Проблемы для обсуждения:
1. Проблема определения морфемы. Сегментные и суперсегментные морфемы. Нулевая морфема.
2. Принципы классификации морфем
· по роли в структуре слова (корни и аффиксы);
· по функции (словообразующие и формообразующие);
· по количеству сем в плане содержания морфемы (моносемные и полисемные);
· по количеству фонем в плане выражения морфемы (однофонемные, двухфонемные и многофонемные).
3. Исторические изменения морфемного состава слова (опрощение, переразложение, осложнение).
Практические задания:
1. Почему корни слов редко — реже следует считать алломорфами одной морфемы, а слов много — больше — разными морфемами?
2. Сколько значений суффикса ‑ец или сколько омонимичных суффиксов представлено в словах: беглец, борец, братец, горец, делец, китаец, ленинградец, морозец, мудрец, певец, письмецо, резец, рубец, ружьецо, хлебец, храбрец, червонец?
3. В искусственном языке эсперанто аффиксы характеризуются однозначностью и регулярностью использования. Даны следующие пары слов на эсперанто: urbo ‘город’ – urbeto ‘городок’, forko ‘вилка’ – forkego ‘вилы’, granda ‘большой’ – grandega ‘великий’, kanti ‘петь’ – kanteti ‘напевать’, bela ‘красивый’ – beleta ‘хорошенький’, knabo ‘мальчик’ – knabego ‘детина’, pluvo ‘дождь’ – pluvego ‘ливень’.
Определите значения суффиксов -et- и -eg- в данном языке.
Переведите на русский язык слова rideti, ridegi, ploreti, ploregi, если известно, что ridi на эсперанто означает ‘смеяться’, а plori – ‘плакать’.
Как сказать на эсперанто ‘прекрасный’, ‘изморось’, ‘песенка’, ‘хохот’?
4. Сравните значения приведенных ниже лексем и определите значения корней греческого происхождения антроп, гидр, лог, оним (оном), фил. При анализе можно привлекать и другие русские слова с данными морфемами.
|
Антрополог, антропоним, питекантроп, архантроп, антропоцентризм.
Гидроплан, гидрология, гидроэлектростанция, гидрокостюм, гидролиз.
Геология, логопед, логотип, монолог, диалог, полилог, каталог, ономасиология, гидролог.
Библиофил, славянофил, философия, филармония, филокартист.
Переведите (калькируйте) на русский язык термины гидроним, гидрофильный, филантроп, антропофаг, социология.
Каково значение двух корневых морфем, образующих слово филолог? Остается ли оно тем же самым, каким было изначально?
5. Найдите в группе слов однокоренные. Мотивируйте свое решение.
Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.
6. Приведите из изучаемого иностранного языка (английского, немецкого, турецкого) примеры аффиксов, имеющих: а) словоизменительное, б) словообразовательное значение (как минимум, по 5 примеров).
7. (Для изучающих английский язык) Сравните следующие факты английского языка:
pain ‘боль’ – pains ‘заботы, старания, хлопоты’;
hand ‘рука’ – hands ‘экипаж, команда (корабля)’;
glass ‘стекло’ – glasses ‘очки’;
work ‘работа’ – works ‘завод, мастерские’;
compliment ‘комплимент’ – compliments ‘привет, поздравление’
respect ‘уважение’ – respects ‘выражения уважения’.
Какую роль играет в этих случаях показатель -s?
8. Сравните русские словоформы учителя и деревья. Одинаково ли у них окончание? Чем выражено в этих словоформах значение множественного числа?
Определите, одинакова ли флексия в русских словоформах пальто и пальтецо. Обоснуйте свой ответ.
|
9. Определите, чем различается морфемный состав слов в парах: стол – столь, ввысь – высь, коль – кол, очень – осень, наперед – перёд, хрясь – грязь, стоп – автостоп.
10. Разделите на морфемы следующие русские словоформы. Опишите значение каждой морфемы и приведите примеры других слов (словоформ), в которых данная морфема встречается. Приведите примеры моносемных и полисемных морфем, однофонемных, двухфонемных и многофонемных морфем. Быстрота, воссоединение, кольца, читаем, лесистого.
11. (Для изучающих немецкий язык) Переведите на русский язык немецкое слово Fußballweltmeisterschaft и опишите значение каждой морфемы, входящей в его состав.
12. В составе каких из приведенных ниже слов могут быть выделены конфиксы (циркумфиксы)? Всегда ли наличие в структуре слова суффикса и приставки – свидетельство наличия конфикса? Почему?
Объединять, бездушный, задушевный, бесправный, высверлить, суглинок, наглухо, приглушить, межгорье, пригорелый, по-деликатному, соавторство, проделка, задешево, недешево, невредимый.
13. Какие из следующих типов морфем есть в русском и английском языках: трансфиксы, инфиксы, интерфиксы? Приведите примеры.
14. Что роднит между собой в русском языке слова чипсы, клипсы, памперсы, леггинсы и т.п.? Какие изменения в их морфологической структуре произошли после их заимствования из английского языка в русский?
15. Определите морфемный состав следующих слов современного русского языка.
Ведьма (ср. ведь – «знание»); жир: (ср. жити – «жить, кормиться», первоначальное значение – «корм, пища»); ласка (ср. ласый – «нежный»); окно (ср. око – «глаз»).
|
Как делились эти слова на морфемы раньше? Определите тип изменений морфемной структуры слова.
16. Определите морфемный состав следующих слов современного русского языка: почтальон (ср. фр. Postiljon, польск. pocztylion – в том же значении); фляжка (ср. польск. flaszka –«фляга»); попадья (ср. греч. papadia – «жена попа»); поэтесса (ср. фр. poetesse – в том же значении); бутылка (ср. польск. butelka – «бутылка, пузырек, фляжка»). Определите тип изменений морфемной структуры слова. В чем причина подобных изменений?
17. Определите морфемный состав следующих слов современного русского языка: властелин (первоначально – властел-инъ, от властель – «господин, повелитель»; косточка (первоначально – косточ-ка, от костъка); кустарник (первоначально – кустар-ник, от кустарь – «кустарник»); лентяй (первоначально – лент-яй, от лента – «лентяй»); малютка (первоначально – малют-ка, от малюта – «малыш»); бесноваться (первоначально бесн-оваться, от бесный – «бешеный, бесноватый»). Определите тип изменений морфемной структуры слова. Попытайтесь выявить причины подобных изменений.