательными процессами и деятельностью человека.
35. Ощущения. Классификация, свойства и механизм возникновения ощущений.
36. Виды и свойства восприятия. Иллюзии.
37. Репрезентативные системы и их роль в формировании субъективной картины мира.
38. Память: виды, процессы и закономерности памяти.
39. Мышление: виды, мыслительные операции. Развитие мышления человека.
40. Воображение как психический процесс. Виды и процессы воображения.
41. Интеллект человека. Диагностика уровня интеллектуального развития.
42. Профессиональное самоопределение молодого специалиста.
43. Профессиональная деятельность как условие личностного роста.
44. Психическая саморегуляция поведения и деятельности.
45. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Основные функции языка.
46. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства.
47. Воля: функции, формирование и проявление волевых качеств личности.
48. Психические состояния: классификация и основные характеристики. Саморегуляция психических состояний.
49. Периодизация психического развития человека.
50. Организация процесса самопознания и саморазвития личности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
(имеется на абонементе в библиотеке АГАУ)
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. – М.: МИР, 1992.
3. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 304 с.
4. Немов Р.С. Психология: учебник для вузов по непсихологическим специальностям. / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2011. – 639 с.
5. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 806 с.
6. Общая психология: учебное пособие для вузов /ред. Е.И. Рогов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 345 с.
7. Островский Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов по экономическим специальностям / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; под ред. Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник – ВЗФЭИ. 2010.- 384 с.
8. Психология и педагогика: учебник для вузов /ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт: Высшее образование. 2010. – 714 с.
9. Рассыпнова Ю.Ю. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Ю.Ю. Рассыпнова, Л.В. Немцова; Пензенская ГСХА, 2008. – 259 с.
10. Сивцова А.В., Н.С. Колмогорова. Психология и педагогика. Раздел «Психология»: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. – 198 с.
11. Сивцова А.В., Н.С. Колмогорова. Психология и конфликтология. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 65 с.
12. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2007. – 592 с.
13. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2008. – 592 с.
Дополнительная литература
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.
5. Бороздина Г.В. Психология общения. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 295 с.
6. Выготский Л.С. Лекции по психологии // Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1982.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999.
9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. – М.: Мир, 1992.
10. Горянина В.А. Психология общения. – М., 2005.
11. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов. – М., 2005.
12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник: Личность, образование, самообразование, профессия. – Минск, 1998.
13. Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. – М., 1997.
14. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
15. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М., 1997.
16. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
17. Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности. Монография. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 224 с.
18. Конфликтология / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 301 с.
19. Кравченко А.И. Психология и педагогика. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 400 с.
20. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
21. Кукушин В.С. Психология делового общения. - Ростов-на-Д.: Феникс, 2010. - 364 с.
22. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
24. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.
25. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – СПб, 2002.
26. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., 1996.
27. Мотивация и личность. / Абрахам Маслоу. – СПб., 2003.
28. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для высших пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – М., 2001.
29. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М., 2000.
30. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
31. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 2002.
32. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 1986.
33. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990.
34. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982.
35. Психология от А до Я: Словарь персоналий. – М., 1997.
36. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. – СПб., 2000.
38. Сивцова А.В., Колмогорова Н.С. Психология менеджмента: учебно-методическое пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 65 с.
39. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов, обучающихся по непедагогическим специальностям. – М., 2001.
40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1995.
41. Теории личности: познание человека. / под ред. С. Клонингер. – СПб., 2003.
42. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности в онтогенезе. – М, 1995.
43. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб, 2002.
44. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для вузов. – М, 2001.
45. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Интернет-ресурсы:
Портал «Гуманитарное образование» https://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» https://school-collection.edu.ru/
Социально-гуманитарное и политологическое образование (система федеральных образовательных порталов) — https://www.auditorium.ru/.
Библиотека портала содержит курсы лекций, монографии, авторефераты, журналы и т.п.
Периодические издания: « Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Иностранная психология».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.