МАНИПУЛЯЦИЯ № 2
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУЛЬСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Цель: определение функционального состояния сердечнососудистой системы.
Показания: заболевание сердечно-сосудистой системы и другие состояния, сопровождающиеся изменением частоты пульса.
Противопоказания: нет.
Оснащение: секундомер, температурный лист.
Последовательность действий
Проводить определение характеристик и частоты пульса в спокойном состоянии ребенка (лучше во сне).
Усадить ребенка удобно или уложить.
Исследовать пульс II, III, IV пальцами правой руки на артериях — сонной, височной, бедренной, а также в области открытого большого родничка.
Определить характеристики пульса: ритмичность, наполнение, напряжение, количество пульсовых ударов (частоту) за одну минуту.
Занести результаты в температурный лист.
Примечание:
1) пульс подсчитывается за полную минуту;
2) определение пульса у детей старшего возраста проводится на лучевой артерии, как у взрослых.
МАНИПУЛЯЦИЯ № 3
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТЫДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Цель: определение функционального состояния органов дыхания.
Показания: заболевание органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и другие состояния, сопровождающиеся изменением частоты дыхания.
Противопоказания: нет.
Оснащение: секундомер, стетоскоп, ватный «пушок», температурный лист.
Последовательность действий:
1. Проводить измерение в спокойном состоянии ребенка (лучше во сне).
2. Поднести раструб стетоскопа к носу ребенка, посчитать число дыхательных движений (считать выдохи) или определить чистоту с помощью ватного «пушка» (считать вдохи или выдохи).
3. Занести результаты в температурный лист.
Примечание:
1) число дыхательных движений подсчитывается за полную минуту;
2) определение числа дыхательных движений (ЧДД) у детей старшего возраста осуществляется путем визуального наблюдения за движениями грудной клетки или передней брюшной полости, так же как у взрослых.
Манипуляция № 4.
«Пеленание грудного ребенка»
Показания: защита ребенка от переохлаждения, создание ребенку максимального комфорта.
Противопоказания: нет.
Оснащение: одеяло, две пеленки (фланелевая или хлопчатобумажная), уголок, две распашонки (фланелевая или хлопчатобумажная), две шапочки (фланелевая или хлопчатобумажная), подгузник, лента.
Последовательность действий
Пеленание для прогулки:
Расстелить одеяло углом вверх, придав ему форму квадрата.
Постелить поверх одеяла уголок, верхний угол одеяла и уголка отогнуть наружу.
Расстелить сверху две пеленки: сначала фланелевую, затем хлопчатобумажную.
Положить посередине подгузник.
Расположить ребенка на пеленках и одеть его: в первую очередь надевается тонкая хлопчатобумажная распашонка швами наружу и запахивается на спине, затем — фланелевая распашонка, запахивается на груди.
Подогнуть обе распашонки до уровня пупка.
Проложить подгузник между ножками.
Завернуть ребенка в тонкую пеленку косым пеленанием, отделив одну ножку от другой краем пеленки, зафиксировать пленку.
Завернуть ребенка в теплую пеленку косым пеленанием, зафиксировать пеленку.
Надеть на голову хлопчатобумажную шапочку швами наружу, завязать ее сбоку.
Поверх надеть фланелевую шапочку, завязать ее с другой стороны.
Обернуть вокруг ребенка левый угол одеяла, затем подвернуть нижний угол, и наконец, правый угол. Одеяло закрепить лентой.
Пеленание для бодрствования:
1. Расстелить хлопчатобумажную пеленку, на нее положить подгузник.
2. Расположить ребенка на пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне подмышек.
Надеть на ребенка распашонки, проложить подгузник между ножками.
Запеленать ребенка прямым пеленанием, оставив руки свободными, зафиксировать пеленку.
Примечание: в зависимости от времени года можно использовать более теплую шапочку и ватное одеяло.
МАНИПУЛЯЦИЯ № 5
«УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ НОВОРОЖЛЕННОГО РЕБЕНКА»
Цель: соблюдение гигиены. Показания: ежедневно утром. Противопоказания: нет.
Оснащение: емкость с теплой кипяченой водой, емкость с бледно-розовым раствором перманганата калия, стерильных ватные тампоны и жгутики, стерильный пинцет, вазелинового масло, стерильные ватные жгутики, стерильные резиновые перчатки, маска, емкости с дезинфицирующим раствором.
Последовательность действий
Вымыть руки, надеть маску, перчатки.
Взять пинцетом ватный тампон, смочить его в воде, переложить в руку.
Обмыть тампоном лицо ребенка.
Аналогично взять другой тампон, осушить им лицо ребенка.
Достать пинцетом два тампона, смочить их в раствор перманганата калия, переложить в руку, слегка отжать
Обработать глаза отдельными тампонами, движениям! от наружного угла глаза к внутреннему.
Осушить глаза сухими тампонами.
Взять пинцетом два ватных жгутика, смочить их в вазелиновом масле.
Ввести жгутики осторожно, вращательными движения ми поочередно в каждый носовой ход на 1 см вглубь прочистить.
Аналогично смочить два жгутика в растворе перман-ганата калия, отжать, прочистить наружные слуховые проходы.
Поместить отработанный материал в емкость с дезинфицирующим раствором.
Снять перчатки, поместить их в емкость с дезинфицирующим раствором, вымыть руки.
Осложнения: нет.
МАНИПУЛЯЦИЯ N6
„ПОДМЫВАНИЕ НОВОРОЖЛЕННОГО И ГРУДНОГО РЕБЕНКА»
Цель: соблюдение гигиены, профилактика опрелостей.
Показания: физиологические отправления ребенка. Противопоказания: нет.
Оснащение: пеленка, комплект для пеленания, стерильные ватные тампоны, стерильный пинцет, стерильные резиновые перчатки, маска, лоток для отработанного материала, детское мыло, раковина со смесителем или таз и кувшин с водой t 36-°С, средства для профилактики опрелостей, бак для использованного белья, емкости с дезинфицирующим раствором.