Тема 4. Логика функционирования финансового механизма на предприятии
Лекции 7,8.
1. Понятие левериджа и его виды.
2. Методики расчета финансового левериджа.
3. Операционный леверидж и его эффект.
4. Оценка совокупного риска, связанного с предприятием.
Понятие левериджа и его виды.
Леверидж (рычаг) в финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:
ü финансовый
ü производственный (операционный)
ü производственно-финансовый
Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.
Производственный леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа. Здесь происходит мультипликация рисков предприятия.
Методики расчета финансового левериджа.
В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения эффекта финансового левериджа.
1. Западноевропейская концепция:
Эффект финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала.
|
|
Рассмотрим следующий пример:
ZB 1
Показатели | Предприятие 1 | Предприятие 2 | Предприятие 3 |
Активы, тыс. руб. (Аср) | |||
Пассивы, тыс. руб., в т ч. | |||
Собственный капитал (СК) | |||
Заемный капитал (ЗК) | - | ||
Прибыль до выплаты % и налогов - нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) | |||
Экономическая рентабельность активов ЭРА= (НРЭИ)/Аср.*100 | 40% | 40% | 40% |
Издержки по выплате % (25%) (S%) | - | ||
Чистая прибыль, тыс. руб. ЧП=(НРЭИ-S%)*(1-н) | 400(1-0,3)=280 | (400-75)*(1-0,3)= =227,5 | (400-175)*(1-0,3) =157,5 |
Чистая рентабельность СК ЧРСК=ЧП/СКср*100 | 280/1000*100==28% | 227,5/700*100==32,5% | 157,5/300*100==52,5% |
Вывод: предприятие 2 и 3 используют СК более эффективно; об этом свидетельствует показатель ЧРСК, а ЗК используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения ЗК называют стратегией спекуляции капитала.
Таким образом, при одинаковой экономической рентабельности активов налицо различная чистая рентабельность собственного капитала (ЧРСК), получаемая в результате иной структуры финансовых источников. Эта разница и есть уровень эффекта финансового левериджа (рычага) (ЭФЛ).
Эффект финансового левериджа (рычага) — это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
Эффект финансового левериджа определяется:
ЭФЛ = (ЗКср/СКср)*(ЭРА-СРСП)*(1-н)
Где можно выделить две составляющие:
ü дифференциал = (ЭРА-СРСП)*(1-н);
|
|
ü плечо рычага = (ЗКср/СКср);
н – ставка налогообложения
СРСП – средняя расчетная ставка процента которая рассчитывается по формуле:
Средняя расчетная ставка процента (СРСП) | = | Все фактические финансовые издержки по всем кредитам за анализируемый период. | Х 100 |
Общая сумма заемных средств, используемых в анализируемом периоде |
Таким образом, ЭФЛ можно представить как произведение дифференциала на плечо финансового рычага:
Уровень ЭФЛ = Дифференциал * Плечо финансового рычага.
Из этого можно вывести два важных правила:
1 Если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо внимательнейшим образом следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча финансового рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены своего «товара — кредита».
2. Риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск.
2. Американская концепция расчета финансового левериджа:
Эта концепция рассматривает эффект финансового левериджа (рычага) как изменение чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию (в процентах), порождаемое изменением нетто-результата эксплуатации инвестиций(тоже в процентах).
Сила воздействия финансового рычага (ЭФЛ) | = | Изменение чистой прибыли на акцию в % |
Изменение НРЭИ в % |
ЭФЛ | = | НРЭИ |
НРЭИ - | Проценты за кредит |
|
|
ЭФЛ | = | 1+ | Проценты за кредит |
Балансовая прибыль |
Таким образом:
ЭФЛ = НРЭИ/(НРЭИ - S%кр) = (БП + S%кр)/БП
Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием ЗК, поэтому чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:
а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:
б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.
Таким образом,
ü первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита,
ü вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.
ZB 2
На рынке функционируют 2 предприятия характеризующиеся следующими данными:
Показатели | Предприятие 1 | Предприятие 2 |
Активы, тыс. руб. (Аср) | ||
Пассивы, тыс. руб., в т ч. | ||
Собственный капитал (СК) тыс. руб | ||
Заемный капитал (ЗК) тыс. руб | - | |
Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) | ||
Экономическая рентабельность активов ЭРА= (НРЭИ)/Аср.*100 | 200/1000*100 = 20% | 200/1000*100 = 20% |
Издержки по выплате % (15%) (S%) тыс. руб | - | 500*0,15 = 75 |
Чистая прибыль, тыс. руб. ЧП=(НРЭИ-S%)*(1-н) | 200*(1-0,3)=140 | (200-75)*(1-0,3) = 87,5 |
Чистая рентабельность СК ЧРСК=ЧП/СКср*100 | 140/1000*100 = 14 % | 87,5/500*100 = =17,5% |
ЭФЛ | 1*(20-15)(1-0,3) = 3,5 % |
Операционный леверидж и его эффект.
Одним из методов финансового анализа применяемого с целью оперативного и стратегического планирования является метод C V P (Costs – Volume – Profit), «издержки – объем – прибыль»
Действие операционного рычага проявляется в том. Что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более высокое изменение прибыли.
Ключевыми элементами данного анализа служат: