Профессиональная идентичность в структуре индивидуальной и социальной идентичности студентов.




Полученные данные изучения содержательных характеристик идентичности личности студентов 3 курса позволяют сделать следующее заключение.

Количество характеристик у 65% респондентов превышает средний уровень ответов, что указывает на достаточно высокий уровень рефлексии, т.е. человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей.

 

Таблица 2. Категории идентичности.

Категории Количество респондентов Количество встречаемости (% от общего кол-ва высказываний)
Наличие половой идентичности 98,3% 44,2%
Временной аспект идентичности Прошлое 10,5% 4,2%
Настоящее 100% 85,3%
Будущее 91,2% 15,3%
Индивидуальная характеристика 96,5% 41,3%
Сферы жизни Сфера семья 91,2% 14,6%
Сфера работа 87,7% 8,7%
Сфера учёба 90% 8,8%
Сфера досуг 57,8% 14%
Сфера интимно-личностных отношений 61,4% 7,4%
Сфера отдых 10,5% 7,4%
Деятельная идентичность 91,2% 16,5%
Психолингвистический аспект идентичности Существительные 100% 71%
Прилагательные 100% 52,4%
Глаголы 54,3% 24,5%
Валентность идентичности Негативная 65% 15%
Нейтральная 82,4% 38,3%
Позитивная 96,5% 47,4%
Завышенная 7% 5%
Идентификационные характеристики «Социальное Я» 94,7% 20%
«Коммуникативное Я» 80,7% 11,4%
«Материальное Я» 26,3% 6%
«Физическое Я» 26,3% 8%
«Деятельное Я» 87,7% 16%
«Перспективное Я» 89,4% 12%
«Рефлексивное Я» 87,7% 33,7%
         

98,3% респондентов прямо или косвенно обозначили свой пол, что говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола. Это позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми. 1,7% респондентов не обозначили свою половую идентичность, т.е. отсутствует обозначение своего пола, это может быть связано с недостатком рефлексии, либо с наличием кризиса идентичности в целом.

Временной аспект идентичности. Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности.

Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами, относящихся к различным сферам жизни. Здесь можно отметить, что 91,2% респондентов устремлены в будущее, т.е. у них присутствует наличие целей, планов на будущее, это отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции. Основные характеристики перспективного «Я», которые отмечают студенты третьего курса: «будущий врач», «ответственный работник», «хирург», «стоматолог», «судмедэксперт», «будущая заботливая жена», «будущая мама (отец)», «целеустремленная личность», «отличный компаньон», «отличный врач в будущем», «верю в светлое будущее», «хочу научиться кататься на сноуборде» и пр.

У 100% респондентов преобладают в самоописании характеристики настоящего времени, что говорит об активности и сознательности действий человека («студент», «девушка», «мечтатель», «люблю спорт», «я очень веселая», «люблю людей», «гордая» и пр.). На прошлое указывают в своих характеристиках 10,5% студентов («бывшая спортсменка» (2)).

96,5% респондентов при указании социальной роли выделяют и характеристики-определения, с которыми себя соотносят, идентифицируют, то есть описывают значимые для них социальные статусы и те черты, которые, по их мнению, связываются с ним. Выделяют следующие индивидуальные характеристики: «любящая дочь», «ответственный человек», «сильная», «веселый человек», «трудящаяся студентка», «надежная подруга», «коммуникабельная», «послушный сын», «задумчивый», «честный человек» и пр.

Выделим актуальные сферы жизни у студентов третьего курса. Для 91,2% респондентов наиболее значимой являются семейные отношения, здесь чаще всего они отмечают такие социальные роли, как «хорошая дочь», «старшая сестра», «будущая мать», «тетя», «внучка»и пр. 87,7% респондентов в идентификационных характеристиках отмечают деловые взаимоотношения и профессиональные роли («отличный врач», «будущий специалист», «стоматолог», «ответственный работник»). Сфера учеба выделена у 90% студентов («студент», «третьекурсник», «ответственный студент», «люблю учиться»). Сфера досуга (структурирование времени, ресурсы, интересы) представлена у 57,8% респондентов («спортсмен», «гурман», «меломан», «люблю вышивать», «играю в компьютерные игры»). Сфера отдыха представлена у 10,5% респондентов («люблю слушать музыку», «киноман»). 61,4% студентов отмечают характеристики, относящиеся к сфере интимно-личностных отношений («лучший друг», «подруга», «любимая»).

Деятельная идентичность

91,2% респондентов обозначили свои занятия, увлечения, способности к деятельности, оценили свои навыки, умения, знания, достижения. Среди ответов можно выделить следующие: «люблю готовить», «хорошая хозяйка», «спортсмен», «игроман», «меломан», «артистка», «любитель кино», «любопытный дайвер», «фотограф», «путешественник», «водитель», «любитель горных лыж», «неплохой музыкант», «гитарист».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: