Концепции: точки зрения на способности. Одна из известных-определяеются наследственностью,биологическим фондом.




Вес мозга; Количество извилин; Наследственность; Природные задатки

Ф. Гальтон -первый изучил эмперические способности(изучил 300 родословных семей).от талантливых-талантливые,от бездарей –бездари.

Опыт общественного развития не закладывается в генотипы,а в каждом поколении воспроизводится заново. Способности проявляются благодаря среде и воспитанию.

 

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности каждого отдельного индивида, генетически детерминированные и являющиеся предпосылками развития способностей.

Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Они многозначны, то есть, в зависимости от деятельности и соответствующих условий, на их основе могут развиваться разные способности. Задатки подобны дремлющему человеку, они являются потенциальными возможностями, которые так и не удастся «пробудить», использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. Задатки, прежде всего, проявляются в склонности определенному виду деятельности или повышенной любознательности ко всему. Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности.

 

Интеллект- представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения.

Виды: Вербальный; Логический; Пространственный; Физический; Музыкальный; Социальный; Эмоциональный; Духовный; Творческий;

Тесты: Экслер (разработал 4 субтеста: информационный, сообразительность, арифметический, вербальный); Бине-первый тест на интеллект 1936; Векслер-тест для взрослых 1939

 

Факторы интеллектуального развития: питание, болезни матери, психологическая стимуляция, развите ребёнка, наследственность, среда, число детей в семье.

Креативность -общая способность человека к творчеству, проявляется в различных сферах его активности.

Мотив - матеральный предмет, достижение которого становится смыслом деятельности.

Мотивация -побуждение к действию.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Внутренняя мотивация -награду за успех чувствует в самом себе, удовлетворение от своего труда.

Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности.

 

Ощущение -отражение отдельных свойств, предметов или явлений, непосредственно воздействующих на данный момент на наши органы чувств. Непосредственно связь сознания с внешним миром.

 

Восприятие познавательный психический процесс, в результате которого у человека возникает целостный образ предмета или явления окружающего мира. Восприятие – это уже отражение предметов в полной совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие представляет собой более сложный по уровню познавательный процесс, в который ощущение входит как составная часть.

Ощущение (в психологии) - процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира.

От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т.д.).

Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. Т.е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).

 

Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные.

зрительные и слуховые – занимают особое место в жизнедеятельности человека, так как с их помощью люди не только приспосабливаются к окружающему миру, но используют их для взаимодействия между собой, для передачи информации. Слуховые ощущения лежат в основе устной речи, а зрительные ощущения – в основе письменной.

 

Сенсибилизация — повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя.

 

Синестезия- одновременное ощущение, совместное чувство.

 

 

Апперцепция - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида.

I этап восприятия имеет дело с телом человека, которое принимает сигналы и по природным каналам (слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, другие) осуществляет доставку информационных сигналов к мозгу. На входе в мозг происходит перекодировка чувственных сигналов в нейрофизиологические (электрические импульсы).

 

На II этапе мозг человека формирует символьные аналоги воспринятого, т.е. отображает информацию на своём языке. Эти трансформированные сигналы, поданные и воспринятые мозгом, мы называем.

Осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие.

Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности.. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

Восприятие пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.

Восприятие времени. Оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: