Тема 4 «Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста»




1. Методика обучению рассказыванию по игрушкам и предметам.

2. Методика обучению детей составлению рассказов по картине.

3. Методика обучению пересказу в разных возрастных группах.

4. Беседа как метод развития связной речи детей.

 

Ответ на вопрос № ____2_____
Рассказывание — метод обучения детей монологической речи. Синонимичные названия метода: составление рассказов детьми, упражнение детей в рассказывании. Рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями: 1. Содержание картины должно психологически соответствовать возрасту ребенка. 2. Рассматривание картины может продолжаться, пока ребенок проявляет интерес и внимание. 3. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям. Дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, в старшей группе основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию. Сначала описывают то, что изображено на переднем плане, потом на заднем М.М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:   1) составление описательного рассказа по предметной картине;   2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;   3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;   4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;   5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.   В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя. Образец рассказа-речь педагога. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом. Педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. Очень важно целенаправленно упражнять детой в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины. Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия. Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т.п. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине. Элементами модели рассказа выступают объекты природы. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет. В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся основных моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины, воспитатель обращается к детям с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов».) Если занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий -- он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей. При обучении детей рассказыванию воспитатель обращает внимание на целенаправленность рассказа. Нужно учить детей рассказывать, не отклоняясь от темы, соблюдать последовательность. Необходимо обращать внимание на интонационную выразительность рассказа, заботиться о культуре поведения во время рассказа ребенка. Умение самостоятельносоставлять описательный или повествовательный рассказ по картине включает в себя отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий.   Основными приемами обучения являются: рассказ воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, коллективное составление рассказа, окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
Ответ на вопрос № _______4__
Ведущая функция беседы — побуждающая, Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа является средством диагностики усвоенных знаний и умений. По содержанию различаются два вида бесед: этическиеи познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные - начиная со средней группы. Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Темы этических бесед могут быть такие: «О вежливости», «Как вести себя дома и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Этическую беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма. По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые). Назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности. Для подготовки детей с работой по теме «Осень» можно побеседовать сначала с ними, что они заметили на улице по дороге в детский сад. (Идет дождь, ветер срывает листву с деревьев и т.д.) Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по теме образовательной работы. (Во время итоговой беседы по теме «Весна» педагого беседует об изменениях, происходящих в природе (живой и неживой), причинах этих изменений, о перелетных птицах, первоцветах, о животных (медведи просыпаюсле зимней спячки, у белок, зайцев меняется окрас шерсти и пр), поговорках, повторение изученных стихов об этом временигода и пр. Беседа является достаточно сложным (для ребенка) метод обучения речи – это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов. Метод разговора состоит в том, что обучающий (педагог) спрашивает, а обучаемый (ребенок) отвечает. Следовательно, оба они говорят, но не одно и то же, а разное: своим вопросом педагог побуждает ребенка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст. По мнению К.Д Ушинского беседа служит не для передачи новых знаний, а для «более яркого разъяснения и толкования уже объясненного». Эффективность беседы, по его словам, зависит от того, насколько правильно педагог формулирует вопросы, в какой последовательности он задает их детям, в какой степени участвуют все дети в беседе и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы детей. Е.И. Тихеева. писала: «Свободная непринужденная беседа, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, является одним из могущественных факторов развития речи детей». Она предлагала проводить с детьми беседы на общественно-политические темы, по вопросам этики и культуры, о явлениях природы и жизни детей. Разработала ряд методических приемов руководства беседой, которые применяются в современной практике дошкольного воспитания.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: